Ключевые слова: профориентацию, профессия, интернет, информационные технологий, молодежь
Профориентация — это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям. Основная цель профессиональной ориентации — помочь молодым людям определить профессиональный путь, разобраться в своих интересах и способностях [1].
Выбор профессии — это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитывая мнение близких, внешнюю атрибутику профессии, престижность и ее экономическую выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства никак не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека.
Молодые люди после окончания принимают решение о выборе профессии. Это решение в дальнейшем повлияет на всю их жизнь, от него зависит успешность молодого человека как профессионала и как человека в целом. И не всегда подростки делают правильный выбор. Об этом свидетельствует большое число людей, которые получают второе образование, после того как однажды сделали ошибочный выбор.
При этом большинство старшеклассников оказываются не готовыми к самостоятельному выбору своего дальнейшего жизненного пути, а если выбор был сделан, то приобщение к профессии часто сводится лишь к простому получению знаний, умений и навыков. Это свидетельствует о недостаточно сформированном профессиональном самосознании или о малой эффективности предлагаемых технологий и методик профессиональной ориентации обучающихся.
Поэтому весьма важно, прежде чем выбирать профессию, пройти профессиональную ориентацию. Но на данный момент складывается такая ситуация, что многие молодые люди не знают, где это можно сделать, а если и проходят в школе, то относятся к результатам весьма несерьезно, не придавая им значения.
При этом профориентация направлена на активизацию внутренних, психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя, то есть речь идет о его подготовке к профессиональной деятельности в целом. Главное в этом процессе — развитие природных данных, способностей, реальных возможностей каждого конкретного обучающегося. Возникает вопрос: как, какими средствами и кто можно решать поставленные задачи.
Профессиональная ориентация в образовательном учреждении начального профессионального образования должна представлять собой научно-обоснованную систему мер, способствующую профессиональному самоопределению личности, формированию будущего работника, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда. В ходе проведения профориентационной работы учреждение начального профессионального образования тесным образом взаимодействует с общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей и подростков, территориальными центрами профориентации молодежи и психологической поддержки населения, органами образования, предприятиями, средствами массовой информации [2].
Важным аспектом в работе по профориентации является владение информацией о предпочтениях учащейся молодежи, которой вскоре предстоит выйти на рынок труда. С этой целью регулярно проводятся социологические опросы и анкетирование. Чтобы облегчить получение результатов таких опросов, можно использовать программы, позволяющие автоматизировать проведение расчетов и создание отчетов, основанных на результатах.
Невозможно обойти вниманием и всемирную сеть Интернет. Поэтому в области применения информационных технологий в профориентационной работе с молодежью Интернет может занять одно из ведущих мест.
На сегодняшний день абсолютное большинство образовательных учреждений имеют свои собственные странички в Интернет, и найти их бывает довольно просто при помощи известных поисковых систем либо по базам данных на образовательных порталах. Использование глобальной сети резко повышает внимание молодых людей к образовательным учреждениям, увеличивает интерес к профориентации в целом. Наличие собственного сайта (web-страницы, web-ресурса) позволяет учреждению оперативно предоставлять информацию, обмениваться опытом с коллегами, проводить конференции, осуществлять обратную связь, публиковать пресс-релизы и проводить рекламные акции. В перспективе возможно создание электронной энциклопедии, проведение различных мероприятий непосредственно в сети.
Именно на персональном сайте образовательного учреждения можно узнать наиболее подробную и достоверную информацию о правилах приёма, подготавливаемых профессиях и специальностях, дополнительных образовательных услугах и другое.
В последнее время Интернет становится все более насыщенным и доступным для использования информационным источником. Однако нужно заметить, что эта информация имеет свойство быстро изменяться или устаревать и постоянно нуждается в уточнении. Большой объем информационных материалов по вопросам образования и профориентации может стать серьёзным стимулом в работе педагогов, психологов, а также помочь старшеклассникам и их родителям оптимально решать вопросы, связанные с обучением в школе и подготовкой к поступлению в образовательные учреждения.
Возможности использования дизайнерских пакетов с точки зрения маркетинга также открывают новые горизонты в области рекламы образовательных учреждений. Красочные буклеты, объявления в общественном транспорте, информационные листовки оказывают положительное влияние на формирование имиджа образовательного учреждения, привлекая новых обучающихся и, возможно, социальных партнеров. Применение средств компьютерной верстки (Page Maker, Microsoft Word) позволяет прямо в стенах образовательного учреждения создавать брошюры, плакаты и другую рекламную продукцию [3].
Широкие возможности открывает пакет для работы с векторной графикой Macromedia Flash. Создание анимаций и презентаций, программирование обучающих и развивающих игр, разработка web-страниц, предоставление информации в необычном варианте — вот только краткий их список. Красочность и возможность интерактивного участия пользователя неизбежно привлекут молодежь к продуктам этой технологии.
Таким образом, внедрение информационных технологий в такую важнейшую сферу развития личности как выбор будущей профессии помогает существенно повысить эффективность профориентационной работы.
Литература:
- Организация профориентационной работы в школе: Е. С. Романова –Санкт-Петербург, Academia, 2013 г.- 304 с.
2. Профориентационная поддержка самоопределения старшеклассников: Т. В. Черникова — Санкт-Петербург, Планета, 2011 г. — 304 с.
3. Современные средства информационных технологий: С. Х. Карпенков — Москва, КноРус, 2009 г.- 400 с.