Критическое мышление как средство развития творческих способностей учащихся на уроках химии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алтаева, Ш. К. Критическое мышление как средство развития творческих способностей учащихся на уроках химии / Ш. К. Алтаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26.1 (130.1). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36287/ (дата обращения: 15.11.2024).



Критическое мышление — разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.

Д. Браус, Д. Вуд

В настоящее время становится неоспоримым тот факт, что система образования требует усовершенствования, иного подхода с учётом современных достижений в науке и технике, в социуме. Учитель, доска и мел как было прежде, это уже не поможет сформировать у учеников навыки самообразования, саморегуляции, саморазвития, самомотивации то — есть развить у учеников критическое мышление, стремление быть компетентным в мире цифровых технологий. Помимо того, что процесс обучения, который мог отвечать современным требованиям, зависит от того, насколько обеспечен прежде всего материально — технической базой учебно-методическим комплексом. Но основное и главное — это подготовленный учитель. Его повседневная работа в классе направлена на воспитание и развитие учащихся. Необходимо, чтобы учитель, прежде всего, продумывал задачи урока, способствующие развитию знаний, мышления, навыков, личностному развитию учеников. При этом учитель должен продумать условия для реализации знаний, идей навыков, учеников на данном конкретном уроке. Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как определёнными учениками постигается тема, осознать необходимость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания, а также осознание того, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом. Новые подходы в преподавании и обучении обеспечивают:

– понимания принципа обучения, принятие во внимание стилей обучения, осознание необходимости и выбор методов личного самообучения на протяжении всей жизни;

– систематическое развитие мышления;

– исследование выявление собственных творческих талантов и путей оптимального использования;

– эмоционально-положительное отношение к обучению как к увлекательному процессу, способу самопознания;

– грамотное владение речью, вычислением и наличие пространственного мышления;

высокая компетентность в области цифровых технологий.

Критическое мышление помогает по-новому, по-другому взглянуть на мир, на преподавание, на оценивание, на способности детей. Критическое мышление — есть желание и умение оценить свое мышление и предполагает обучение и развитие привычного для любого субъекта намерения быть правдивым, открытым, последовательным, способным к анализу, любознательным, уверенным в рассуждениях, и разумным в принятии решений. [1]

Задачи технологии критического мышления:

  1. Научить умению работать с текстом — научным, художественным.
  2. Научить создавать собственные творческие письменные работы.
  3. При встрече с новой информацией уметь рассматривать её вдумчиво и критически.
  4. Представлять новые идеи с различных точек зрения, делать выводы относительно точности и ценности данной информации.

Движущей силой «обучения обучению» является — метапознание. Иными словами, существует обучение, но вместе с ним существует и обучение обучению. Люди способны мыслить, но также способны думать о мышлении. Таким образом, существует познание, ровно, как и познание о познании. Под «метапознанием» понимается способность отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как индивид мыслит и учится. Менее формально обучение обучению может охарактеризовать как процесс обдумывания самостоятельного обучения и сознательного применения результатов такого обдумывания в процессе последующего обучения. [2]Ключевыми факторами, определяющими эффективность учебного процесса в классе, является следующее:

– понимание детьми процесса обучения;

– понимание того, чему обучаться;

– представление о том, как структурировать учебный процесс;

как оценить результативность обучения.

Как утверждает Ж. Пиаже: «Это стадия развития формального мышления, определяющую роль в этом возрасте играет общение со сверстниками. У них возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. В это время у учащихся довольно стабильные интересы к различным видам деятельности. Вместе с тем нужно достигать четкого понимания детьми целей их деятельности». [3]Когнитивное развитие представляет собой в конечном итоге способность учащегося к обучению и решению проблем. Более конкретно: когнитивное развитие характеризуется динамикой и устойчивостью таких интеллектуальных способностей, как способность к обучению, а также — внимание, речевые навыки, обдумывание, обоснование и творчество. Характер мыслительных процессов изменяется с возрастом.

Формы урока отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Различные приемы критического мышления раскрывают потенциал учащихся на уроке. Прием «Покопаемся в памяти» Какая тема? Что вы уже знаете об этом? Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать? Почему вам это нужно знать? Учитель объявляет тему урока, например: «Металлы — простые вещества». Однако перед тем, как учащиеся начнут работу с литературой, предлагает немного подумать о металлах. Взять лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на вопрос: Что вы знаете о металлах? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете? Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что записали или нет. После того как учащиеся записали все, что знают о металлах, необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями о металлах. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на листе бумаги, прикрепленном к стене или пленке кодоскопа, или на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Задает время от времени вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам. Прием «Перепутанные логические цепочки» - Учащиеся интегрируют свои собственные идеи с идеями, изложенными в тексте, для того, чтобы перейти к новому пониманию. На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак «+» там, где они считают, что высказывание правильное и знак «-» там, где по их мнению оно неверно. Например, к уроку по теме: «Неметаллы». Прием «Пометки на полях» -Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки: «+» — поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому что вы знаете; «-» — поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что это знаете; «V» — поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым; «?»поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста. Прием «Двухчастный дневник» — Этот прием я применяю на уроке, когда учащиеся самостоятельно работают с текстом и затем обучают друг друга по изученному вопросу. Во время объяснения материала ведутся такие дневники, состоящие из двух частей, в первой части ведется конспект излагаемого материала. Очень важно во время объяснения не перебивать докладчика, поэтому возникающие вопросы или неясные моменты фиксируются во второй части и затем к ним возвращаются. Также работать с такими дневниками можно и во время лекции, читаемой учителем. Особенно полезно использовать двойные дневники, когда учащиеся получают задание самостоятельно изучить какой-то большой текст дома. В этом случае возможно оговорить заранее, сколько записей (как минимум) должен сделать ученик при чтении. Этот прием целесообразно применять совместно с приемом «Инструкции» Во время объяснения материала экспертом все остальные члены группы ведут "Двухчастные дневники". Например, во время объяснения эксперта. И так далее, подобные дневники ведутся во время объяснения каждого эксперта. Двухчастные дневники дают возможность ученику тесно увязать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить свою природную любознательность. Очень хорошие результаты дает использование приема «Лист решения проблем» при решении задач со слабыми учениками. В этом виде деятельности идет детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели. Так же этот прием целесообразно использовать на практических работах. Прием «Самоанализ» — Тренинг навыков рефлексии собственных состояний «знаю — не знаю». Пример листка самоанализа к теме «Скорость химических реакций» Особое значение имеет создание установки успешности учебной деятельности учащихся, для чего используются словосочетания содержащие конкретный позитивный смысл – «знаю уверенно», «надо повторить» как движение в сторону уверенного знания. В этих словосочетаниях подразумевается, что ученик уже работал, знания уже есть, но их надо закрепить. [4]

Современное преподавание и обучение невозможно без использования ИКТ. Использование ИКТ позволяет мне уверенно использовать необходимую информацию по заданной теме, пользоваться достижениями науки по данному предмету, использовать онлайн — материал, соответствующий тематике заданий. ИКТ является значимым инструментом, помогающим мне в преподавании, помогая облегчить объяснение, обеспечить понимание учениками понятий, наглядность, вызвать интерес, создать мотивационный фон.

Использование ИКТ на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью веления времени. К информационным технологиям я обращаюсь лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. Компьютер в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей. Разумеется, основная функция, которую выполняет видео-сопровождение на уроках — иллюстративная. При этом, в процессе объяснения нового материала, имеет смысл демонстрация тех экспериментов, которые невозможно провести «в живую» по различным причинам: это опыты, связанные с реактивами, запрещенными к использованию в школьной практике (токсичные вещества, взрывоопасные, легковоспламеняемые и т.д.) и веществами, которых нет в школьной лаборатории. Либо, это реакции, которые требуют особых условий проведения, чаще всего из соображения безопасности. Однако, об этих реакциях идет речь в школьном учебнике, даны их описания, приведены уравнения, например: взаимодействие ртути с серой, разложение нитратов, взаимодействие металлов с хлором и бромом и т.д. Во всех этих случаях видеоролики — это единственная возможность познакомиться с этими реакциями воочию.

Можно также использовать задания, способствующие формированию творческой информационной компетентности: написание химических сказок «Путешествие водяной капли», «Тридевятое царство Ионное государство», эссе «Жизнь без топлива», «Такая простая алюминиевая ложка», сообщений «Химический характер житейских ситуаций», мини — пособий «Техника безопасности на домашней кухне», «Полезные рекомендации начинающему фермеру».

Применяя на уроках технологии критического мышления, я пришла к выводу, что такая разносторонняя работа формирует у учащихся исчерпывающее понимание представленной информации, помогает закрепить и, что более важно, активизировать полученные ребятами знания. При работе из памяти извлекается то, о чем обычно говорят: «Я и не знал, что я это знаю». Такой вид работы позволяет переосмыслить уже имеющиеся сведения, посмотреть на проблему с другой стороны, восполнить пробелы в знаниях. Ведь обычно от ребят требуется проанализировать, выбрать главное, сделать выводы, а все это является составной частью развития творческих способностей. Творческая деятельность возникает при наличии интереса к предмету. Для развития познавательного интереса я активизирую деятельность учащихся, развиваю у детей потребность в самообразовании. Творчески развиваться — просто и интересно.

Литература:

  1. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г.
  2. Руководство для учителя стр. 245 АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г.
  3. Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения, А.К. Мынбаева, З.М. Садвакасова, Алматы, 2012 г.
  4. Макотрова Г.В. Интернет на уроке химии. // Химия в школе 2009. — № 10.
  5. Селевко Г.Г. Современные образовательные технологии. Москва, Народное образование, 1998 г
  6. Чернавская А.П. РКМПЧП как педагогическая технология// Н Новгород, 2001 г.
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, обучение, ученик, прием, урок, время объяснения, время объяснения материала, лист бумаги, процесс обучения, учебный процесс.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Влияние стратегий критического мышления на повышение познавательной деятельности учащихся на уроках химии

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Взаимное обучение на уроках математики как эффективный метод повышения успеваемости учащихся

Использование ментальных карт в учебном процессе как средство систематизации и обобщения знаний учащихся

Информационные технологии как фактор развития познавательной деятельности учащихся на уроках физики

Развитие логического мышления учащихся на уроках физики

Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Влияние стратегий критического мышления на повышение познавательной деятельности учащихся на уроках химии

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Взаимное обучение на уроках математики как эффективный метод повышения успеваемости учащихся

Использование ментальных карт в учебном процессе как средство систематизации и обобщения знаний учащихся

Информационные технологии как фактор развития познавательной деятельности учащихся на уроках физики

Развитие логического мышления учащихся на уроках физики

Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах

Задать вопрос