Модерация — современная образовательная технология интерактивного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Раимбекова, У. К. Модерация — современная образовательная технология интерактивного обучения / У. К. Раимбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26.1 (130.1). — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36286/ (дата обращения: 18.12.2024).



Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

А. Дистервег

Лидирующие позиции занимают те люди, организации и страны, которые заняты реформированием системы образования. Люди пытаются понять, как научить детей найти свое место в ХХ1 веке. Проблема в том, что мы пытаемся войти в будущее, продолжая делать то, что делали в прошлом. Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Известно, что любое новшество встречает на своём пути и одобрение, и сдержанную поддержку, и резонанс. То есть идет обычный процесс: сначала резкое неприятие, отрицание, сопротивление, затем внимание, апробирование, и, в конце концов, новое становится нормальным явлением. Как показывает практика, учителя готовы к внутренним изменениям, начинают воспринимать новые идеи и ценности открытого образования как свои собственные, невзирая на авторитеты. Эти учителя хотят, чтобы их ученики не столько заучивали учебный материал, сколько старались думать категориями науки, которая лежит в основе преподаваемой ими учебной дисциплины.

Все чаще в сфере образования можно услышать такие понятия, как интеракция, коммуникация, визуализация, мотивация, мониторинг образовательного процесса и рефлексия. Большинство из них, если не все, безусловно, знакомы каждому учителю, но, возможно, не каждый знает, что общего могут иметь между собой все эти понятия? Ответ прост: все они являются ключевыми процессами технологии модерации. Moderare (латин.) переводится как управлять, регулировать, приводить в равновесие. Впервые была разработана в Германии в 60-70 годах прошлого века, затем активно применялась, дорабатывалась и применялась в педагогической практике. Сегодня модерация — это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. [1]

После успешной апробации не только в образовательной среде, но и в экономике, можно сказать, что технология модерации помогает повысить качество и результативность образовательного процесса. При этом эффективность модерации доказывается тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на развитие исследовательских умений, коммуникативных способностей, навыков работы в команде и активизацию аналитической деятельности учащихся.

При использовании данной технологии учитель и ученик меняют свою роль в образовательном процессе, так как результат совместной деятельности и эффективность всего процесса зависят в равной мере и от учителя, и от ученика. Ученик перестает быть объектом обучения и занимает активную позицию, тем самым повышая свою самостоятельность, появляется чувство ответственности за свои действия и поступки, возможность оценить, корректировать свои действия, появляется целеустремленность и уверенность в себе. Учитель же становится консультантом, помощником, старшим партнером. Роль «контролирующего органа» меняется в сторону более опытного товарища, играющего с учеником в одной команде.

Этапы технологии модерации:

– инициация (начало урока, знакомство);

– вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

– формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

– интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

– проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

– подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

– эмоциональная разрядка (разминки).

Каждая фаза представляет собой полноценный раздел образовательного мероприятия, объем и содержание которого определяется темой и целью урока.

Некоторые методы и техники модерации

«Мозговой штурм» — несмотря на всеобщее ощущение известности данного метода, очень важно после набора идей, переходя в стадию анализа, иметь подготовленные критерии по их оценке, а не формировать их вместе с группой! Разновидности этого метода: двойной прямой; обратный прямой, круговой

«Карточный опрос» — служит для сбора и сортировки тем, идей, проблемных пунктов или вариантов решения. Этот метод рекомендуется в ситуациях, когда рассматриваются спорные темы. Опрос с использованием карточек также необходим, когда в группе недостаточно открытые отношения и участники сдержаны или малознакомы.

«Mind-mapping», или метод «корней дерева» — планирование необходимых действий по проекту, где от «ствола дерева» расходятся «корни», или от основной цели идут задачи, а также необходимые ресурсы и действия в виде «ответвлений».

«Схема анализа проблемы» — анализ причин и последствий существования основной проблемы.

«Вспышка» — обзор мнений участников, например, при анализе «проблемного поля»;

«Многопозиционный опрос» — метод выбора с помощью голосования. Применяется, когда при множестве альтернатив необходимо сделать выбор или определить отношение экспертной группы к обсуждаемым вариантам. Как вариант может быть использован после мозгового штурма, чтобы отобрать идеи, с которыми стоит работать дальше.

«Поле координат» — сравнение или расстановка приоритетов. Например, сравнение своей продукции и продукции конкурентов по осям цена-качество, или тот приоритет, который вы заполнили в начале статьи. [2]

Как уже было указано, стиль ведущего по работе с участниками существенно отличается. Отметим лишь некоторые важные моменты. Итак, модератор:

– воздерживается от выражения собственного мнения, не оценивает ни высказывания, ни поведение участников встречи;

– с помощью вопросов активизирует группу, а вопросы из аудитории воспринимает и переадресовывает самим участникам, а не отвечает на них самостоятельно;

– осознает собственную установку относительно людей и темы и принимает на себя ответственность за организацию процесса взаимодействия в группе, а самой группе передает ответственность за содержание встречи;

– воспринимает все высказывания группы как сигналы, что дает ему возможность понять процесс и постараться помочь участникам осознать свое отношение, чтобы можно было обсуждать нарушения и конфликты без «моральных призывов»;

не оправдывается за свои действия и высказывания, а выясняет трудности, которые кроются в нападках и провокациях; [3]

Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.

Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности. При подготовке к процессу модерации ведущему важно собрать необходимую информацию и совместно с заказчиком определить ключевые вопросы, исходя из которых будет строиться сам процесс, а в итоге и результат митинга.

Для максимального достижения целей образовательного процесса и обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием в основу данной технологии положены 4 принципа: структурированность, систематичность, комплексность, прозрачность.

Таким образом, полноценное осуществление ключевых процессов модерации, основанное на грамотном детальном планировании и последующем методичном их воплощении, обеспечиваеткачественное усвоение новых знаний обучающимися, формирование и отработку учебных, предметных и специальных умений, развитие и закрепление универсальных навыков, привитие общественно значимых ценностей и нравственных норм поведения.Эти результаты применения данной технологии, без сомнения, позволяют отнести модерацию к современным эффективным образовательным технологиям. И эти эффекты соответствуют требованиям государственных стандартов образования.

Эффективность достижения целей модерация решает путём организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом. Принципы и методы формирования групп зависят от задач, которые преподаватель решает в ходе данного урока и от индивидуальных особенностей обучающихся, их подготовки и социальной роли в классе. Группы могут быть сформированы, исходя из пожеланий ребят или по предложению учителя, когда необходимо достичь равномерного распределения обучающихся по степени их подготовки. Критерием эффективности взаимодействия обучающихся является способность группы успешно действовать для достижения поставленных целей. Целью группы на уроке может быть обсуждение конкретного вопроса по изучаемой теме, решение задачи, подготовка выступления, разработка проекта, проведение исследования и др.

Использование технологии модерации позволит:

– повысить эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы в поиске информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);

– повысить интерес детей к изучению предмета, улучшить качество преподаваемого предмета, активизировать творческий потенциал ученика и учителя;

– осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

– обеспечить гибкость управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

– улучшить организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

– стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения;

– обеспечивать приобретение обучающимися не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств;

– воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.

Итак, целью технологии модерации является эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока, а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса.

Технология модерации в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания. “Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо” [4].

Литература:

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. 2. Технология модерации и АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока- Морина Светлана Алексеевна
  2. Петров А. В. Дискуссия и принятие решений в группе. Технология модерации, 2005 г
  3. Руководство для учителя. Издание третье, 2012
  4. Программа для учителя. Издание третье, 2012
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, ученик, учитель, группа, групповая работа обучающихся, метод модерации, образовательное мероприятие, равная мера, совместная деятельность, технология модерации.


Похожие статьи

«Перевернутый» класс — инновационная модель обучения

Модерация как эффективный метод организации обучения школьников английскому языку

Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся

Тьюторское сопровождение учебного процесса — индивидуализация обучения

Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении английскому языку

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших подростков на уроках английского языка

Виртуальная онлайн-доска как платформа создания мини-проектов в условиях дистанционного обучения

Технология модульного обучения в школе

Технология модульного обучения в школе

Использование интерактивных технологий обучения при формировании навыков говорения на английском языке

Похожие статьи

«Перевернутый» класс — инновационная модель обучения

Модерация как эффективный метод организации обучения школьников английскому языку

Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся

Тьюторское сопровождение учебного процесса — индивидуализация обучения

Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении английскому языку

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших подростков на уроках английского языка

Виртуальная онлайн-доска как платформа создания мини-проектов в условиях дистанционного обучения

Технология модульного обучения в школе

Технология модульного обучения в школе

Использование интерактивных технологий обучения при формировании навыков говорения на английском языке

Задать вопрос