Разработка методов профессионального отбора абитуриентов физкультурного факультета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Мукашева, К. М. Разработка методов профессионального отбора абитуриентов физкультурного факультета / К. М. Мукашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 744-747. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36246/ (дата обращения: 18.12.2024).



Разработкаметодовпрофессионального отбораабитуриентовфизкультурного факультета

Мукашева Кундыз Манатовна

Научный руководитель: Укушева Толкын Калиаскаровна

Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова (г. Талдыкорган, Казахстан)

Спортсмены, как известно, относятся к категории лиц, наиболее подверженных стрессовым факторам, поэтому учет вышеназванных психофизиологических взаимосвязей чрезвычайно важен для оценки адаптационных возможностей организма спортсмена и прогнозирования его реакции на нагрузки различного происхождения [1].

Важнейшей составляющей адаптационных резервов являются функциональные резервы. Они подразделяются на конституциональные (генотипические и фенотипические), явные (которые можно выявить и использовать в данный момент) и скрытые (заблокированные, которые могут стать явными при переходе организма в более благоприятное состояние) [2].

Явные функциональные резервы измеряются с помощью специальных функциональных тестов с максимальной или субмаксимальной нагрузкой, а также с помощью клинических исследований. Уменьшение явных функциональных резервов, вплоть до их полного истощения, происходит не только вследствие преобладания их расхода над восполнением, но и в результате блокирования части резервов организмом при развитии стрессовых неспецифических адаптационных реакций. Тип и напряженность неспецифической адаптационной реакции могут определяться по совокупности показателей функционального и психофизиологического состояния спортсмена (уровень тревожности, раздражительности, агрессивности, качество сна, аппетита, утомляемость, работоспособность и т. п.) [3]. Перевод организма спортсмена из стрессовой в гармоничную адаптационную реакцию приводит к постепенному накоплению функциональных резервов и снятию блокад со скрытых резервов.

Чем выше функциональные резервы спортсмена, тем более интенсивные тренировочные нагрузки он способен выполнять без ущерба для здоровья. Таким образом, основной тактической задачей спортивной медицины становится поддержание функциональных резервов спортсмена на максимальном уровне. Решение этой задачи существенно облегчает для спортсмена и тренера реализацию оптимального управления тренировочным процессом, достижение пика формы и высоких результатов в соревновательный период.

В тоже время при поступлении в ВУЗ по спортивным специальностям комплексный отбор не проводится. При этом студенты физкультурных факультетов, как правило, продолжают активную профессиональную спортивную деятельность, так как возраст 18–24 года в большинстве видов спорта является пиком спортивной формы. В связи с этим возникает вопрос о необходимости совершенствовании методов комплексного отбора абитуриентов физкультурного факультета.

Исходя из этого, целью настоящего исследования является: Разработать новые подходы и усовершенствовать методы профессионального отбора и контроля психофизиологического состояния высококвалифицированных спортсменов для повышения эффективности и результативности их деятельности.

Материалы иметоды исследования

Объект иметоды исследования: Проведено обследование 20 абитуриентов физкультурного факультета Жетысуского государственного университета им. И. Жансугурова различной специализации (средний возраст исследуемых составил 17,45±0,71 лет). Среди них призеры республиканских и международных соревнований.

Для оценки психоэмоционального состояния были использованы следующие сертифицированные компьютеризированные методики:

  1. Экспресс-методика определения работоспособности и функционального состояния центральной нервной системы человека [4] на основе статистического анализа времени простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР).
  2. Диагностика нервно-психических состояний и выявление внутриличностных конфликтов по феномену цветопредпочтения — тест Люшера.

Результаты исследований иих обсуждение

Все обследуемые прошли стандартное медицинское обследование, необходимое для поступления в ВУЗ. По результатам данного обследования все абитуриенты были признаны практически здоровыми.

При отборе необходимо учитывать психологические и психофизиологические свойства спортсменов. Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов являются в значительной мере природными свойствами центральной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т. п. Также не стоит забывать, что каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и психофизиологическим способностям спортсмена [5–6]. В связи с этим нами была проведена оценка психофизиологических свойств абитуриентов.

Время простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) рассматривают как интегральный показатель функционального состояния ЦНС, отражающий такие основные свойства, как возбудимость, лабильность и реактивность. Простая сенсомоторная реакция реализуется через формирование функциональной системы, работа которой зависит от согласованности, синхронности временных и пространственных параметров этой системы и совпадения ритмов возбуждения в нервных клетках [2]. Тест ПЗМР оценивает активацию ЦНС. Оценка осуществлялась по среднему времени ответной реакции на группу зрительных стимулов. Форма распределения последовательных значений времени ПЗМР и положение вариационной кривой в системе координат варьирует в соответствии с изменением ФС ЦНС. Это соответствие позволяет определять количественные критерии, отражающие разные стороны ФС ЦНС, а также уровни работоспособности [7].

Для оценки результатов работоспособности и ФС были выбраны усредненные критерии: М — среднее время реакции (мс), Mo — значение середины модального класса, Т — значение времени реакции (мс), ФУС — функциональный уровень нервной системы (усл.ед.), УР — устойчивость нервной системы (усл.ед.), УФВ — уровень функциональных возможностей (усл.ед.) по правой и левой руке. Результаты вариационной хронорефлексометрии спортсменов представлены на рисунке 1.

Средне групповые показатели времени ПЗМР (Т, мс) обследуемых не имели существенных различий (табл. 1), колебания кривых этого критерия соответствовали диапазону значений, который охватывает интервал времени, характеризующий «незначительно сниженную» работоспособность человека.

Такой показатель хронорефлексометрии как ФУС имел значения в интервале от 2,09 до 2,38 усл. ед., и находился в пределах ФС характеризуемого как «сниженная работоспособность». При сравнении результатов ФУС (усл. ед.) значимых различий в группе обследованных не выявлено.

Рис. 1. Показатели простой зрительно-моторной реакции абитуриентов, усл. ед.

Следующий анализируемый нами показатель вариационной хронорефлексометрии — УФВ (усл. ед.) — является интегративной характеристикой состояния ЦНС и позволяет судить о ее способности формировать и достаточно долго удерживать соответствующую функциональную систему. В среднем по группе существенных отличий УФВ не обнаружено. Средние значения этого критерия соответствовали границам, характеризующим ФС «незначительно сниженная работоспособность». Следует отметить, что в отличии со средними данными по группе у 7 (35 %) обследуемых УФВ составил от 1,13–1,58 усл. ед, и соответствовал ФС «сниженная работоспособность».

Затем мы определяли показатель хронорефлексометрии — УР (усл. ед.), который рассматривают как критерий устойчивости состояний ЦНС. Величина этого показателя тем больше, чем меньше вариабельность значений ПЗМР. В наших исследованиях средние значения критерия УР в группе находились в границах ФС — «сниженная работоспособность». Как и в случае с показателем УФВ у 7 (35 %) обследуемых УР по отношению к группе имел значения в интервале от 0,06–0,55 усл. ед., и находился в пределах ФС «значительно сниженная работоспособность».

Таким образом, сопоставление величин расчетных критериев оценки ФС ЦНС с показателями УР позволило определить, что ФС ЦНС 75 % спортсменов находится на уровне сниженной и незначительно сниженной работоспособности. Для таких ФС характерно ослабленное внимание, увеличение времени выполнения задания и ошибочных действий, а также при сниженном УР наблюдается резкое ухудшение временных и точностных параметров деятельности и значительное снижение работоспособности в целом. У 35 % спортсменов ФС ЦНС находится на уровне значительно сниженной работоспособности и в системе координат занимает временной интервал в среднем от 260 до 460 мс. При таком распределении отчетливо выявляются сдвиги уровней возбудимости и лабильности ЦНС.

Далее, мы оценивали показатели актуального психофизиологического состояния спортсменов. Изменение показателей актуального психофизиологического состояния спортсменов фиксировалось с помощью восьмицветового теста Люшера — проективной методики, использующей феномен цветопредпочтения для диагностики нервно-психических состояний и выявления внутри личностных конфликтов. Для оценки текущего психологического состояния спортсменов проводили анализ суммарного отклонения (СО) и вегетативного коэффициента (ВК) [8].

Показатель СО интегрально отражает уровень непродуктивной нервно-психической напряженности, присущий испытуемому. Полученные результаты указывают на то, что у большинства испытуемых значения СО от аутогенной нормы находилось в интервале от 8 до 11 баллов. Средние значения этого критерия соответствовали границам, характеризующим незначительный уровень непродуктивной нервно-психической напряженности.

В значениях ВК, отражающего энергетический баланс организма, у большинства испытуемых отклонений, которые бы имели статистическую значимость, не выявлено. Значения критерия (1,57±0,41) соответствовали границам, характеризующим оптимальную мобилизацию физических и психических ресурсов, установку на активное действие. В экстремальной ситуации наиболее вероятна высокая скорость ориентировки и принятия решений, целесообразность и успешность действий. Отмечено, что значения ВК от 1 до 1,5 балла являются наиболее благоприятными для успешного выступления на соревнованиях.

Известно, что чем выше значение СО, тем в большей мере силы расходуются на поддержание собственной психической целостности, на борьбу с внутриличностными проблемами, на волевое преодоление усталости в ущерб достижению субъективно значимых целей. А также значения ВК ниже 1,5 указывают на наличие у испытуемого перевозбуждения, избыточного сковывающего напряжения. В связи с этим отдельно от группы были проанализированы 50 % обследуемых, у которых показатели СО практически достигали границ повышенного уровня непродуктивной нервно-психической напряженности. Потенциал целесообразной активности этих обследуемых очень невысок. Общий эмоциональный фон характеризуется повышенной возбудимостью, тревожностью, неуверенностью. В стрессовых ситуациях вероятен срыв деятельности и поведения. В этой же группе спортсменов в общем эмоциональном фоне преобладают истощенность, установка на бездействие, хроническое переутомление. У одного спортсмена показатель ВК достигал значения 3,43±0,41. Это говорит о том, что эмоциональный фон обследуемого характеризуется избыточным возбуждением, суетливостью, импульсивностью и снижением самоконтроля, необдуманных поступков.

Таким образом, проведенное нами функциональное, психологическое и психофизиологическое обследование показало, что до 75 % абитуриентов физкультурного факультета нуждаются в дополнительном обследовании, при этом у каждого третьего ФС организма и ЦНС значительно снижено и требует проведения коррекционных мероприятий.

Исходя из этого, считаем необходимым внедрение следующих мероприятий:

– комплексного обследования (медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, психологические и социологические обследования) абитуриентов физкультурного факультета;

– наблюдение в динамике за психофункциональным состоянием студентов физкультурного факультета в процессе обучения в ВУЗе на различных этапах учебного процесса для своевременного выявления и коррекции психологических и функциональных нарушений, связанных с повышенными физическими нагрузками;

– разработка методик отбора и контроля психофункционального состояния абитуриентов и студентов физкультурного факультета с учетом специфики вида спорта.

Литература:

  1. Граевская, Н. Д. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия. Учебное пособие / Н. Д. Граевская, Т. И. Долматова — М.: Советский спорт, 2004. — 304 с.
  2. Махонькина Л. Б., Сазонова И. М. Резонансный тест. Возможности диагностики и терапии — М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2000. — 180 с.
  3. Гаркави Л. Х., Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. — М.: «ИМЕДИС», 1998. — 96 с.
  4. Мороз М. П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека: методическое руководство. — СПб.: ИМАТОН, 2009. — 44 с.
  5. Жданов Ю. Н. Психологическая и психофизиологическая подготовка спортсменов. — Донецк: Новый мир, 2005. — 264 с.
  6. Ильин Е. П. Психология спорта. — СПб.: Питер, 2008. — 180 с.
  7. Николаенко Н. Н., Афанасьев С. В., Михеев М. М. Организация моторного контроля и особенности функциональной асимметрии мозга у борцов // Физиология человека. — 2001. — Т. 27, № 2. — С. 68–75.
  8. Оксикбаев Б. К., Джанкулдукова А. Ж. Исследование структурно-функционального состояния мембран эритроцитов студентов для повышения общей резистентности организма // Молодой ученый. — 2015. — № 20. — С. 99–102.
Основные термины (генерируются автоматически): физкультурный факультет, показатель, сниженная работоспособность, непродуктивная нервно-психическая напряженность, простая зрительно-моторная реакция, спортсмен, среднее, актуальное психофизиологическое состояние, государственный университет, нервная система.


Похожие статьи

Интеграция электронных дидактических средств в систему иноязычной подготовки студентов юридического факультета

Разработка электронного учебника по дисциплине «информатика» для студентов аграрного вуза

Разработка программного обеспечения для генерации вариантов самостоятельных работ студентов информационного профиля

Разработка информационной поисковой системы позиционирования технологического оборудования реакторного отделения АЭС

Разработка информационной системы для структурного подразделения университета — отдела дополнительного образования

Разработка автоматизированной системы для организации документооборота невыпускающей кафедры вуза

Технологии отбора и презентации учебного материала в медицинском вузе с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся

Тестовая методика контроля знаний у студентов в вузе при изучении дисциплины «основы землеустройства»

Разработка методики оценки эффективности механизма мотивации персонала

Разработка электронного учебного пособия по естественнонаучным дисциплинам

Похожие статьи

Интеграция электронных дидактических средств в систему иноязычной подготовки студентов юридического факультета

Разработка электронного учебника по дисциплине «информатика» для студентов аграрного вуза

Разработка программного обеспечения для генерации вариантов самостоятельных работ студентов информационного профиля

Разработка информационной поисковой системы позиционирования технологического оборудования реакторного отделения АЭС

Разработка информационной системы для структурного подразделения университета — отдела дополнительного образования

Разработка автоматизированной системы для организации документооборота невыпускающей кафедры вуза

Технологии отбора и презентации учебного материала в медицинском вузе с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся

Тестовая методика контроля знаний у студентов в вузе при изучении дисциплины «основы землеустройства»

Разработка методики оценки эффективности механизма мотивации персонала

Разработка электронного учебного пособия по естественнонаучным дисциплинам

Задать вопрос