Мотивация персонала в условиях кризиса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 535 раз

Библиографическое описание:

Целин, В. Е. Мотивация персонала в условиях кризиса / В. Е. Целин, М. А. Кузнецова, С. В. Юдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36214/ (дата обращения: 16.11.2024).



Мотивация персонала вусловиях кризиса

Целин Владимир Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент;

Кузнецова Марина Александровна, студент;

Юдина Светлана Владимировна, студент

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва

Проблемы грамотного стимулирования и эффективной мотивации персонала всегда были и остаются наиболее актуальными для менеджмента организаций, так как от системы стимулирования зависит не только организационная активность персонала, но и в целом результаты деятельности организации.

В условиях окружающей нестабильности, рынок труда в России оказывается на довольно низком уровне, благодаря чему предприятия претерпевают кризисное состояние. [2] На рисунке представлена тенденция уровня безработицы в РФ за последние 15 лет, которая построена по данным Росстата РФ. Как мы видим, уровень постепенно снижается, но достаточно высок, одна из причин данного явления — незамотивированность персонала.

C:\Users\Марина\Desktop\Целин\рисунок статья.jpg

Рис. 1. Уровень безработицы в РФ

Различные авторы в своих работах выделяют часто встречающиеся причины демотивации персонала, наиболее распространенными факторами оказались следующие:

− отсутствие прозрачной системы вознаграждения и льгот;

− отсутствие системы обучения и карьерного роста сотрудников;

− низкий уровень заработной платы;

− отсутствие доверительных отношений между работником и администрацией. [4]

В России решению проблемы мотивации труда уделяется не такое большое внимание. В основном в Отечественных организациях методы и практики мотивации труда, сводятся к оплате труда, основанной на фиксированных тарифных ставках и должностных окладах, которые не являются достаточно эффективными. Поэтому, необходимо использовать зарубежный, уже накопленный опыт. Из всех мировых моделей систем мотивации труда можно выделить как наиболее характерные японскую, американскую модели.

В Японии в основе преобразовании системы стимулирования лежали принципы, пользуясь которыми страна достигла значительных экономических успехов:

− пожизненного найма персонала, смысл заключается в заинтересованности сотрудников работать как можно дольше на данном предприятии, с целью получения вознаграждения за выслугу лет, премий, повышения профессиональной подготовки, различных социальных льгот. То есть преимуществом данного принципа является стабильная занятость, которая выгодна, как работникам, так и стране в целом;

− системе ротации, суть которой заключается в перемещении работников по горизонтали и вертикали каждые два-три года. Данная система обеспечивает качественную деятельность работников, так как при переходе на новое рабочее место необходимо иметь хорошую репутацию, полученную на предыдущем месте;

− системе подготовки на рабочем месте.

Главными особенностями японских моделей стимулирования труда являются:

− дифференциация заработной платы по отраслям;

− размер оплаты труда, зависящий от фактического трудового вклада и реальных результатов работы;

− ставки руководителей, менеджеров, начальников отделов базируются на системе «плавающих окладов», т. е. размер ставки будет определяться в зависимости от динамики себестоимости, объемов производства, номенклатуры и других показателей;

− в кризисных ситуациях, в первую очередь снижаются оклады руководителей, в то же время заработки рабочих увеличиваются.

Если рассматривать японскую систему нематериального стимулирования, то можно так же выявить некоторые особенности:

− объединение рабочих в группы, в результате чего возникает соперничество между группами, которое стимулируется, а возникновение соревновательного духа между работниками одной группы не поощряется;

− установление доверительных отношений администрации с персоналом. Доверие поражает ответное доверие.

Итак, Наиболее существенные преимущества японских компаний заключаются именно в системах и методах управления персоналом.

В России, некоторые компании применяют отдельные элементы японской системы стимулирования. Например, Самарская клиника репродуктивной медицины «Эко» разработала эффективную систему стимулирования персонала на предприятии для привлечения и удержания высококвалифицированных специалистов, лучших в своей профессии. Такая мотивация сотрудников — пример для всех медицинских учреждений. Основная цель системы сформулирована, как «обеспечение мира и достатка для работников». В систему стимулирования входят:

− материальные поощрения (высокая зарплата; премии по результатам работы и за выслугу лет, т. е. используется принцип пожизненного найма персонала;

− организация обучения и стажировок в ведущих отечественных и зарубежных клиниках; обеспечение бесплатным питанием на местах, рабочей одеждой, дотациями на сотовую связь и бензин; кредитование сотрудников);

− нематериальные (организация досуга — корпоративные мероприятия, походы в театр, туристические поездки, поздравления ко дню рождения). Реализация программы позволила полностью укомплектовать штат специалистами, многие из которых считаются лидерами в профессии.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Другая, достигшая высоких показателей система стимулирования — американская, в её основе — направление на поощрение предпринимательства и обогащение экономически активного населения. [1]

Главными особенностями являются:

− материальное поощрение зависит от профессионализма рабочих и от количества освоенных ими профессий, что поддерживает мобильность на высоком уровне;

− чёткое разграничение управляющих на категории;

− целевое управление;

− система поощрения новаторских идей, повлекших увеличение прибыли;

− система «двух направлений в карьере»: либо административно-должностной рост, либо постепенное повышение оклада до уровня руководителя. [3]

Как мы видим, данная система более направлена на индивидуализм каждого рабочего.

Итак, мотивация работников в организации имеет значительную роль как для предприятия, так для экономики в целом. Мотивация представляет собой систему стимулирования труда, которая обеспечивает активную трудовую деятельность персонала, которая, в свою очередь, ведет к повышению эффективности деятельности предприятия.

Проведя анализ американской и японской систем стимулирования, можно отметить некоторые методы и принципы, использование которых, поможет разработать эффективную систему стимулирования на предприятии, переживающее период кризиса:

Нематериальные методы стимулирования:

  1. Обеспечение системного повышения квалификации персонала.
  2. Привлечение персонала к разработке целей развития предприятий и выработке решений.
  3. Обеспечение условий для должностного продвижения по служебной лестнице.
  4. Объективная оценка результатов труда персонала и моральное поощрение.
  5. Установление доверительных отношений администрации с персоналом.

Материальные методы стимулирования:

  1. Определение зависимости заработка персонала от конечного результата деятельности предприятия.
  2. Поощрение прибыльных инновационных идей.
  3. Система оплаты труда, не позволяющая снижать оклад работникам.
  4. Улучшение условий труда.

Литература:

  1. Варданян И. «Зарубежный и российский опыт управления мотивацией персонала» / — «Кадровик. Ру», 2011, № 3.
  2. Гарявин А. Н., Беленченкова Т. В. «Мотивация персонала в условиях кризиса» // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире // Информационный издательский учебно-научный центр «Стратегия будущего» (Санкт-Петербург), 2016, – № 14.
  3. Горошко О. Н., Фетисова О. В. Американская модель менеджмента в России // ООО «Центр развития научного сотрудничества» Н.: 2014-№ 29-С.239–2432.
  4. Огвоздин В. Ю. Структура и принципы менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – № 6.
  5. Прокина Е. О. Основные причины демотивации персонала и её последствия // Молодой ученый. — 2015 — № 10. — С. 768–771.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, РФ, система стимулирования, доверительное отношение администрации, заработная плата, персонал, пожизненный найм персонала, предприятие, работник, рабочее место, система, японская система.


Задать вопрос