The article analyzes the legal prevention of corruption in the Russian base in the public service. It explains briefly the value of normative legal acts in the system to prevent corruption. A short value of normative legal acts in the system of preventing corruption.
Keywords: legal base, the prevention of corruption, civil service, income, property, prohibitions
В настоящее время проблема коррупции в России имеет большое значение. С целью противодействия коррупции, в частности в сфере государственной службы, вырабатываются новые приемы и способы борьбы с коррупцией [3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13]. В связи с этим в России формируется широкая нормативная правовая база противодействия коррупции в сфере государственной службы. Такую нормативную правовую базу составляет как законодательство России, так и подзаконные нормативные правовые акты, имеющие немаловажное значение в сфере противодействия коррупции. Основная их часть имеет целью предупреждение коррупции, недопущение формирования коррупциогенных факторов в сфере государственной службы.
В частности, превентивное антикоррупционное значение имеет Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который в статье 17 содержит запреты, связанные с прохождением гражданской службы, которые направлены на предупреждение коррупционных проявлений со стороны государственных гражданских служащих [2;20–21]. К таким запретам относятся: занятие выборной должности в органе местного самоуправления; избрание на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, занятие предпринимательской деятельностью, получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), использование в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества, а также передача их другим лицам, использование преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума, в интересах политических партий, других общественных объединений, разглашение или использование в интересах организаций либо физических лиц сведений конфиденциального характера или служебной информации, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, и т. д. [1]
Также немаловажную часть нормативной правовой базы антикоррупционного регулирования составляют указы Президента Российской Федерации:
1) «О некоторых вопросах организации деятельности Президиума Совета при Презенте Российской Федерации по противодействию коррупции» от 25.02.2011 № 233, которым определяется порядок рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также дачи согласия на переход в коммерческие и некоммерческие организации указанных лиц после их ухода с государственной службы;
2) «О мерах по реализации отдельных положений Федерльного закона «О противодействии коррупции» от 21.07.2010 № 925, которым уточняется круг субъектов, на которых распространяется антикоррупционные требования и ограничения, конкретизируются их обязанности и условия соблюдения (при оставлении государственной службы);
3) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» от 01.07.2010 № 821, которым определяется система мер и процедур по предупреждению условий и причин, способствующих возникновению коррупционных правонарушений;
4) «О Национальной стратегии противодействия коррупции» от 13.04.2010 № 460, который выполняет роль «дорожной карты» по организации и реализации общегосударственных усилий противодействия коррупции;
5) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащим, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» от 21.09.2009 № 1065;
6) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации» от 21.09.2009 № 1066;
7) «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» от 18.05.2009 № 557;
8) «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» от 18.05.2009 № 558, которым утверждены формы справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
9) «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» от 18.05.2009 № 559;
10) «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» от 18.05.2009 № 560, которым утвержден порядок предоставления сведений о доходах, лицами, занимающими руководящие должности в государственно-частных учреждениях;
11) «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и представления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования» от 18.05.2009 № 561;
12) «О мерах по противодействию коррупции» от 19.05.2008 № 815, которым образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и утверждён его состав;
13) «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12.08.2002 № 885 [2;21–24].
Данный перечень не является исчерпывающим. В связи с тем, что проблема коррупции в Российской Федерации является одной из наиболее актуальных и требующих принятия соответствующих мер, направленных на снижение уровня коррупции, в том числе и в сфере государственной службы, нормативная правовая база противодействия коррупции с каждым годом расширяется. 01.04.2016 года принят Указ Президента РФ № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы», который определяет перечень мероприятий, направленных на решение задач в области противодействия коррупции, в том числе в сфере государственной службы.
Таким образом, основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяет Президент Российской Федерации. Кроме того, Президент Российской Федерации устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области противодействия коррупции.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- Астанин В. В. Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих: учеб. пособие / Европ. Учеб. ин-т МГИМО (У) МИД РФ. — Москва, 2011–276 с.
- Юрковский, А. В. Административное право: учебное пособие / А. В. Юрковский, К. Н. Евдокимов, В. М. Деревскова. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2012. — 287 с.
- Юрковский, А. В. Категория «интересы» в конституционном праве Китайской Народной Республики // Академический юридический журнал — 2015. — № 4 (62). — с. 44–52.
- Юрковский, А. В. Категория «интересы» в конституционном праве Японии // Академический юридический журнал — 2016. — № 1 (63). — с. 46–52.
- Юрковский, А. В. Категория «интересы» в конституциях Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея: сравнительный анализ // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 3. С. 163–166.
- Юрковский, А. В. Категории «нужда», «потребность», «интерес» в конституционном праве Монголии // Новая наука: теоретический и практический взгляд. — Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований». Стерлитамак, 2016. — № 3–2 (69). — С. 232–236.
- Юрковский, А. В. Противодействие коррупции при осуществлении прокурорского надзора за исполнением градостроительного законодательства. учебное пособие / А. В. Юрковский; Иркутский юридический ин-т (фил.), Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Иркутск, 2010.
- Костюнина О. В., Юрковский А. В. Правовая экспертиза нормативных правовых актов. учебное пособие / Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», Юридический институт. Иркутск, 2012.
- Фирсова О. А., Юрковский А. В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе. Иркутский юридический ин-т (филиал) Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Иркутск, 2008. — с. 10