Ключевые слова: профориентацию, специальность, профессия, способность
Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.
Е. А Климов подчеркивал важность профориентационной работы: «Надо всячески помогать подростку получить широкую ориентировку в мире профессии. Он должен стать автором проекта и строителем своего жизненного пути» [1].
Сейчас профессиональная ориентация как научная проблема и определенная совокупность практических мероприятий имеет глубокие исторические корни. Она привлекала внимание многих поколений ученых и вызывала живой интерес у психологов и педагогов.
Психологический словарь определяет, «профессиональную ориентацию (профориентацию) как систему мер, направленную на оказание помощи молодежи в выборе профессии». Она по своей сути представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование у молодежи профессионального самоопределения, готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии со своими интересами, желаниями, склонностями, способностями и с учетом имеющихся общественных потребностей в специалистах различного профиля.
В этой связи важное значение принимают определение основных понятий: «профессия» и «специальность».
Профессия (от лат. professio. — объявляю своим делом), род трудовой деятельности человека, занятий, требующий определенной подготовки и служащий источником существования [2]. В каждом конкретном случае наименование профессии определяется характером и содержанием работы, применяемыми орудиями или предметами труда. Наряду с родовым понятием «профессия» существует видовое понятие «специальность».
Специальность (лат. specialis — особенный) — это комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии.
Мотив — причина, побуждающая к деятельности, а цель — это то, к чему стремится человек, выполняя определенную работу.
Таким образом, происходит осмысление собственных потребностей, выстраивается их иерархия, распределяются предпочтения, возникают интересы, которые в динамике своего развития могут превратиться в склонности, формируются ценности, оформляются мотивы, определяются цели, изучаются внешние условия, которые будут способствовать или препятствовать достижению цели. После чего принимается решение на деятельность, т. е. происходит самоопределение.
В нашем понимании для грамотного проведения профориентационной работы необходимо учитывать, что воздействовать на потребности ученика бывает очень сложно, еще сложнее их изменить.
В отличие от потребностей ценности не есть догма, заданность, они меняются во времени и в пространстве, в течение жизни человека; отличаются по национальному признаку, меняются при переходе общества из одной социально-экономической формации к другой. Система ценностных ориентаций не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций.
Мотивы и цели более подвижны, чем ценности. Поэтому профориентационная работа в школе должна быть направлена на развитие интересов, корректировку ценностей, мотивов и формирование целей. В этом контексте большая роль в профориентационной работе должна отводиться изучению личности школьника. Необходимо вовремя выявить, какими ценностными ориентациями руководствуется старшеклассник, каковы его мотивы выбора профессии, способности, профессиональные интересы.
В процессе изучения личности школьника в целях профессионального самоопределения большое значение имеют его профессиональные интересы.
Под профессиональным интересом понимают «непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность, мотивы и цели которой совпадают» [3]. Так как профессиональный интерес возникает и развивается в деятельности, то одной из его важных характеристик служит целенаправленная деятельность личности. Профессиональный интерес способствует формированию профессиональной направленности личности.
Однако, как известно, деятельность личности определяется не только побуждениями в прямом смысле этого слова — потребностями, мотивами, целями, интересами, но также знаниями, умениями и навыками. По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности человека выступают как некоторая возможность.
Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудиться с желанием. Если человек при этом добивается еще и определенных результатов в этой деятельности, то можно говорить о способностях к данной деятельности. Основным показателем способности следует считать легкость усвоения новых знаний, быстроту совершенствования умений и достижение высоких результатов деятельности. Говоря о выявлении способностей учащихся в целях профориентации, мы имеем в виду склонности к овладению не только знаниями школьной программы, но и определенными профессиями.
В науке способности классифицируются на врожденные и приобретенные. Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности.
Для определения эффективности профориентационной работы необходимо рассматривать профессиональное самоопределение учащихся в динамике (состояние на «входе» и «на выходе»), видеть какие существенные изменения произошли в сознании подростка и юноши (девушки). Важно следить за тем, как идет процесс формирования ценностей, становление мотивов и целей, развитие интересов и способностей.
Согласно И. С. Кону, профессиональное самоопределение начинается далеко в детстве и заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. Для данного исследования важно рассмотреть процесс формирования профессионального самоопределения средствами профориентационной работы на школьном этапе [4].
Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Именно на уроке педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у старшеклассников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.
Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха. Родителям нынешних подростков не только сложно предположить, какие ценности будут адекватны завтрашнему дню, но еще и передать своему ребенку те ценностно-нормативные модели, которым они не следуют сами и не всегда могут полностью их принять [5]. Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и с родителями учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях все еще не достигла своей главной цели — формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах. Поднятие качества профориентационной работы на должный уровень является первостепенной и главной задачей не только средних общеобразовательных, но и высших профессиональных учреждений.
Литература:
- Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение. 1990. 150 с.
- Психология. Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошенко. М.: Политиздат. 1990. 494 с.
- Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М. Т. Громкова. М. 2003. 415 с.
4. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение. 1989. 254 с.
- Методика воспитательной работы / Под ред. В. А. Сластенина. М. 2002. 144 с.