Статья посвящена вопросам коррупции в сфере правотворческой деятельности, ее причинам и последствиям, а также возможным способам преодоления.
Ключевые слова: коррупция; противодействие коррупции; правотворчество; лоббизм; теневой лоббизм; выборы; правовая идеология
Corruption in law-making as aspecial form of corruption offenses
The article is devoted to the issues of corruption in law-making, its causes and consequences, as well as possible ways to overcome them.
Keywords: corruption; anti-corruption; law-making; lobbying; shadow lobbying; elections; legal ideology
Одним из ключевых средств противодействия коррупции выступает право, как средство нормативного правового воздействия, направленного на преодоление и недопущение возникновения и развития коррупционных деяний. Именно правотворческая деятельность представляет собой основу формирования права, что включает и антикоррупционную составляющую [2, С.69].
Социальная ценность позитивного права, отождествляется с его полезностью, значимостью для государства, общества и каждого отдельного человека и предопределяется свойствами самого позитивного права [6, С.100].
Правотворчество в данном контексте представляет собой явление двойственного характера и может быть не только средством противодействия коррупции, но и объектом ее распространения, что обусловлено сущностью правотворческой деятельности как специфическому виду практической деятельности уполномоченных на то субъектов — органов представительной власти федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления. Выборный порядок наделения полномочиями таких субъектов является почвой для возникновения коррупции на уровне правотворчества, что имеет особую общественную опасность, поскольку результатом правотворческой деятельности является нормативный акт, направленный на регулирование отношений неопределенного круга лиц.
Право и политика есть факты объективной реальности, которые возникают, развиваются и обуславливаются в связи с волевыми действиями и сознанием людей (участников общественных отношений). Наличие индивидуальных и групповых интересов предопределяет существование противоречий, которые являются источником развития всей совокупности социальных взаимодействий [7, С.36].
Проявления коррупции многообразны, связаны с различными объективными и субъективными факторами [8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15].
Установление коррупционных связей чаще всего происходит уже на стадии выдвижения кандидатов на должность в представительном органе власти или органе местного самоуправления.
Право выдвижения кандидатов является одним из правомочий, составляющих активное избирательное право и, в соответствии с действующим законодательством, реализуется через политические партии, их региональные и местные отделения, а также через иные избирательные объединения граждан в случае формирования представительного органа местного самоуправления [5, С.49].
Так, для того, чтобы использовать свое пассивное избирательное право путем выдвижения от политической партии или иного избирательного объединения, кандидату необходимо заручиться поддержкой соответствующего объединения, что в дальнейшем, в случае избрания данного кандидата на должность, может стать причиной продвижения интересов избирательного образования, выдвинувшего кандидата.
Схожая ситуация складывается и при формировании избирательного фонда кандидата, в состав которого, согласно пп. «б», «в», «г» статьи 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» могут входить средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, что создает определенную коррупционную зависимость избранного на должность кандидата и субъекта, участвовавшего в формировании его избирательного фонда.
Можно сделать вывод о том, что возникающая в результате вышеописанного взаимодействия связь между названными субъектами избирательного процесса является особой формой коррупции, заключающейся в том, что за поддержку, оказанную кандидату избирательными объединениями и добровольными жертвователями в пользу избирательного фонда кандидата, обуславливает направления законотворческой деятельности лица, входящего в состав представительного органа в сторону интересов лиц, поддержавших его.
Такая форма коррупции сопоставимо с институтом лоббизма, формально не закрепленным в законодательстве Российской Федерации.
Лоббизм в законотворческой деятельности выражается в оказании воздействия определенных субъектов на органы и лиц, обладающих законотворческими полномочиями, с целью достижения принятия (непринятия) конкретного законодательного решения неправовыми способами воздействия, включая материальное стимулирование субъекта правотворческой деятельности. Лоббизм может рассматриваться в качестве как позитивного (служащего интересам общества), так и негативного, теневого (приносящего вред общественным отношениям, создающем основу для правонарушений, в том числе коррупционных) явления [1, С.15].
Понятие теневого лоббизма схоже с вышеописанной формой коррупция в правотворческой деятельности, когда речь о материальном стимулировании субъекта правотворческой деятельности в интересах отдельного лица или группы таких лиц. Однако понятие теневого лоббизма является более широким по отношению к понятию коррупции в сфере правотворческой деятельности, поскольку охватывает несколько больший круг общественных отношений.
Авторы ряда научных трудов по данной тематике отмечают необходимость законодательного установления мер борьбы с коррупцией в сфере правотворчества, а также с теневым лоббизмом [3, С.12]. Однако следует отметить, что данная форма коррупции и теневого лоббизма основана, в первую очередь, на личных взаимоотношениях субъектов, следовательно, помимо законодательной борьбы с данным явлением необходима работа над неюридической частью антикоррупционной идеологии, имеющей ценностно-нормативное значение, закрепленной в виде соответствующих стереотипов морали и нравственности [4, С.102].
Таким образом, коррупция в сфере правотворческой деятельности является одной из наиболее опасных для общества форм коррупции и базируется как на правовой основе, так и на неюридической, идеологической, что делает ее более сложной для преодоления.
Литература:
1. Абрамова А. И. Лоббизм в законотворческой деятельности. — Журнал российского права. — 2014. — № 6. С. 15–25.
2. Дидыч Т. О. Правотворчество государства и противодействие коррупции в современных условиях. — Журнал российского права. — 2012. — № 8. С. 69–80.
3. Иванов П. А. Проблемы конституционно-правового регулирования лоббизма в России. — Конституционное и муниципальное право. — 2014. — № 6. С. 12–14.
4. Хорольский Г. В. Антикоррупционная идеология в контексте правовых механизмов противодействия коррупции. — Право и государство. — 2011. — № 4. С. 100–104.
5. Черепанов В. А. Право выдвижения кандидатов в структуре избирательных прав граждан. — Конституционное и муниципальное право. — 2015. — № 10. С.48–53.
6. Юрковский А. В. Право как ценность и ценности в праве // Социология и право. — 2016. № 2 (32). — с. 95. — 102.
7. Юрковский А. В. Право и политика // Сибирский юридический вестник. — 2007. — № 4. — с. 35 -39.
8. Юрковский, А. В. Противодействие коррупции при осуществлении прокурорского надзора за исполнением градостроительного законодательства. Учебное пособие. — Иркутск: ИЮИ (ф) АГП Р, 2010.
9. Юрковский, А. В. О необходимости проведения экспертизы нормативных правовых актов на предмет коррупциогенности в сфере градостроительной деятельности // Проблемы совершенствования прокурорского надзора. Сборник статей. — Иркутск: ИЮИ (ф) АГПРФ, 2010. — Выпуск 7.
10. Правовые основы противодействия коррупции. Учебное пособие / А. В. Юрковский, К. Н. Евдокимов, В. М. Деревскова. — Иркутск: ИЮИ (ф) АГП РФ, 2012. — 190 с.
11. Юрковский, А. В. Социально обусловленные причины появления коррупции // Проблемы совершенствование прокурорского надзора. Сборник статей. -Иркутск: ИЮИ (ф) АГП РФ, 2012. — Вып.9.
12. Юрковский, А. В. Проблемы организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов // Правовая политика современной России Международная научно-практическая конференция, посвященная 95-летию Иркутского государственного университета. 2013. — С. 72–75.
13. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. / А. В. Юрковский, О. В. Костюнина, В. П. Любушкина. — Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. — с. 91
14. П Юрковский, А. В. Противодействие коррупции при осуществлении прокурорского надзора за исполнением градостроительного законодательства. учебное пособие / А. В. Юрковский; Иркутский юридический ин-т (фил.), Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Иркутск, 2010.
15. Костюнина О. В., Юрковский А. В. Правовая экспертиза нормативных правовых актов. учебное пособие / Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», Юридический институт. Иркутск, 2012.