Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного поведения в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 2252 раза

Библиографическое описание:

Завражнов, В. В. Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного поведения в подростковом возрасте / В. В. Завражнов, Г. М. Зинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 585-588. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36281/ (дата обращения: 18.12.2024).



Проблема конфликтного поведения подростков становится в настоящее время все более актуальной. Стрессовый характер современной ситуации развития общества, повышенная нагрузка на подростков в учебно-воспитательном процессе, возросший уровень агрессии социального окружения провоцируют подростков на неадекватные пути решения собственных проблем. Кризисный характер подросткового возраста и невнимание взрослых к проблемам подростков приводят к тому, что они не в состоянии преодолеть проблему конфликтности сами.

Отказ от решения этой задачи в подростковом возрасте может привести к серьезным личностным проблемам в дальнейшем. Подростковый возраст является наиболее благоприятным для развития навыков взаимодействия с окружающими. Конфликтное поведение подростка значительно сужает круг ситуаций, в которых он может получить положительный опыт социального взаимодействия. Получение негативного опыта опасно, прежде всего, тем, что ведет к социальной изоляции подростка, а в дальнейшем и к его дезадаптации.

Еще одна опасность конфликтного поведения подростков заключается в том, что оно, развиваясь, перерастает в агрессивное, а затем и в девиантное поведение, которые поддаются коррекции значительно труднее. Соответственно, профилактика конфликтного поведения в подростковом возрасте является одним из важных условий развития личности подростка.

Проблемой конфликтного поведения подростков занимались такие ученые как В. И. Андреев, Н. В. Гришина, Н. В. Васильев, Н. П. Дедов, И. В. Дубровина, Т. В. Ковшечникова, Н. А. Козлов, М. М. Рыбаков и другие.

Конфликт по своей сущности является формой социального взаимодействия. Его развитие проходит несколько стадий: возникновение объективной предконфликтной ситуации; ее осознание как конфликтной; инцидент или собственно конфликт; разрешение конфликта; послеконфликтная ситуация. Протекание данных стадий зависит от поведения всех участников конфликта. В зависимости от выбранной стратегии поведения в конфликте могут меняться его острота и временные рамки. Особое значение приобретает проблема подростковых конфликтов. Они отличаются наибольшей сложностью, так как подростки не могут самостоятельно их разрешать, что выражается в неконструктивных стратегиях конфликтного поведения. Неумение правильно применять стратегии поведения в конфликте приводит к тому, что он может принимать деструктивный характер. Это опасно тем, что такой конфликт может приводить к развитию подростковых неврозов, повышению тревожности и обострению отношений подростка с окружающими [4].

На формирование конфликтного поведения в подростковом возрасте оказывают влияние следующие факторы: стиль семейного воспитания, положение в группе сверстников и личностные особенности подростка. Особенности подросткового возраста приводят к тому, что на данном этапе происходит обострение всех проблем семейного воспитания. Для детско-родительских отношений этого периода характерна амбивалентность. Развитие семейных коммуникаций должно обслуживать естественный процесс эмансипации, превращения подростка в независимую личность. Однако в ряде случаев этот процесс может нарушаться, приобретая конфликтный характер. Происходит столкновение противоречивых тенденций: с одной стороны, стремление родителей видеть своего ребенка независимым и самостоятельным, а с другой гиперпротекционистские установки, высокое стремление контролировать жизнь своего ребенка. Существование таких установок не лишено оснований: внешний мир предоставляет массу деструктивных воздействий при дефиците позитивных механизмов социализации в обществе, на которые мог бы опереться отделяющийся подросток. Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей насколько значим для подростка эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой, любовью); поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери; или нормативной, показывающей, ориентируется ли подросток на те же нормы и ценности, что и его родители. Одним из проявлений эмансипации может быть конфликтное поведение подростка. Конфликтность в этом возрасте может служить противовесом состоянию зависимости и помогать подросткам отделиться от родителей [5].

Еще одним важным фактором формирования конфликтного поведения является положение подростка в среде сверстников. Так, например, А. А. Бодалев отмечает, что низкий социометрический статус подростка в среде референтных сверстников способствует развитию внутренней конфликтности и негативного самоотношения. Исследования Е. К. Чераневой показывают, что между конфликтным поведением подростков и их социометрическим статусом существует взаимосвязь. Это проявляется, прежде всего, в том, что классы, в которых подростки умели конструктивно разрешать конфликты оказывались более сплоченными, а большинство подростков в таких коллективах имело благоприятные статусы [1].

Существенную роль в формировании конфликтного поведения играют личностные особенности подростков. А. А. Ганеева и А. В. Гайнуллина указывают, что число конфликтных подростков в настоящее время увеличивается. Состояние внутреннего конфликта нередко поддерживается социальными и организационными факторами. В большинстве случаев подростки не могут воздействовать на эти факторы, что приводит к конфликтам с окружающими, которые могут нарушать процесс общения [2].

Возможности профилактической работы по предупреждению конфликтного поведения в подростковом возрасте заключаются в просвещении подростков, профилактике неконструктивных форм подросткового взаимодействия, консультировании, диагностике и коррекции проявлений конфликтности подростков.

Задача просвещения заключается в том, чтобы: познакомить подростков, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития личности; популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований в области конфликтологии; формировать потребность в психологических знаниях о сущности, видах, функциях конфликта, а также о способах их разрешения и выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях, желание использовать их в интересах развития собственной личности; знакомить подростков с основами самопознания и самовоспитания.

В том случае, если предыдущие возможности работы по профилактике конфликтного поведения в подростковом возрасте по тем или иным причинам не принесли результата, реализуется такой вид деятельности как консультирование. При этом необходимо: сначала уточнить и осмыслить проблему, найти средства ее решения; только за тем пытаться предупредить и предотвратить возникновение подобных проблем в будущем [6].

Так как сбор информации о подростке является важным этапом профилактики конфликтного поведения, используется такая форма работы как диагностика. При помощи психодиагностических методов, можно выявить уровень конфликтности подростков, узнать какие стратегии поведения они выбирают в конфликтных ситуациях, часто ли идут на компромисс, их отношение к конфликту вообще.

Коррекционная работа проводится на основе диагностики конфликтности подростков. В данной работе используются следующие методы: тренинг, направленный на выработку навыков поведения в конфликте. Преимуществом данного метода является то, что подростки чувствуют себя уверенно в составе группы. Также для коррекции могут использоваться арт-терапия и игротерапия. Они позволяют выявить скрытые внутриличностные конфликты и найти их креативное решение [3].

На основе изученной психологической и социально-педагогичекой литературы было проведено диагностическое исследование. В данном исследовании применялись: Методика диагностики тактики поведения в конфликте К. Томаса, Методика «Уровень конфликтности личности» и Тест «Предрасположены ли вы к конфликтам?» А. В. Киселева. Выбор методик объясняется простотой их проведения и интерпретации, доступностью для подростков, а также высокой надежностью и достоверностью при получении результатов.

Анализ данных, полученных в ходе диагностики, показал, что значительная часть подростков в конфликте используют стратегию соперничества, что ведет к усилению конфликта. Две трети подростков в исследуемой группе имеют высокий уровень конфликтности. Они нетерпимы к критике своих качеств, в споре стараются доказать свою точку зрения даже, если не правы. В совместной деятельности стремятся к доминированию над сверстниками. Свыше половины подростков имеют высокий уровень предрасположенности к конфликтам. Вышеназванные особенности, выявленные в экспериментальном исследовании, могут стать источником проблем во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а в перспективе могут приводить к изоляции подростков и недостаточному развитию у них социальных и коммуникативных навыков.

Следовательно, для решения проблем конфликтных подростков им необходимо оказать квалифицированную помощь. С этой целью была разработана программа по профилактике конфликтного поведения в подростковом возрасте. Цель программы: помочь подросткам лучше понять сущность конфликтного поведения и способы его преодоления. Значительный упор делается на обучение подростков различным формам коммуникации, как вербальной, так и невербальной. В течение всей программы подростки должны постоянно обсуждать свое состояние и те эмоции, которые вызывает у них выполнение упражнений. Задания программы не должны вызвать затруднений у подростков, так как представлены в форме игры. Программа проводится в несколько этапов. На первом происходит сплочение группы. На втором проводится профилактическая и коррекционная работа. На третьем закрепляются полученные знания и навыки.

Таким образом, проблема конфликтного поведения подростков становится в настоящее время все более актуальной. Кризисный характер подросткового возраста и невнимание взрослых к проблемам подростков приводят к тому, что они не в состоянии преодолеть проблему конфликтности сами. На формирование конфликтного поведения в подростковом возрасте оказывают влияние следующие факторы: стиль семейного воспитания, положение в группе сверстников и личностные особенности подростка. Возможности профилактической работы по предупреждению конфликтного поведения в подростковом возрасте заключаются в просвещении подростков, профилактике неконструктивных форм подросткового взаимодействия, консультировании, диагностике и коррекции проявлений конфликтности подростков. Анализ данных, полученных в ходе диагностики, позволил разработать профилактическую программу. Цель программы: помочь подросткам лучше понять сущность конфликтного поведения и способы его преодоления.

Литература:

  1. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика [Текст] / А. А. Бодалев. — СПб.:Речь, 2011– 470с.
  2. Ганеева, А.А., Гайнуллина, А. В. Конфликтные ситуации подростков, зависящие от личностных особенностей [Текст] / А. А. Ганеева, А. В. Гайнуллина // Известия самарского научного центра РАН. — Т. 15, № 2–4, 2013 — С. 961–963
  3. Грецов, А. Г. Тренинг общения для подростков [Текст] / А. Г. Грецов.-СПб.: Питер, 2009. — 160 с.
  4. Гришина, Н. В. Психология социального конфликта [Текст] / Н. В. Гришина. — СПб.: Питер, 2012. — 236 с.
  5. Егорова, У. Г. Взаимосвязь родительского отношения и конфликтности подростков [Текст] / У. Г. Егорова // Известия самарского научного центра РАН. — Т. 15, № 2–4, 2013 — С. 964–968
  6. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е. И. Рогов. — М.: Владос, 2008. — 280 с.
Основные термины (генерируются автоматически): конфликтное поведение, подростковый возраст, подросток, конфликт, конфликтное поведение подростков, проблема, семейное воспитание, том, коррекционная работа, кризисный характер.


Похожие статьи

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений в подростковом возрасте

Психологические аспекты изучения интернет-зависимости в подростковом возрасте

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в условиях детского дома

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте

Психологические аспекты феноменов здоровья и отношения к здоровью

Психолого-педагогические аспекты профилактики девиантного поведения

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Психологические особенности этнических стереотипов и типа этнической идентичности в подростковом возрасте

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Похожие статьи

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений в подростковом возрасте

Психологические аспекты изучения интернет-зависимости в подростковом возрасте

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в условиях детского дома

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте

Психологические аспекты феноменов здоровья и отношения к здоровью

Психолого-педагогические аспекты профилактики девиантного поведения

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Психологические особенности этнических стереотипов и типа этнической идентичности в подростковом возрасте

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Задать вопрос