Подростковый возраст является особым периодом, определяющим содержание развития личности в жизненной перспективе. Особый статус данному возрасту придают два обстоятельства: во-первых, подростковый возраст характеризуется интенсивным развитием социальных навыков ребенка, что выражается в ведущем виде деятельности этого периода. Во-вторых, подростковый возраст является переходным периодом, что выражается в наличии кризисов развития. Развитие ребенка в данном возрасте должно подготовить его к дальнейшей жизни, следовательно, подросток должен вступать во взаимодействие со взрослыми, в котором он находит примеры разрешения сложных ситуаций.
Подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома, лишены возможности выбора круга общения. Их потребность в доверительных отношениях с родителями так же высока, как и у их сверстников из обычных семей, но реализовать ее они не могут. Отношение взрослых к подросткам, воспитывающимся в условиях детского дома, имеет чаще всего негативную окраску. Невозможность полноценного общения с другими людьми, приводит к тому, что нарушается не только социальное развития подростков, но и личностное.
Для того чтобы привлечь внимание взрослого к своим трудностям подростки выбирают различные формы поведения. Например, стараются выполнять все его требования, чтобы получить положительную оценку. Однако в условиях детского дома это чаще всего подросткам не удается, поэтому они избирают различные виды девиантного (отклоняющегося) поведения.
Невский И. А. отклоняющимся (девиантным) поведением называет социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам [4]. И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали [3].
Девиантное поведение присуще многим детям подросткового возраста. Оно может выступать и средством протеста и способом получения престижа в среде сверстников. Однако в условиях детского дома оно может приводить к особенно негативным последствиям. Препятствия, порождаемые девиантным поведением подростка, делают его невосприимчивым к воспитательному воздействию, что приводит к социальной дезадаптации.
Проблеме девиантного поведения подростков посвящены исследования Б. Н. Алмазова, С. Н. Дубинина, Ю. А. Клейберга, А. Е. Личко, С. Ф. Устименко, Г. М. Иващенко, В. С. Мухиной и мн. др.
Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема заключается в усвоении личностью негативных или противоправных форм поведения и перенесении их в практику отношений с другими людьми. Прежде всего, девиантное поведение выражается в противоречии социальным нормам и традициям. Девиантное поведение является многосторонним феноменом и рассматривается с точки зрения угрозы обществу. В подростковом возрасте наиболее распространенной причиной девиантного поведения исследователи называют негативный социальный опыт. Такое поведение чаще всего наблюдается у подростков из неблагополучных семей. Другой причиной девиантного поведения в подростковой среде выступает влияние асоциальной компании, где девиантное поведение выступает способом достижения престижа. Формы девиантного поведения подростков многообразны, однако наиболее социально опасными считаются алкоголизм, подростковая преступность и тяга к употреблению психоактивных веществ. Опасность девиантного поведения в подростковом возрасте связана с тем, что оно с течением времени закрепляется и может приводить к социальной дезадаптации [1].
Девиантное поведение подростков в условиях детского дома детерминируется рядом факторов. К ним можно отнести особенности развития всех сфер личности этих подростков (познавательной, эмоционально-волевой и др.). Исследование показателей психической развития детей подросткового возраста показывает, что в закрытых учреждениях у подростков обнаруживается преимущественно средний и низкий уровень психического развития. Лишь в единичных случаях отмечается наличие детей, общий уровень развития которых более высокий [5].
У подростков обнаруживается неравномерность развития различных психических функций. Отмеченная «дисгармоничность» ярко проявляется при изучении интеллектуальной сферы. По уровню развития таких элементов логического мышления, как систематизация и понятийная классификация, дети, воспитывающиеся вне семьи, практически не уступают своим «домашним» сверстникам, в то время как логическая операция обратимости, диагностируемая тестами, сформирована у них значительно хуже, чем у семилеток из массовых школ и даже у шестилеток из обычных детских садов. Также на значительно более низком уровне находится у детей из детского дома развитие наглядно-образного мышления.
В силу этих причин подростки не могут осуществлять деятельность, которая требует творческого подхода, оригинальности мышления. Среди социальных причин девиантного поведения подростков можно назвать особенности их межличностного взаимодействия с окружающими. В отличие от своих сверстников из семьи, подростки в детском доме не могут выбирать круг общения из сверстников и взрослых. В то же время подростки в детском доме лишены родительской любви и заботы, хотя потребность в ней у них не меньше, чем у семейных сверстников. Другой причиной девиантного поведения является отсутствие положительных образцов, демонстрируемых значимым взрослым. Это создает трудности в идентификации подростков. В этих условиях девиантное поведение является способом привлечения внимания к собственным проблемам, а также попыткой решения сложных жизненных ситуаций. Если подросткам не будет оказана своевременная социально-педагогическая помощь, то девиантное поведение может быть перенесено ими на дальнейшее взаимодействие с окружающими, после того как они оставят детский дом [5].
Девиантное поведение может создавать серьезные проблемы для дальнейшего развития личности подростка, поэтому социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков связана с созданием социальной среды благоприятно воздействующей на отношения подростка с окружающими. Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения являются: ранняя диагностика детей «группы риска»; консультационно-разъяснительная работа с педагогами и воспитателями; мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего; организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, обращения к помощи специализированных учреждений, центров, служб; разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения [2].
Выявленные в психологической и социально-педагогической литературе особенности девиантного поведения подростков воспитывающихся в условиях детского дома, позволили провести диагностическое исследование. В исследовании принимали участие 20 подростков в возрасте 12–14 лет, из них 13 мальчиков и 7 девочек. В качестве диагностического инструментария использовались патохарактерологический опросник (ПДО) А. Е. Личко; опросник Басса-Дарки; «Личностный опросник (FPI)». Диагностика показала, что у значительной части подростков (80 %) доминирующими являются эпилептоидный, истероидный и гипертимный типы акцентуаций характера. Данные типы акцентуаций проявляются в нарушении различных правил и норм, вспышках агрессии, грубости по отношению к сверстникам и взрослым. Также было выявлено, что в поведении подростков преобладают физическая, косвенная и вербальная агрессия и при этом наблюдается высокий уровень раздражительности. Наличие указанных поведенческих проявлений подтверждается исследованием личностных особенностей подростков. Оно показывает, что у подростков имеются такие негативные личностные характеристики как спонтанная и реактивная агрессивность, раздражительность, эмоциональная лабильность.
Изучение девиантного поведения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, позволило разработать программу, направленную на профилактику девиантного поведения подростков. Программа основана на исследованиях и методических разработках И. В. Дубровиной, Р. В. Овчаровой, А. В. Петровского. Цель программы: провести социально-педагогическую профилактику девиантного поведения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома. Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд задач: обучение подростков навыкам межличностного взаимодействия и конструктивным способам решения сложных ситуаций в общении; содействие развитию адекватной самооценки подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, развитие общения подростков со сверстниками, преодоление негативных стереотипов поведения. Программа включает в себя 3 этапа: 1. Ориентировочный. Основная задача этого этапа — помочь подросткам настроиться на работу, преодолеть психологические барьеры в общении, привыкнуть к новому виду деятельности. 2. Коррекционно-развивающий. На этом этапе участникам предлагаются упражнения, направленные на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы личности. 3. Заключительный. Задача этого этапа заключается в закреплении навыков, полученных на занятиях.
Таким образом, подростковый возраст является особым периодом, определяющим содержание развития личности в жизненной перспективе. Подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома, лишены возможности выбора круга общения. Для того чтобы привлечь внимание взрослого к своим трудностям подростки выбирают различные формы поведения. В условиях детского дома подростки чаще избирают различные виды девиантного (отклоняющегося) поведения. В условиях детского дома девиантное поведение может приводить к особенно негативным последствиям. Препятствия, порождаемые девиантным поведением подростка, делают его невосприимчивым к воспитательному воздействию, что приводит к социальной дезадаптации. В силу определенных факторов у таких подростков обнаруживается неравномерность развития различных психических функций. Девиантное поведение может создавать серьезные проблемы для дальнейшего развития личности подростка, поэтому необходима целенаправленная социально-педагогическая деятельность с такими подростками. Проведенное диагностическое исследование позволило составить программу, направленную на профилактику девиантного поведения.
Литература:
- Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / Е. В. Змановская — М.: «Академия», 2010. — 228 с.
- Практическая психология образования [Текст] Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
- Кон, И. С. Психология ранней юности. [Текст] / И. С. Кон — М.: Педагогика, 1989. — 174 с.
- Невский, И. А. Учителю о детях с отклонениями в поведении [Текст] / И. А. Невский.— М.: Просвещение, 1993. — 270 с.
- Яковлева, Н. Ф. Воспитание характера детей-сирот. [Текст] / Н. Ф. Яковлева.— М.: «Флинта», 2014. — 365 с.