There have been some changes in the national system of higher education, caused by the necessity of its integration into the international educational space. According to the requirements of the new FSES HE a post graduate must have formed common cultural, professional and general professional competences. Our study deals with the development of information-communicative competence of students at agrarian high school as one of the components of the professional competence.
Key words: information and communication competence, foreign language training, educational and cognitive activity, motivation, vocational training
В последнее десятилетие в отечественной системе высшего образования произошли некоторые перемены, вызванные необходимостью его интеграции в международное образовательное пространство, а именно: реализация программы формирования систем непрерывного образования, повышение гибкости образовательных программ, преодоление узкой специализации, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), которые предусматривают большую самостоятельность образовательных организаций, возможность индивидуализации [3].
Перед высшими образовательными учреждениями стоят задачи повышения конкурентоспособности выпускника российской системы образования на национальном и мировом уровне; повышения качества подготовки специалистов, способных и готовых реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе; создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия.
Согласно требованиям новых ФГОС ВО у выпускника, освоившего программы бакалавриата, должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые позволят ему решать различные профессиональные задачи в области научно-исследовательской, проектной, производственно-технологической и организационно-управленческой деятельности, и которые призваны способствовать его личностной и профессиональной самореализации [6].
Одним из путей решения данной проблемы нам представляется организация обучения в вузе с позиций компетентностного, контекстного, личностно-деятельностного подходов и формирование информационно-коммуникативной компетенции студентов как одной из составляющих их профессиональной компетентности.
Проблема формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов нашла отражение в исследованиях А. В. Богдановой, Л. В. Бочаровой, Г. В. Кругляковой, Л. А. Леонтьевой, Ю. Г. Плаксиной [4], И. Г. Смирновой [5], Е. Н. Софинской, С. Е. Шишова и др., но вместе с тем, проблема её формирования в процессе использования инновационных педагогических средств оценивания ещё недостаточно исследована.
В своем исследовании, опираясь на определение, сформулированное С. Е. Шишовым и И. Г. Агаповым, мы рассматриваем информационно-коммуникативную компетенцию студента как способность и готовность личности к коммуникативной деятельности, связанной с получением, обменом, анализом профессионально значимой информации в процессе использования современных информационно-коммуникативных технологий, в т. ч. из иноязычных источников [7].
Формирование информационно-коммуникативной компетенции будущих профессионалов также подразумевает развитие интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей личности; знаний и умений в области информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), необходимых и достаточных для решения задач межличностного, межкультурного и профессионального характера [1].
Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы по теме нашего исследования, мы выделили следующие критерии и показатели сформированности информационно-коммуникативной компетенции:
− мотивационно-ценностный (смысловой) компонент предполагает установку на овладение новыми знаниями и умениями; положительную мотивацию на коммуникацию; стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
− когнитивно-рефлексивный компонент означает осознание информации как знания; развитие чувства нового, творческого мышления; понимание значимости ИКТ в будущей профессиональной деятельности; умение критически оценивать и анализировать полученную информацию;
− операционально-деятельностный включает умение работать с информацией (осуществлять поиск, отбор, анализ, синтез); умение использовать ИКТ в будущей деятельности; умение проектировать свою профессиональную деятельность;
− коммуникативно-этический компонент указывает на умение общаться в реальной и виртуальной среде с представителями других культур и концессий; умение строить доброжелательные отношения в коллективе; умение брать на себя ответственность за принимаемые решения;
− эмоционально-волевой компонент рассматривается нами как умение ставить задачи, преодолевать их, находить адекватные решения; установка на саморазвитие (я-концепция); наличие перспективных планов построения карьеры и личностного роста; умения преодолевать языковые барьеры.
Информационно-коммуникативную компетенцию студентов аграрного вуза также можно охарактеризовать определёнными уровнями её сформированности, а именно:
− низкий (пороговый) уровень: отсутствие или наличие отдельных навыков информационно-коммуникационной компетенции: неавтоматизированные навыки владения формами устной и письменной речи, неадекватное отношение к получаемой информации, отсутствие или наличие отдельных навыков использования ИКТ, низкий уровень мотивации;
− репродуктивный (пороговый) уровень: сформированные навыки владения формами устной и письменной речи, умение работать с информацией, осуществлять поиск, отбор, анализ, умение выделять главное, оценивать степень достоверности, использование современных ИКТ на элементарном уровне, средний уровень мотивации;
− эвристический (продвинутый): автоматизированные навыки владения формами устной и письменной речи, использование современных ИКТ для организации виртуальной коммуникативной деятельности с удалёнными собеседниками на уровне продвинутого пользователя, высокий уровень мотивации;
− творческий (высокий уровень): свободное владение иностранным языком и умение самостоятельно использовать ИКТ для решения широкого спектра коммуникативных задач, умение строить реальное и виртуальное общение с представителями других взглядов и культур, умение создавать на основе имеющихся знаний новые, склонность к самоанализу и самооценке, очень высокий уровень мотивации.
Таким образом, мы приходим к выводу, что информационно-коммуникативная компетенция студентов аграрного вуза формируется в ходе совместной деятельности и представляет собой комплекс сформированных личностных качеств индивида, позволяющих ему эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений и использовать современные ИКТ для поиска, сбора, обработки, анализа и обмена профессионально значимой информацией, в т. ч. на иностранном языке.
Литература:
- Андрющенок Е. В. Формирование информационно-коммуникационной компетенции в процессе профессиональной подготовки в вузе / Е. В. Андрющенок, М. В. Семышев // Вестник Воронежского института МВД № 4. — Воронеж: РИО Воронежского института МВД, 2012. — С. 180–185.
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая/парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. — № 5. — С. 34–42.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы. 29.12.2014 г. (№ 2765-р).http://2016-god.com/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016–2020-gody/
- Плаксина Ю. Г. Формирование информационно-коммуникационной компетенции студентов вуза при изучении общих математических и естественнонаучных дисциплин Текст: дис. канд. пед. наук / Ю. Г. Плаксина. — Челябинск, 2007. 254 с.
- Смирнова И. Г. Педагогические условия формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов в образовательном процессе вуза. Дис. канд. пед. наук, Воронеж, 2011. 188 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Агроинженерия» (уровень бакалавриата) № 1172 от 20.10.2015 г. Режим доступа: http://fgosvo.ru/
- Шишов С. Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов// Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 2. — С. 58–62.
- Reetz L. Zur Bedeutung der Schlüsselqualifikationen in der Berufsbildung. In: Schlüsselqualifikationen. Hrsg. v. L. Reetz u. Th. Reitmann. Hamburg: Feldhaus, S. 16–35. — 1990.