Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации подростков с девиантным поведением | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 2489 раз

Библиографическое описание:

Завражнов, В. В. Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации подростков с девиантным поведением / В. В. Завражнов, Г. А. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 588-590. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36245/ (дата обращения: 16.11.2024).



Подростковый возраст характеризуется рядом серьезных изменений в физиологическом и психологическом развитии ребенка. Переходный характер данного возраста и промежуточное положение между ребенком и взрослым, которое занимает подросток, становится источником широкого круга проблем в поведении. Девиантное поведение наиболее часто связывается именно с подростковым возрастом, так как неустойчивость психологических регуляторов поведения и несформированность представлений подростков о социальных нормах становятся причинами отклонений в поведении детей.

Подростковый возраст является периодом активной социализации личности. В данном возрасте подросток начинает активно взаимодействовать в различных сферах деятельности с взрослыми и свертниками. Происходит развитие социальных навыков подростков, усвоение типичных форм социального поведения в различных ситуациях, подростки получают опыт социального взаимодействия. Вместе с тем подростковый возраст, осложняется многочисленными нарушениями процесса социализации, обусловленными широким кругом социально-психологических и социально-педагогических причин.

Одной из проблем социализации подростков является девиантное поведение, которое является показателем неуспешности в усвоении социальных норм и правил. В то же время девиантное поведение создает неблагоприятные условия для дальнейшей социализации подростков, так как делает неэффективным педагогические воздействия учителей и родителей. В подростковом возрасте девиантное поведение значительно увеличивает риск социальной дезадаптации ребенка, так как именно на данном этапе создаются условия для дальнейшего протекания процесса социализации.

Проблема социализации подростков с девиантным поведением рассматривалась в исследованиях Г. М. Андреевой, О. В. Козловой, Я. Л. Коломинского, Е. С. Кузьминой, B. Н. Мясищева, Д. И. Фельдштейна и др.

Проблема социализации подростков с девиантным поведением заключается в нарушении усвоения ими социальных норм и имеющегося опыта общественной жизни. Источником девиантного поведения в подростковом возрасте выступает слабое знание существующих социальных норм, проблемы в психическом здоровье подростков, неблагоприятное влияние различных социальных групп или родителей [5]. Девиантное поведение подростков создает значительные трудности при их интеграции в социальные отношения и без помощи соответствующих специалистов процесс социализации может оказаться нарушенным, что приведет к закреплению девиантных форм поведения и возникновению социальной дезадаптации.

Особенности социализации подростков с девиантным поведением обуславливаются рядом факторов. Ю. А. Клейберг, Т. Р. Алимханова, А. В. Мисько выделяют три основных фактора девиантного поведения подростков. Биологический фактор выражается в физиологических особенностях подростка, т. е. в неустойчивости жизненно важных систем организма, в первую очередь нервной системы [6]. В ряде случаев антисоциальные формы поведения подростков связаны с органическим поражением нервной системы явлениями интеллектуальной неполноценности и психопатическими чертами личности. Такие подростки отличаются большей степенью внушаемости, некритичностью поступков [4].

Психологический фактор заключается в особенностях темперамента, акцентуациях характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им. Источником нормативной регуляции и нравственной оценки поведения для подростков становятся социализированные нормы, однако еще не те, которые принимаются взрослыми людьми. Для подростков это — лидерские или групповые нормы, принятые в референтных группах.

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдаются два направления процесса социализации: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими и др. [6].

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность [6].

Социальные факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации [6].

Особенности социализации подростков с девиантным поведением обусловлены влиянием семьи. Часто родители устраняются от процесса воспитания ребенка, предоставляя это педагогам. Соответственно, в проблемах поведения подростка, по мнению таких родителей, виноват учитель или улица. На самом деле ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы, отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров [1]. Важнейшим условием формирования личности девиантного подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия (прежде всего, морально ущербный социально-психологический климат семьи [2].

Формами девиантного поведения подростков являются бродяжничество, пьянство, воровство, проявления агрессии по отношению к детям и взрослым. Данные поведенческие проявления говорят о несформированности социальных представлений подростков, их слабом знакомстве с социальными нормами и низкой включенности в социальное взаимодействие [2,3].

Психолого-педагогическая деятельность по оптимизации процесса социализации подростков с девиантным поведением связана с созданием социальной среды благоприятно воздействующей на отношения подростка с окружающими. Для этого педагогом-психологом проводится диагностика, направленная на выявление проблем каждого подростка, способных порождать девиантное поведение [8]. На основании данных диагностики вырабатывается индивидуальная стратегия коррекционной работы. Она может включать мероприятия способствующие нормализации отношений подростка с окружающими, в том числе разъяснительную работу среди педагогов и родителей, взаимодействующих с ребенком. Коррекционная работа с подростками может проводиться как индивидуально, так и в группе. Эта работа должна помочь в развитии коммуникативных навыков подростка, повысить его уверенность в себе, сформировать адекватную самооценку. Другой формой работы по оптимизации социализации подростков с девиантным поведением выступает вовлечение подростка в социально приемлемые виды деятельности [7].

На основе изучения психолого-педагогической литературы, было проведено эмпирическое исследование. В результате диагностики было выявлено, что коллектив класса недостаточно дружный. Общение сосредотачивается в основном вокруг лидеров, которые составляют 25 % от численности класса. Лидеры контактируют друг с другом опосредованно, через предпочитаемых, которые составляют 40 % от численности класса. 30 % подростков имеют статус пренебрегаемых, поэтому сверстники стараются избежать общения с ними. 5 % находятся в изоляции. Исследование межличностных отношений подростков позволило выявить причины такого распределения статусов. Лидеры класса занимают свои позиции благодаря организаторским качествам или независимой позиции. 20 % подростков со статусом предпочитаемые демонстрируют конформное поведение в отношении лидеров и соглашаются с их мнением. Также 20 % со статусом предпочитаемые стараются проявлять дружелюбие по отношению ко всем членам референтной группы. Подростки с неблагоприятными статусами характеризуются излишней застенчивостью или недружелюбием в отношении с другими детьми. Также в поведении младших подростков в классе преобладают такие тенденции как независимость, общительность и избегание «борьбы».

На основании данных исследования была разработана программа, которая направлена на оптимизацию процесса социализации подростков. При составлении программы учитывались данные психодиагностики. Исходя из этого, в программу включены упражнения на развитие уверенности в себе, на снятие тревожности в межличностном взаимодействии, на развитие социальных эмоций. В ходе проведения программы подростки должны учиться преодолевать эмоциональные барьеры в общении, отрабатывать навыки понимания эмоций окружающих и пытаться самим передать свои эмоции другим. Программа также включает упражнения, направленные на отработку адекватного поведения в различных ситуациях.

Таким образом, подростковый возраст характеризуется рядом серьезных изменений и является периодом активной социализации личности. Проблема социализации подростков с девиантным поведением заключается в нарушении усвоения ими социальных норм и имеющегося опыта общественной жизни. Особенности социализации подростков с девиантным поведением обуславливаются биологическим, психологическим, социологическим фактором. Значительное влияние на социализацию подростков оказывает семья. Психолого-педагогическая деятельность по оптимизации процесса социализации подростков с девиантным поведением связана с созданием социальной среды благоприятно воздействующей на отношения подростка с окружающими. Проведенное эмпирическое исследование позволило разработать программу, направленную на оптимизацию процесса социализации подростков.

Литература:

  1. Азаров, Ю. П. Педагогика любви и свободы. [Текст] / Ю. П. Азаров — М.: Академия, 2005–312 с.
  2. Анзорг, Л. Дети и семейный конфликт [Текст] / Л. Анзорг — М.: Просвещение, 2007. — 283 с.
  3. Арнаутова, Е. П. Общение с родителями: Зачем? Как? [Текст] / Е. П. Арнаутова, Е. М. Иванова / Научный редактор В. М. Иванова. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 318 с.
  4. Вроно, Е. М. Несчастливые дети — трудные родители. Наблюдения детского психиатра. [Текст] / Е. М. Вроно — М.: Академия, 2007. — 92 с.
  5. Голод, С. И. Будущая семья: какова она?: (Социально-нравственный аспект). [Текст] / С. И. Голод — М.: Высшая школа, 2001. — 38 с.
  6. Дольто, Ф. На стороне подростка. [Текст] / Ф. Дольто — СПб.: Питер, 2003. — 238 с.
  7. Ковалев, С. В. Психология современной семьи. [Текст] / С. В. Ковалев — М.: Академия, 2006. — 482 с.
  8. Колесов, Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. — 2-е изд. [Текст] / Д. В. Колесов — М.: Педагогика, 1984. — 164 с.
Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, подростковый возраст, подросток, оптимизация процесса социализации подростков, проблема социализации подростков, девиантное поведение подростков, норма, особенность социализации подростков, социальная среда, коррекционная работа.


Похожие статьи

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в условиях детского дома

Психолого-педагогические аспекты профилактики девиантного поведения

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе

Социологические методы изучения девиантного поведения в общественных местах

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты конструирования уроков естественно-математического цикла с учетом психологических особенностей детей с ОВЗ

Похожие статьи

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в условиях детского дома

Психолого-педагогические аспекты профилактики девиантного поведения

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе

Социологические методы изучения девиантного поведения в общественных местах

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты конструирования уроков естественно-математического цикла с учетом психологических особенностей детей с ОВЗ

Задать вопрос