В истории национально-освободительного движения особое место занимает самое крупное в XIX в. восстание под руководством Кенесары Касымова. Народно-освободительная борьба К. Касымова явилась самым мощным движением казахского народа против колониальной политики царизма, продолжением протестных движений султанаКасыма Аблаева и его сынаСаржана, связанных с проведением административно-территориальных реформ управления 1822–1824 гг. на территории Среднего и Младшего жузах.
Исследователь И. Середа отмечал масштабность личности Кенесары: «Это был человек решительный, энергичный... Стоило ему клич кликнуть, тысячи джигитов готовы были встать в ряды его шаек, сражаться за утраченную независимость или погибнуть... Кенесары умел быть достойным повелителем своих дружин. Духу, которым были одушевлены его шайки, позавидовал бы любой полководец европейских войск. Таков был Кенесары [1, c. 21–22].
Личным представителям Кенесары — батырам Тобылды Тохтину, Юсупу Жанкучукову, Мамберды Конысбаеву, Тайтоку Доненову и Косымбаю Казангапову [2, с. 245] было поручено выполнить дипломатическую миссию — доставить письма российскому императору и западно — сибирскому губернатору.
Стремление Кенесары мирным путём уладить разногласия с царским правительством, расширявшим захват казахских земель и создававшим новые округа в районах, остававшихся вне пределов российского влияния [2, c. 345], оказалось безрезультатным.
Главной целью мятежного султана явилось восстановление целостности территориальных пределов Казахстана времён Абылай — хана, упразднение «диванов» (как в письмах его обозначены округа, учреждённые в Казахстане в 20–30-х гг. XIX в.), сохранение полной самостоятельности не вошедших в состав России земель [3, c. 215]. Кенесары поставил задачу освободиться от гнёта кокандских правителей.
Кенесары заявлял, что он прибыл не для барымты и грабежа, а для освобождения казахского народа от ига русских. В различных письмах и призывах, исходящих лично от Кенесары или из его ставки, проводились идеи о том, что крестьянам будут даны пастбища, наделы, прекратятся налоги со стороны царского правительства [4, c. 102].
Батыры были проводниками идеологии Кенесары в борьбе против иноземных захватчиков, за свободу и независимость, разъезжали по аулам и пропагандировали идеи хана, мобилизовали казахов на восстание.
В борьбе за восстановление Казахского ханства приняли участие все слои казахского общества: рядовые кочевники, старшины, бии, батыры и султаны. Батыры были проводниками идеологии Кенесары в борьбе против иноземных захватчиков, за свободу и независимость, разъезжали по аулам и пропагандировали идеи хана, мобилизовали казахов на восстание.
Как и его дед Аблай, Кенесары опирался на батыров, являвшихся управителями родов, его приближенными, а в военное время возглавлявших родовые дружины [5].
Кенесары воспитал целую плеяду выдающихся батыров своего времени. Подлинным народным вождём является тот, кто собирает вокруг себя знаменитых людей из народа, биев, батыров, независимо о происхождения. Этим искусством прекрасно владел его далекий предок Чингиз-хан, хорошо понимал и дед Аблай. Если рядом с ханом Аблаем были такие известные во всей степи батыры как Кабанбай и Богенбай, другие батыры, то и его внук Кенесары выдвинул целую когорту знаменитых батыров [5].
В составе войск Кенесары находились наиболее влиятельные, пользующиеся всеобщей известностью, батыры всех казахских жузов. Соратниками Кенесары были такие батыры, как Агыбай из рода шубыртпалы (Средний жуз — Каркаралинск), Жанайдар-батыр из рода суюндук (Средний жуз — Баян-Аул), Иман Дулатов (дед Амангельды) из рода кипчаков (Средний жуз — Тургай), Жоламан Тленчиев из рода табын (Младший жуз — Сыр-Дарья), Бугубай-батыр из рода дулат (Старший жуз — Джеты-Су), Ангал-батыр из рода атыгай (Средний жуз — Кокчетау), Басыгара-батыр из рода кипчак (Средний жуз — Акмолинск), Жеке-батыр из рода аргын (Средний жуз), Джауке, Суранши и Байсеит-батыр из рода дулат (Старший жуз) [6, c. 184].
Предводителями родов Среднего жуза, присоединившихся к восстанию, стали батыры: из племени аргын рода шубыртпалы Маса-батыр — один из главных предводителей отрядов Кенесары, из рода шапрашты Бугбай-батыр, из рода арган — Шакир, Жайке, Толыбай и Танасты, Базар, Кобек, Байгары, Бирджан, Балкай, Бижан, Жолды-Аяк, известный наездник Тунгатарской волости Айдарбек и Джубай-батыры [6, c. 79].
Батыры Агыбай, Иман, Тулебай были преданными сподвижниками Кенесары.Так, батыр Агыбай участвовал в посольстве Сарджана, Есенгельды и Ержана к Ташкентскому кушбеки в 1836 году. К восстанию Кенесары он примкнул уже зрелым батыром, прошедшим суровую жизненную школу. Агыбай был ровесником Кенесары и первым его военным советником. Кенесары никогда не звал его по имени, всегда шутливо звал его «Косе» (безбородый) и очень любил и уважал его [6, c. 186].
Среди восставших Агыбай батыр был весьма уважаем, а имя его со временем превратился боевой клич. Часть войск хана Кенесары шла в атаку с кличем «Агыбай», что являлось, вышей наградой для знаменитого батыра. Агыбай батыр до последнего поддерживал Кенесары и участвовал во всех его битвах и столкновениях. Вместе с ним эту участь разделили семеро его собратьев, прозванные в народе «семеро волчар из шубыртпалы»: Танабай, Колебе, Мендибай, Дулат, Жауке, Толыбай, Шынбай. После гибели Кенесары, Агыбай с родом Шубартпалы откочевал в пределы нынешней Акмолинской области и 83-х лет умер в местечке Кайракты. Его памяти посвящена народная поэма «Агыбай-батыр», сложенная во второй половине XIX века [6, c. 187].
Отец Агыбая — Олджабай, из рода шубыртпалы, вместе со своими братьями Манабаем, Танабаем, Мынбаем (которые со своими сородичами составляли 62 семейства), с первых же дней примкнул к восставшим. Все они сражались в войсках Кенесары. Танабай, в частности, был одним из военачальников Кенесары и пользовался огромным уважением среди повстанцев. Сам Олджабай был тоже батыром [8, c. 185–186].
Другим знаменитым батыром Кенесары был дед Амангельды — Иман. Он родился в 1780 году в Тургайском уезде, в местечке Дулат Кзыл-жары [6, c. 187]. Легендарный герой казахского народа Кобланды-батыр, Иман-батыр, его внук Амангельды-батыр были из племени кипчака. Род Бегимбета был примером героизма в восстании Кенесары [7, c. 78].
Иман присоединился к Кенесары в 1839 году. Во время осады отрядом Кенесары крепости Кок-Алажар на берегу р. Есиль, гарнизон долго отстреливался, не допуская повстанцев. Тогда, незаметно подкравшись с небольшим отрядом, Иман-батыр ударил с тыла, ворвался в крепость и этим решил исход боя. После окончания боя Кенесары, собрав своих сарбазов, выразил свое восхищение подвигом Имана. Он сказал: «Очень я доволен, что со мной был Аякен, превзошедший по своей силе тигра, по хитрости — лисицу». С тех пор Кенесары в знак уважения звал батыра — «Аяке». Иман, как старший по возрасту, также входил в военный совет Кенесары [6, c. 187].
В восстании Кенесары принимали участие все четыре сына Имана — Бердалы, Ержан, Балык и Удербай (последний был отцом Амангельды). Бердалы и Ержан вместе с батыром Иманом погибли в тяжелых боях в 1847 г. [7, c. 78].
В Кокчетавском районе самый многочисленный род по составу населения — это род караул из племени аргына, который присоединился к восстанию Кенесары и начал кочевать вглубь степи вместе с повстанцами до района Кара-Тау в волость Кунград и дальше по направлению Сарысу. Руководителями их являлись известные батыры Бугенбай, Амалдык, Кенжебай, Ерлан, Шамай Шауыпкелов, Мулда Баубек, Елубай и Кубе-батыр, Жаксылык Серкешбий и др. [7, c. 78].
Героизмом выделялись братья Кенесары — Наурызбай и Абулгазы, племянник Ержан. Особенно известным в степи батыром славился Наурызбай, обладавший громадной физической силой, мастерским владением всеми приёмами единоборства, не раз побеждавший врага в поединках. О его умении владеть пикой ходили легенды, он был весь покрыт боевыми ранами, несмотря на свою молодость [5].
Наурызбай возглавлял особый отряд, действовавший на самых опасных участках, и был одним из ближайших советников Кенесары. Наурызбай был грозой своих противников. Ни один киргиз не видел, чтобы он хоть раз действовал пикой двумя руками. Как правило, громадной тяжелой пикой он управлял при всяких условиях только лишь одной рукой, что говорило за его действительно богатырскую силу» [6, c. 213].
Среди прославленных батыров была сестра Кенесары Касымова — Бопай. С первых дней восстания она стала активным участником борьбы. Она призвала своего мужа Самеке, и его родственников — султана Сортека и Досана Абульхайыровых — принять участие в восстании. Получив отказ, она в 1837 г. покинула своего мужа с родственниками и навсегда связала свою судьбу, вместе со своим 17 летним сыном, с судьбой восставшего народа [9, c. 334].
Бопай возглавила особый отряд в 600 человек, который занимался сбором закята и реквизицией имущества и продовольствия у султанов, отказавшихся примкнуть к восстанию. Она участвовала во всех крупных сражениях Кенесары Касымова и совершала отдельные партизанские рейды в тыл врага, присутствовала на всех совещаниях Кенесары, и он внимательно прислушивался к ее советам [6, c. 214].
В состав войск Кенесара входили со своими отрядами прославленные народные батыры из казахов Малого жуза: Бухарбай батыр из рода табын (Сыр-Дарья), Жанхожа-батыр, из рода шекты (Сыр-Дарья), батыр Жоломан Тленшин из рода табын (Иргиз-Ак-Тюбе), Курман-батыр из рода тама (Эмба) и др. [7, c. 81–82].
Кенесары проявил себя как одарённый государственный деятель и военачальник. В своей деятельности он опирался на проверенных и преданных ему людей. Так, социальную основу ханской власти составляли батыры, игравшие важную роль в восстании. Батыры были непосредственными участниками создания феодального государства казахов. Они возглавляли ведомства ханства: дипломатическое, судебное, финансовое, военное и ведомство, занимающееся реквизицией имущества.
Планы военных наступлений, стратегия и тактика боевых операций рассматривались на военном совете, в который входили сподвижники — батыры: Наурызбай, Сайдак-Кожа Оспанов, Кенже, Таймас Бектасов, Джеке, Агыбай, Жоламан Тленчиев и др.
Кенесары сформировал особые отряды, которыми руководили его ближайшие родственники и самые преданные сподвижники: сестра Бопай, брат Наурызбай, батыры Жоламан Тленчиев, Саржан Саржанов, Джеке и другие. Задачей этих отрядов, обладавших большой манёвренностью и отвагой, было проведение опасных рейдов в тыл врага, реквизиция имущества родоправителей, которые отказались присоединиться к восстанию.
Таким образом, полководческий талант Кенесары проявился в стратегических и тактических действиях его армии. Ему удалось синтезировать тактику ведения боя кочевников с передовыми методами того времени, связанными с выполнением военных операций. Так, во вражеских схватках казахские сарбазы использовали знание местности, засады с естественными укрытиями, такими как кустарники, заросли, камыши, обходные пути, внезапное тыловое нападение на противника. Успешно использовался приём введения заблуждения неприятеля о мнимых кочёвках, пути следования и пускал его по ошибочному следу.
Литература:
- 380 Середа Н. А. Бунт киргизского султана Кенесары Касымова (1837–1847 г.) // Вестник Европы. — 1870. — № 8 — С. 541–573; № 9. — С. 60–86
- История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5 томах. Т. 3. — Алматы: «Атамұра», 2000. — 390 с.
- Материалы по истории Казахской ССР. Т.ІV. (1785–1828 гг.) — М.-Л.: Изд. АН СССР, 1940. — 543 с.
- Галиев В. З. Движущие силы народно-освоболительной борьбы под предводительством К. Касымова //Абылай хан. Кенесары: (улт-азаттык козгалыс мэселелери) Алматы: Гылым, 1993 — С. 100–110.
- Абдиров М. Воин степей: о полководческом искусстве Кенесары // http://lib.kazsu.kz/libr/vestnik/TEXT %5Ckenes3.TXT (дата обращения 14.02.16)
- Бекмаханов Е. Б. Казахстан в 20–40 годы XIX в. — Алматы: Казахстан, 1992. — 400 с.
- Дильмухамедов Е. Д Восстание казахов под руководством Кенесары Касымова в 1837–1847 гг. / Е. Д. Дильмухамедов; сост. О. Е. Дильмухамедов, Э. Е. Дильмухамедова. — Алматы: Print, 2010. — 200 с.
- Венюков М. Опыт военного обозрения русских границ. Артиллерии полк. М. Венюкова, действительного члена Императорского Русского географического общества: в 2 вып. — СПб., 1873–1876. — 144 с.
- История Казахской ССР с древнейших времён до наших дней. Алмата. — 3-е изд.; переработ. — Алматы, 2011. — 670 с.