В статье рассматриваются выхода компаний на международные рынки, роль стратегии и инструментов маркетинга в повышении конкурентоспособности компаний.
Ключевые слова: стратегия,международные рынки, глобализация, маркетинг
В современных условиях проблемы выхода отечественных компаний на международные рынки продолжают оставаться актуальными. К числу факторов, обуславливающих принятие решения о необходимости расширения границ и выхода на внешние рынки, относятся, прежде всего, политические, экономические, инновационные.
Современные тенденции мирового хозяйства и накопленный опыт подсказывают необходимость применения рационального подхода в вопросах выбора эффективных инструментов управления, обеспечивающих баланс интересов участников рынка в контексте мирового сообщества, обеспечение конкурентоспособности и экономического роста в целом.
В условиях изменения геополитической обстановки, интеграции России в систему международных отношений, особое внимание уделяется вопросам стратегического партнерства и взаимодействия, проблемам выбора зарубежных рынков и инструментов международного маркетинга.
На наш взгляд, эффективное решение ключевых вопросов реализации маркетинговой стратегии, позволит достичь траектории устойчивого развития компании и высокой эффективности маркетинговых инвестиций.
Современная практика управления показывает, что разработка и реализация маркетинговой стратегии компании, проведение маркетинговых исследований в условиях жесткой конкуренции и необходимости расширения границ внешних рынков, является необходимым условием для ее успешной деятельности на международных рынках.
Результаты маркетинговых исследований и их роль в укреплении потенциала (финансовый, кадровый, инвестиционный и др.), формировании конечных результатов, безусловно, являются необходимым условием эффективной деятельности компании на внутренних и внешних рынках.
Глобализация экономики обуславливает, прежде всего, усиление конкуренции и возможность выхода на новые рынки. Ограничение экспорта товаров является одной из ключевых проблем выхода компаний на международные рынки, что, на наш взгляд, требует усилий для более глубокого и детального изучения механизма разработки и совершенствования стратегии и тактики управления.
Практика успешных компаний показывает, что разработка маркетинговой стратегии компании, проведение маркетинговых исследований в условиях жесткой конкуренции и необходимости расширения границ внешних рынков, является необходимым условием ее успешной и эффективной работы на внешних рынках.
Поиск новых возможностей роста предприятия и выход бизнеса на более высокий уровень заставляет сегодня на практике применять новые инструменты маркетинга для освоения новых рынков.
В этой связи особую актуальность приобретают вопросы стратегического партнерства и взаимодействия, выбора зарубежных рынков и инструментов международного маркетинга.
Сегодня маркетинг в сфере международных отношений представляет сложный механизм, охватывающий различные сферы деятельности предприятия (сбыт, производство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), снабжение, финансы). При этом особое значение необходимо уделять изучению национально-культурных условий страны, в которой компания планирует осуществлять свою деятельность.
Динамичное развитие внешней среды, изменение связей, структуры и характеристик экономических систем, емкость рынка, достижение целей, заставляют предприятия осуществлять поиск новых рынков и потребителей.
В этой связи важным становится разработка стратегии развития на основе оценки потенциальных возможностей, сильных и слабых сторон организации. Возникает необходимость получения более полной и достоверной информации для принятия тактических и стратегических решений.
Таким образом, эффективная деятельность на внешних рынках, поддержание конкурентоспособности невозможна без грамотной маркетинговой стратегии и применения современных инструментов маркетинга.
Ф. Котлер к числу основных причин, побуждающих фирму к интернационализации своей деятельности, относит следующие:
‒ возможность получения более высокого дохода;
‒ стремление уменьшить зависимость от одного рынка для снижения риска;
‒ необходимость расширения рынка для достижения экономии на масштабах;
‒ требование клиентов компании, ведущих деятельность за границей, обслуживания за пределами национальных границ;
‒ усиление деятельности глобальных компаний, решение обороняющейся компания о контрнаступлении на чужой территории.
На наш взгляд, одной из ключевых проблем выхода компаний на международные рынки, является тенденция обострения противоречий в системе международных отношений, в том числе в системе политических и экономических взаимоотношений между Россией и США, странами Восточной Европы.
В этой связи доступ на международные рынки требует от всех участников необходимости совершенствования инструментов и механизмов стратегического взаимодействия. Мы считаем, что стратегия развития должна быть направлена, прежде всего, на совершенствование интеграционных процессов, политику экономического сотрудничества, стабилизацию отношений, обеспечение инвестиционной привлекательности и соблюдение паритета экономических интересов участников.
Также в числе основных проблем выхода компаний на международные рынки необходимо выделить ограничение экспорта товаров. На наш взгляд, различия в нормах законодательного права, в системе ценностей, духовно-творческом развитии, корпоративной культуре, требуют комплексного изучения и основой для разработки стратегии выхода на международные рынки.
Технический и технологический подъем производства, рост темпов развития национальных рынков существенно усилили конкуренцию. В связи с чем проблема инноваций является для них сегодня весьма актуальной. Анализ статистических данных позволяет сделать вывод, что разработку и внедрение технологических инноваций в России осуществляют 5 % российских промышленных предприятий (в развитых странах — 85- 87 %), используется 8–10 % инновационных идей и проектов (в Японии — 95 %, США- 62 %) [1].
Оценка современной инновационной системы России показывает, что наиболее сложным является работа инновационных предприятий на рынках наукоемкой продукции.
В этой связи проблема выхода на внешние рынки наукоемкой продукции сегодня также не менее актуальна.
По нашему мнению, недостаточно высокий невысокий уровень инновационной продукции в структуре производства отечественных предприятий на рынке инновационной продукции (по оценкам она составляет менее 1,0 % мирового рынка) определяется слабой сбытовой системой большего числа хозяйствующих субъектов.
К сожалению, преобладающая доля отечественных предприятий сегодня не обладает квалифицированными кадрами и профессиональными навыками в области сбыта наукоемкой продукции. Недостаточный объем информации о продукции российских инновационных предприятий свидетельствует о необходимости государственной поддержки в сфере производства наукоемкой продукции и совершенствовании государственной инновационной политики в целом.
Современная наука в России накопила достаточно сильный потенциал — интеллектуальный ресурс, грамотное и эффективное использование которого позволит принять активного участие в процессах глобализации и укрепить позиции России на международных рынках.
Безусловно, что решение данной проблемы требует разработки мер в сфере консалтинга, в области сбыта наукоемкой продукции и профессиональной подготовки и переподготовки кадров для маркетинговых служб промышленных предприятий.
Отечественные ученые выделяют следующие аспекты, связанные с укреплением предприятиями своих позиций на международных рынках и повышением конкурентоспособности:
‒ возможность продления жизненного цикла продукта;
‒ стремление приблизиться к потребителю с целью снижения издержек;
‒ возможность более гибко реагировать на изменения рынка;
‒ укрепление репутации и престижа фирмы, связанное с выходом на зарубежные рынки;
‒ приобретение уникального опыта работы на внешних рынках;
‒ появление благоприятных условий для проникновения на международный рынок; наращивание финансовых возможностей.
Таким образом, маркетинговые способности компании являются основой достижения финансового результата конкурентных преимуществ, ее успеха на рынке. В этой связи особое значение приобретает ресурсная теория фирмы, роль маркетинговых ресурсов в формировании конечных результатов.
О. К. Ойнер выделяет ресурсы как необходимое, но недостаточное условие маркетинговой результативности компании [2]. Способность организации к преобразованию ресурсов позволяет действовать ей более эффективно, реализовать конкурентные преимущества.
Происходящие процессы, затрагивающие социально-экономическую сферу, меняющие конкурентную ситуацию, оказывают непосредственное влияние на выбор стратегии, в связи с чем выход на международные рынки является необходимым элементом международного сотрудничества, способствующего международной специализации производства.
Таким образом, разработка маркетинговой стратегии и тактики выступает первоочередной задачей для компаний, планирующих выход на международные рынки.
Вместе с тем, различия в нормах законодательного права, в системе ценностей, духовно-творческом развитии, культуре, требуют комплексного изучения для разработки стратегии и тактики выхода на внешние рынки.
Литература:
- В. Королев Использование межфирменного сотрудничества в развитии инновационных процессов // Проблемы теории и практики управления № 3 /2015 С. 96–100
- Ойнер О. К. Маркетинговые способности фирмы: подходы к оценке, эмпирические исследования и роль в формировании результатов бизнеса компании // Маркетинг и маркетинговые исследования № 6 / 2014
- Маркетинг: теория и практика / Романенкова О. Н. Учебник М.: Изд-во Юрай.,2013, С.670.