Дайте ученикам думать, делать и учиться самостоятельно!
Карол Мак-Гроу
Ещё более ста лет назад один из самых знаменитых натуралистов своего времени Томас Хаксли определил образование как изучение правил игры под названием «жизнь». Образование согласно этим правилам означало умение жить по законам природы. Хаксли остроумно замечает, что если бы будущее благополучие ребёнка зависело от умения играть в шахматы, то вряд ли нашлись бы родители, которые допустили, чтобы их ребёнок вырос, не умея играть в шахматы. Данная метафора вполне применима к современным требованиям в образовании, где основное правило — научить учиться, научить быть готовым к условиям быстро меняющего мира. Вот и я поставила перед собой задачу: научить своих учеников «игре в шахматы». [1]
Перед современным учителем встают проблемы: бездействие учеников, нежелание учиться, самостоятельно добывать знания. Ни для кого не секрет, что сейчас учитель находится перед выбором: продолжать работать в традиционной форме или что-то изменить в своей педагогической деятельности. Однообразие урока, когда на нем каждый день повторяются в неизменном порядке проверка выполнения домашнего задания, опрос ранее изученного, закрепление и снова-домашнее задание, постепенно вызывает у детей скуку. На уроке задействована минимальная часть учеников, остальные бездействуют. У тех же, кто слабо усвоил материал, в ходе опроса растет чувство страха. Пережив стрессовую ситуацию в начале урока, они не включаются в изучение нового материала, а если это происходит систематически, у них пропадает интерес к учению, дети попадают в разряд «слабых». Согласно конструктивисткой теории (Хатти, 2009) развитие мышления учащегося происходит, когда ему предоставляется возможность продемонстрировать предварительные имеющиеся знания, связывая с неизвестным, подвергнуть сомнению, создавать новые предположения, обсуждая в группе, таким образом, создать новые знания. Ученик не должен ограничиваться и быть полностью зависимым от учителя в получении знаний, он должен сам добыть, обсудить с соучениками новые убеждения. Ученик оказывается вовлеченным в процесс обмена мыслями и получается совместное приобретение и формирование знаний. В подобной ситуации отдельные способные ученики могут прийти к новым знаниям довольно уникальными способами. [2]
Можно ли найти выход из тупика? Я думаю, можно, если изменить форму урока и построить его нетрадиционно, повышая интерактивность работы. При использовании групповой работы, в коллаборативной среде, возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность детей. Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя, растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе. Обучение в сотрудничестве -образовательный подход в преподавании и обучении, который представляет собой группы учащихся, работающих вместе для решения проблемы, выполнения задания или создания продукта, поэтому нужно дать учащимся больше самостоятельности при принятии решений, а самой стать наблюдателем и координатором действий учащихся. [3]
Активными являются такие формы обучения, при которых увеличивается степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика. Активность или пассивность занятия определяется способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. Интерактивное обучение -это когда между учащимся и учителем наблюдается высокий уровень взаимодействия. Целью интерактивного обучения является не только передача информации, но и привитие учащимся навыков самостоятельного нахождения ответов. Важен процесс открытия, сущность которого заключается в овладении учащимися навыками обучения через взаимодействие.
По словам Ж. Пиаже: «Это стадия развития формального мышления, определяющую роль в этом возрасте играет общение со сверстниками. У них возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. В это время у учащихся довольно стабильные интересы к различным видам деятельности. Вместе с тем нужно достигать четкого понимания детьми целей их деятельности». [2]
Во всех случаях объединения субъектов в группы, сотрудничество предлагает способ работы с людьми, которые уважают и подчеркивают способности и вклад каждого из членов группы. Основная предпосылка обучения в сотрудничестве основана на достижении консенсуса путем сотрудничества членов группы. Коллаборативная среда обучения благоприятствует социальному и эмоциональному развитию учащихся, поскольку предоставляет возможности для ознакомления с различными точками зрения, выражения и обоснования своих идей. Об успешности коллаборативной среды в процессе преподавания и обучения известно и доказано давно. «Коллаборативное обучение (англ.-collaborativelearning)-образовательный подход к преподаванию и обучению, предполагающий совместную работу групп учителей или учащихся при решении проблемы, выполнении задания или создании продукта. Коллаборативный класс представляет собой класс, в котором учитель понимает меру своей ответственности, не ограниченной лишь рамками преподаваемого предмета. Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Каждый ребенок, приходя на урок, несет с собой какие-то собственные проблемы: семейные, некачественно выученный урок, цели обучения которые он не достиг. Вместе с негативными эмоциями ученик приходит и с эмоциональным всплеском: прошедший на «отлично» урок, замечательно написанное эссе, классно решенная задача по математике... И для того чтобы переключиться на другой урок, ему необходимо время. Зачастую это «время» учитель не предоставляет ученику. В результате, в лучшем случае, такой ученик выпадет в начале урока, возможно и с половины урока, но в худшем случае из всего урока. Для создания доброжелательной атмосферы на уроке, переключения и сосредоточения внимания, необходимым условием каждого урока должна быть коллаборативная среда. Основой коллаборативной среды выступает доверие. Создание доверительной обстановки на уроке — это большой процент успешности урока. [2]
Работа в группе намного продуктивнее, так как каждый принимает участие в уроке, пусть и в неравной мере, но не было учеников, которые просто отсиживались. Эта работа больше понравилась гиперактивным ученикам с низким уровнем обученности по предмету. Групповые формы работы создают благоприятные условия для применения частично-поисковых или исследовательских методов обучения. Благодаря ей, ученики в процессе учебной деятельности ставятся в активную позицию, каждый из них превращается в исследователя, при этом эффективность их познавательной деятельности возрастает благодаря сотрудничеству друг с другом. Один затрудняется, другой приходит на помощь, но каждый мыслит, действует индивидуально, внося свой вклад в общее дело.
Взаимодействуя в группах, учащиеся вступали в новые отношения с членами группы. Каждый ученик в процессе добывал знания, обогащая себя, затем эти знания сообщал другим участникам, общаясь с которыми он одновременно воспринимал от них информацию — происходил взаимообмен. Самостоятельность — качество, которое необходимо воспитывать у учащихся. Для этого в процессе обучения нужно ставить их в такое положение, чтобы они без чьей бы то ни было помощи могли решать предложенные задачи. Качество усвоения знаний, умений и навыков зависит от степени активности учащихся, которая возрастает при повышении уровня самостоятельной работы. Создаются благоприятные условия для формирования ценного качества подрастающего человека — познавательной самостоятельности как черты личности. Поэтому на всех уроках я старалась давать такие задания, которые развивают самостоятельность учащихся. Для меня важно было построить процесс таким образом, чтобы, работая вместе, ученики могли добывать знания самостоятельно. Каждый должен был внести свой вклад в общее дело, предложив свои идеи и мысли. Например, орфоэпическая пятиминутка. На доску вывела слова, и ребята сами расставляли ударение, если возникали вопросы, они обсуждали в группе, затем обращались к словарю (интернет-ресурсы). Значит, без моей помощи ученики могут самостоятельно добыть информацию. Повышается мотивация учащихся, так как даже слабый ученик почувствует уверенность в себе, но это придаст ему уверенности, будет способствовать дальнейшему успешному обучению.
Я организовала методическую работу в группах малого состава, используя интерактивные методы, проводила нестандартные уроки: «Заседание ученого совета», «Ток-шоу», «Смотр знаний», «Устный журнал». Прием «Продолжение сюжетной линии»: Учитель предлагает ученикам придумать свое продолжение сюжетных линий, пофантазировать, как сложились дальнейшие судьбы главных и второстепенных героев. Например, фантазируют, станут ли в будущем Том Сойер и Гек Финн разбойниками, как они мечтают.Прием «Киносценарий»: На уроках развития связной речи, объединившись в группы, составляем киносценарий фильмов по изученным произведениям или документальных фильмов. Выбираем режиссера, оператора, художника-костюмера, известных актеров на главные роли и др.; придумываем название фильма, страну, где будут проводиться съемки. Каждая группа представляет свой проект киносценария, среди которых выбираем лучший. Прием «Научи другого» Это альтернативный способ передачи большого количества фактической информации среди учеников. Вместо того чтобы учитель читал лекцию или диктовал новый материал, ученики делятся отдельной информацией со своими одноклассниками:
- Каждому ученику выдается листок бумаги с определенным фактом или статистикой. В идеале все ученики получают разные задания.
- Ученики читают то, что у них записано, чтобы убедиться, что они понимают значение написанного.
- Ученики ходят по классу и делятся своей информацией с другими учениками. Они должны стремиться донести факты или цифры как можно большему числу учеников.
- Ученикам можно предложить развить свои объяснения при помощи примеров, если это актуально, или связав свои факты с фактами других учеников.
- Проведя достаточно времени, обмениваясь информацией с другими учениками, ученики могут работать в маленьких группах, чтобы классифицировать информацию, которую они приобрели в процессе работы.
- В последующем обсуждении работы ученики могут объяснить, на основании чего они построили свою систему классификации.
- Основные итоги размышления могут быть записано на доске или флипчарте. [3]
Из всего сказанного можно сделать вывод, что будущее за коллаборативным обучением, так как вусловиях коллаборативного обучения учащиеся имеют возможность для активного участия в общении со сверстниками, предоставления и аргументирования своих идей, обмена разнообразными суждениями и убеждениями, переосмысления устоявшихся концепций. Коллаборативная среда развивает взаимопонимание. Взаимопонимание — это наличие у всех участников группы обучения сходных знаний о процессе взаимодействия, сходных взглядов, предположений и допущений, т. е. разделение всей группой одних и тех же идей. Основная особенность групповой формы работы заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Групповая форма работы на уроках английского языка — это особый фактор совместной деятельности и стимулирующее действие на развитие личности учащихся.
Литература:
- Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК, АОО «НИШ», 2012
- Руководство для учителя, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
- Дьяченко В. К. «Сотрудничество в обучении.О коллективном способе учебной работы». — М.: Наука, 1991. — С. 24–57, 60–81.– (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).