Государственное управление развитием агропромышленного комплекса Чеченской Республики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 04.12.2016

Статья просмотрена: 523 раза

Библиографическое описание:

Эльсункаев, Т. С. Государственное управление развитием агропромышленного комплекса Чеченской Республики / Т. С. Эльсункаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 412-414. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36227/ (дата обращения: 18.12.2024).



Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль — сельское хозяйство — являются ведущими сферами экономики Чеченской Республики, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. На сегодняшний день Чеченская республика является одним из самых сельских регионов Российской Федерации. Актуальность данного утверждения подтверждается тем, что более 60 % населения проживает в сельской местности (то время как среднероссийский уровень равен 27 %) и именно на селе основной контингент безработных.

Глава Чеченской Республики Кадыров Р. А. одним из приоритетных направлений в деятельности органов исполнительной власти определил возрождение и развитие агропромышленного комплекса. Как он подчеркнул: «...одна из основных отраслей экономики региона должна стать рентабельной, обеспечить внутренний рынок экологически чистой сельхозпродукцией по доступным для населения ценам. Мы должны стать конкурентоспособными не только в России, но и выйти на мировой рынок…» [1].

В настоящее время агропромышленный комплекс Чеченской Республики представляет собой сложный механизм, эффективное функционирование которого возможно лишь при условии, если объективно оценено его состояние, определены его потребности и перспективы развития, сформированы структура производства и управления и решены ряд других принципиальных вопросов. Огромное значение имеет принятие мер по укреплению существующих форм и субъектов хозяйствования. В результате оказанной поддержки АПК, за последние годы был достигнут рост основных производственных показателей сельскохозяйственного производства. Валовая продукция сельского хозяйства в Чеченской Республике за последние семь лет выросла почти в 3 раза, и среднегодовой темп прироста составил за данный период 28,5 %. Однако, несмотря на предпринимаемые государством меры по поддержке сельхозтоваропроизводителей и имеющуюся положительную динамику производства, следует отметить, что аграрный сектор экономики республики, как и в целом по Российской Федерации, по — прежнему остается (находится) в кризисном состоянии, которое приобрело затяжной характер.

Государственную политику в сфере сельскохозяйственного производства республики осуществляет Министерство сельского хозяйства Чеченской Республики.

Минсельхозу ЧР подведомственно 174 действующих предприятий и учреждений, из которых 20 промышленных предприятий. Помимо подведомственных предприятий в сфере АПК действуют 20 предприятий обслуживающих Минсельхоз ЧР.

В АПК Чеченской Республики с участием средств республиканского бюджета реализуются восемнадцать программ государственной поддержки, субсидируемые из бюджетов разного уровня, направленные на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.

Министерство сельского хозяйства Чеченской Республики продолжает оказывать поддержку фермерским хозяйствам. По статистическим данным на 01.12.2015 года в Чеченской Республике зарегистрировано и функционирует 4275 крестьянское (фермерское) хозяйство.

В рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Чеченской Республике на 2014- 2020 годы» [2] реализуется подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования», в том числе ее основные мероприятия — поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм.

В рамках ВЦП «Поддержка начинающих фермеров в Чеченской Республике на 2015–2017 годы» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Чеченской Республике на 2015–2017 годы», в 2015 году 100 начинающим фермерам перечислены гранты на создание и развитие фермерских хозяйств, 10 фермерских хозяйств получили гранты на строительство семейных животноводческих ферм.

Одной из главных целей становления агропромышленного комплекса республики является обеспечение эффективного развития сельскохозяйственного производства на базе его конкурентоспособности, роста уровня и качества жизни на селе. В целях реализации поставленной цели был разработан проект «Стратегия развития агропромышленного комплекса ЧР на 2014–2020», базисным ориентиром которого является развитие агропромышленного комплекса республики, предусматривающий программно-целевой подход к становлению каждой отрасли сельского хозяйства.

Стратегия развития АПК Чеченской Республики должна отражать его реальное состояние и базироваться на принципах целостности развития. В свою очередь целостность подразумевает охват всех элементов жизнедеятельности сельских территорий, ориентацию на потребности людей и использование межотраслевых подходов.

Следует отметить, что базисной задачей аналогичных стратегий является рост благосостояния сельского населения и расширение диапазона развития АПК посредством включения в его состав каждого сегмента и компонента. В соответствии с программой «Развитие агропромышленного комплекса ЧР на 2014–2020» в рамках экономического и социального развития действуют следующие меры государственной поддержки предприятий АПК:

– обеспечение исполнения обязательств предприятий по банковским кредитам посредством предоставления объектов республиканского залогового фонда;

– субсидирование за счет средств республиканского бюджета части процентной ставки по кредитам, привлеченным для реализации инвестиционных проектов;

– обеспечение инвестиционным налоговым кредитом на срок окончания развития проекта;

– обеспечение налоговыми льготами в части средств, зачисляемых в республиканский бюджет.

В целом, агропромышленная политика региона служит ориентиром при разработке стратегии развития регионального АПК и его отраслей.

Анализ потенциала агропромышленного комплекса Чеченской Республики свидетельствует об имеющихся больших возможностях его развития. Однако попытки спонтанного развития отрасли, без определения приоритетов и способов их реализации, без продуманной региональной политики, без полноценного учета имеющегося потенциала не позволяют управленческим структурам реализовать имеющиеся в данной сфере возможности.

Для того чтобы выявить основные проблемы и перспективные направления развития государственного регулирования АПК Чеченской Республики, автором был проведен экспертный опрос. Экспертами выступали представители агробизнеса Чеченской Республики, сферы образования и органов региональной власти.

Большинство экспертов — 59,8 %, выделили проблему отсутствия инновационной системы подготовки и использования кадров для агропромышленного комплекса. Действительно, несмотря на то, что приоритеты, принципы, цели и задачи региональной агропромышленной политики, а также условия их реализации определяются в рамках концепций и программ инновационного развития данной сферы, ее внедрение происходит медленно.

Отмечено слабое развитие инновационной, информационной и образовательной инфраструктуры. Образовательная система слабо реагирует на запросы рынка труда; специальности, востребованные отраслями агропромышленного комплекса практически не открываются в Чеченской Республике, что не позволяет сформировать полноценную инновационную систему подготовки и использования кадров.

20 % экспертов отметили слабое развитие финансовых инструментов государственной поддержки агропромышленного комплекса.

Таким образом, перспективным направлением развитияАПК региона является организация условий по внедрению инновационной системы подготовки и использования кадров для агропромышленного комплекса Чеченской Республики по следующим направлениям:

– принятие аграрными образовательными учреждениями дополнительных мер, направленных на повышение качества подготовки выпускников и создание инновационной системы непрерывного профессионального образования;

– налаживание тесных связей сельскохозяйственных предприятий с образовательными учреждениями аграрного профиля; активное включение предпринимательских структур в инновационный процесс; юридическое закрепление учебно-опытных хозяйств за аграрными вузами;

– направление целевой государственной поддержки отраслевой науки на развитие, закрепление научно-технического потенциала научных исследований и ускорение инновационных процессов в АПК по всему циклу производства;

– формирование агротехнопарковых структур в регионе;

– подписание соглашений о расширении сотрудничества в деле подготовки кадров для АПК Чеченской Республики между Российским государственным аграрным университетом — МСХА имени К. А. Тимирязева и учебными заведениями Чеченской Республики.

Данные направления приобретают особую актуальность с учётом того, что коррелируют с мерами «зелёной корзины» Соглашения по сельскому хозяйству, и могут применяться без ограничения.

Еще одним из направлений государственной поддержки является выделение финансовых ресурсов на поддержку микрофинансирования, поэтому представляется возможным процесс обеспечения микрокредитами малого агробизнеса Чеченской Республики осуществлять через специально созданный апексный институт, учитывая тот факт, что в регионе все микрокредитные организации действуют разрозненно и не соединены в единую структуру.

Таким образом, механизм финансирования микрофинансовых организаций посредством создания апексного института Чеченской Республики, для поддержки малого агропредпринимательства, будет включать следующие этапы:

  1. Апексный институт получает финансовые средства из бюджетов различных уровней для финансирования малого агропредпринимательства региона, также привлекает средства доноров (к примеру, зарубежных организаций, поддерживающих развитие микрофинансирования в России);
  2. Перераспределяет их микрофинансовым организациям муниципального уровня под залог их кредитного портфеля (суммы кредитов, предоставленных субъектам малого предпринимательства).
  3. Микрофинансовые институты осуществляют выдачу микрозаймов субъектам малого агробизнеса Чеченской Республики.

Основной целью деятельности апексного института будет являться финансовая поддержка малого агропредпринимательства на территории региона.

В случае успешной реализации предложенных мероприятий малое агропредпринимательство не только получит толчок к дальнейшему развитию, но и будет максимально удовлетворять свои финансовые потребности за счёт привлечения ресурсов из рыночных структур, что в свою очередь снимет нагрузку с бюджета Чеченской Республики.

Литература:

  1. Кадыров Р. А. Проблемы АПК требуют к себе пристального внимания.//Вести Республики. 28.02.2013 г.
  2. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Чеченской Республике на 2014–2020 годы». (Утв. постановлением Правительства Чеченской Республики от 03.12.2013г. № 312) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru
  3. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. от 19.12.2014) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru
  4. Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. № 1485 «О федеральной целевой программе «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.businesspravo.ru.
  5. Багавудинова М. Б. Совершенствование мер государственного регулирования АПК в условиях рыночной экономики//Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 4 (66). С. 25–28.
Основные термины (генерируются автоматически): Чеченская Республика, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, государственная поддержка, использование кадров, малое агропредпринимательство, развитие, сельскохозяйственное производство, малый агробизнес, Российская Федерация.


Похожие статьи

Управление развитием государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Ростовской области

Управление налогово-бюджетными рисками Ставропольского края

Управление ресурсами социальной сферы муниципального образования

Система управления социально-экономическими процессами на территории Чеченской Республики

Организация системы внутреннего контроля в унитарных предприятиях Челябинской области

Государственное управление кадровой политики государственных служащих

Роль сельскохозяйственного развития в экономике Чеченской Республики

Управление развитием государственно-частного партнерства в Ростовской области

Организационное управление эффективностью качества реализации жилых объектов

Государственное и региональное регулирование в области туристской деятельности в Российской Федерации

Похожие статьи

Управление развитием государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Ростовской области

Управление налогово-бюджетными рисками Ставропольского края

Управление ресурсами социальной сферы муниципального образования

Система управления социально-экономическими процессами на территории Чеченской Республики

Организация системы внутреннего контроля в унитарных предприятиях Челябинской области

Государственное управление кадровой политики государственных служащих

Роль сельскохозяйственного развития в экономике Чеченской Республики

Управление развитием государственно-частного партнерства в Ростовской области

Организационное управление эффективностью качества реализации жилых объектов

Государственное и региональное регулирование в области туристской деятельности в Российской Федерации

Задать вопрос