На сегодняшний день процесс образования в Российской Федерации совершенствуется в условиях использования открытых образовательных ресурсов, которые обеспечивают обучающимся возможность применять новые технологии обучения на различных уровнях подготовки. Информационные технологи «как технологии общего назначения» сами по себе «не повышают производительность, но открывают возможности для создания большого количества новых прикладных технологий». Развитие дистанционного образования в нашей стране «набирает обороты» в связи с простотой и удобством обучения, а также доступностью многим слоям населения.
В данной статье рассматривается внедрение идеи массовых открытых онлайн-курсов по математике, являющейся одним из главных компонентов дистанционного обучения и электронного образования. Понятие «дистанционные технологии» соотносится с понятием «электронное образование» как синонимы, однако, каждое определение имеет свои отличительные признаки и особенности, что делает их совсем не близкими по значению. «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [3]. Как известно, использование и совершенствование электронного обучения и образовательных технологий относится к компетенции образовательных организаций. Следовательно, можно прийти к выводу, что каждое конкретное учреждение высшей школы самостоятельно определяет становление и практическое применение массовых онлайн-курсов по математике. Этап внедрения нового образовательного процесса в систематическую работу института способствует увеличению личностного потенциала обучающихся в ходе сотрудничества со сверстниками и преподавателями, созданию условий для оказания взаимопомощи в процессе изучения математического материала. Введение дополнительной должности, в требования которой включается контроль и поддержка работоспособности массовых открытых онлайн-курсов по математике в процессе учебной деятельности, является актуальным вопросом во многих учебных учреждениях. Однако мониторинг сферы деятельности педагогического коллектива позволяет выявить необходимость перераспределения обязанностей между педагогическими работниками с целью расширения образовательных возможностей учащихся, который будут соответствовать требованиям быстро изменяющегося мира. Данное утверждение обосновывает такие положения федерального закона об образовании как открытость и доступность информационного пространства и необходимость эффективной работы с сайтом конкретной образовательной организации.
Использование массовых онлайн-курсов необходимо исследовать как социальный и культурный феномен, значимость которого возможно будет точно оценить только спустя некоторое время. Но уже на данный момент выстраивается тенденция внедрения массовых онлайн-курсов по математике как перспективной модели использования информационных ресурсов в процессе обучения. Этапы работы учащихся в онлайн-курсах позволяют освоить новое содержание материала, закрепить основные положения темы, а также узнать новые методы и приемы ее объяснения. Массовые онлайн-курсы дают возможность учащемуся проявить инициативу и самостоятельность в процессе формирования необходимого образовательного пространства из таких же участников для увеличения эффективности изучения темы. После освоения материала каждый может стать носителем полученной информации, которую в последующем способен объяснить другим, тем самым проявляя интегрирующие и коммуникативные функции. Лидерство и организаторские способности — основной компонент благополучного освоения массовых онлайн-курсов. Но проблема коллективного использования данной технологии достаточно актуальна. Современное развитие дистанционного обучения в учебных заведениях зависит от определенной роли педагога и его возможности творческого подхода к преподаванию, применению методов, форм и технологий, выработанных на протяжении многих лет педагогической наукой. Готовность преподавателя к применению новых подходов в обучении, стремление выйти за границы собственной научной деятельности и использование междисциплинарных связей поможет ему адаптироваться в постоянно меняющихся требованиях образовательных стандартов.
Базисом математического образования является качественная подготовка специалистов своей области. Доказано, что возможности массовых онлайн-курсов ничуть не уступают тривиальному обучению в высшей школе. Данный курс представляет совокупность видео-уроков, презентаций или текстовых документов, а также включает тематические задания. Считается, что наименьшая длина видеообъектов массового открытого дистанционного курса составляет от 5 до 8 часов. Доступ к курсу осуществляется благодаря Всемирной сети Интернет. Это весьма удобно, поскольку в случае необходимости можно прервать занятие и продолжить его в свободное время. Данный фактор и заставляет преподавателя массового открытого дистанционного курса проводить занятия таким образом, чтобы поддерживать неподдельный интерес и произвольное внимание обучающихся. Для этого практикуют разбиение лекций на небольшие части, длиной от 5–8 до 14–20 минут. Эффективность подобного подхода доказана и считается своеобразным стандартом массовых онлайн-курсов.
Длина массового открытого дистанционного курса учитывает количество часов повествования необходимого материала. Разработчики рассчитывают количество часов учебного видео, время для консультирования и дискуссий в тематических форумах для того, чтобы донести участникам весь материал в рамках курса и помочь при возникающих трудностях. В отличие от классических лекций здесь отсутствуют организационные моменты, текущее тестирование и этап актуализации знаний. Обучающимся необходимо самостоятельно изучить соответствующую видеоинформацию и затем выполнить комплексное задание по тематике нескольких уроков. Некоторые крусы имеют систему тестирования промежуточных знаний и тренажеры, практикующие выполнение реальных заданий.
Технологии онлайн-курсов ориентированы на активное взаимодействие обучающихся в процессе обучения:
– в рекомендациях авторов курсов предлагается выполнять задания в процессе совместной работы с другими студентами;
– поощряется совместный просмотр видеоуроков;
– часть курсов имеет инструменты для оценивания студентами деятельности других студентов при выполнении заданий [1].
Естественно, авторы курсов заинтересованы в повышении готовности обучаемых благополучно окончить разработанную программу обучения. Это связано с тем, что при массовой подписке на конкретный курс фактический процент студентов, получивших сертификат об обучении, небольшой. Изначально вышеприведенная ситуация складывается на курсах по дисциплинам университетских программ. Для сравнения, часть обучаемых, успешно изучивших курс, выше на узкоспециализированных курсах или курсах самообразования и повышения квалификации [2]. Причины подобного явления представим можно разделить на две группы. Субъективные, связанные с особенностями целеполагания и мотивации студентов, обучаемых на массовых онлайн-курсах. К объективным отнесем следующие факторы:
– временные затраты, предполагаемые авторами курса, в реальности могут быть значительно выше поскольку не учитывается индивидуальный уровень профессиональной и лингвистической подготовки
– университеты-соучредители данных платформ не признают результаты обучения на онлайн-курсах в качестве части кредита по соответствующей дисциплине [1].
Приведем примеры массивов открытых онлайн-курсов, способствующих формированию общенаучных компетенций студентов, обучающихся на математических факультетах высших учебных учреждений. Самой актуальной платформой является EDX. Общий некоммерческий продукт MIT (Массачусетского технологического института), университета Гарварда и университета Беркли. Этот проект включает онлайн-курсы, содержание которых соответствует наиболее высокому уровню высшей школы и рассчитан на слушателей разных стран. Данная компания начала свой путь с единственного курса в Интернете — «Схемотехника и электроника», разработанного в Массачусетсе. Позднее были созданы следующие курсы:
– от MIT– «Основы химии твердого тела», «Схемотехника и электроника», «Основы информатики и программирования»;
– из Гарварда — «Компьютерные науки», «Числовые методы в здравоохранении и клинической медицине»;
– из Беркли — «Искусственный интеллект», «Программное обеспечение», «Программное обеспечение 2», «Введение в компьютерную графику» [4].
Отметим, что получить здесь подтверждающий сертификат — трудоемкая задача, требующая многократных усилий. Требовательность к студентам на курсах EDX такая же высокая, как и при обучении в университетах-участниках проекта.
Одной из самых известных русскоязычных платформ, является Coursera. В категории «Специальности» имеется план специализации «Основы вычислений», который содержит 3 темы и единственную контрольную работу. В категории «Курсы» существуют подкатегории «Математика» и «Статистика и анализ информации». В подкатегории «Математика» представлены 76 курсов. Среди них доступен интересный курс «Анализ алгоритмов». В подкатегории «Статистика и анализ информации» — 74 курса. Из них «Эконометрика», «Теория игр», «Линейная алгебра» и «Основы комбинаторики» разработаны ведущими российскими университетами.
Таким образом, массовые онлайн-курсы как явление, ориентированное на образование будущего, способно изменить облик современной высшей школы и улучшить качество преподавания в российских вузах. Эту технологию можно успешно применять в педагогической деятельности компетентному преподавателю, готовому к творческому развитию и стремящемуся на сотворчество со студентами и другими преподавателями.
Литература:
- Использование массовых открытых онлайн-курсов в математической подготовке специалистов по программной инженерии / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/48PVN215.pdf (дата обращения: 15.11.16)
- Массовые открытые онлайн курсы в образовательном процессе университета / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v17_i2/pdf/17.pdf (дата обращения: 15.11.16)
- Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/16/ (дата обращения: 17.11.16)
- EDX — самая интеллектуальная МООС платформа в американском дистанционном образовании / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bakalavr-magistr.ru/news/177 (дата обращения: 16.11.16)