Влияние групповой работы на формирование рефлексивных способностей учащихся начальной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абенова, Г. Т. Влияние групповой работы на формирование рефлексивных способностей учащихся начальной школы / Г. Т. Абенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26.1 (130.1). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36289/ (дата обращения: 15.11.2024).



Когда совершенный человек обладает большими знаниями да к тому же ежедневно проверяет себя и анализирует свое поведение, тогда он мудр и не совершает ошибок.

Сюньцзы

Проблема инноваций в XXI столетии становится актуальной. Большое количество открытий, стремительность развития знаний и науки требует от человека развитого исследовательского, творческого мышления, самоанализа своих действий и самооценивания своих поступков и мыслей. Происходит изменение позиции человека в образовательном пространстве: он становится субъектом образования. Это изменение влечёт за собой смену смысла и целей образования, высшей ценностью которого становится образованность, осознание собственной индивидуальности через личностный опыт.

Основной задачей начальной школы является задача воспитания человека, способного в будущем совершенствовать самого себя, принимать решения, находить пути их реализации, то есть человека самостоятельного в широком смысле этого слова. Формированию способности самостоятельно мыслить, обоснованно принимать решения способствует рефлексия. В современной философии рефлексия понимается как принцип мышления. Д.Дьюи, рассматривая феномен мышления, указывает на взаимосвязь критического и рефлексивного мышления. Он считает, что если человек сразу воспринимает мысль, то это пример некритического мышления, при минимуме рефлексии. Рефлексивное мышление означает приостановку суждения на время дальнейшего исследования. «Мышление начинается в положении, которое достаточно ясно может быть названо положением на распутье» — писал Д.Дьюи. [1]

Для того, что бы ученик считался полноправным субъектом образовательного процесса, он должен быть активен, осознавать цель обучения, его необходимость, каждое его действие должно быть осознанным и понятным. Обязательным условием создания эффективной образовательной среды является этап рефлексии.

Актуальность темы очевидна: в современном мире, каждому из нас важен положительный результат своего труда, оценка своей работы, следовательно, необходимо развивать умение анализировать результаты своей деятельности, подводить итоги проделанной работы, иначе не будет никакого движения вперед.

Каждый из нас испытывал в жизни хотя бы раз непреодолимое желание поделиться с другим человеком, увиденным или услышанным, своими чувствами и желаниями, неудачами и победами, то есть в каждом из нас существует потребность общения. Стало быть, главной причиной того, что люди не могут друг без друга, является не желание говорить, а желание быть и жить в группе, ведь это является одной из главных потребностей человека. У большей части населения нашей планеты жизнь проходит в сотрудничестве с теми или иными людьми. От того, как строятся взаимоотношения, зависит не только эффективность выполняемых вами задач, но и психологическое состояние.

Процесс рефлексии обеспечивает понимание высказанных идей всеми участниками групповой работы, преодоление ими тупиковых ситуаций, выделение способа работы. Рефлексия позволяет понять, что и как думают участники группы, а так же критически оценить свои представления и способ работы. На основе анализа психолого-педагогической литературы определила, что в современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. [2]

Типы рефлексии

– «онтологическая» /способность пребывать в логике содержания знания/;

– «психологическая» или «личностная» /функционирует при самоопределении субъекта внутри собственного представления о себе (установление внутренних ориентиров и способов разграничения «Я» и «не Я»);

– «социальная» /рефлексия в коммуникациях и совместной деятельности/.

Виды рефлексии

– предметная (что я делал?)

– процессуальная (как я делал?)

– ценностная (для чего я это делал?)

Роль рефлексии

– Рефлексия служит совершенствованию различных видов деятельности, которые могут быть поставлены под контроль сознания.

– Путь к переосмыслению стереотипов собственного опыта.

– Механизм самоуправления, средство саморазвития, условие и способ личностного роста.

– Источник новых знаний.

Рефлексивная функция возникает и реализуется в любой деятельности, когда возникает какое-либо затруднение. [3] Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом, как уже отмечалось, важно, что в процесс рефлексии вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным. Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение.

Рефлексивная деятельность, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Главным фактором в возрастной периодизации развития ребенка, становится сама учебная деятельность, овладение которой должно способствовать развитию интеллектуальной рефлексии. Регулярное использование групповой формы при организации учебного процесса позволило учащимся начальных классов научиться сотрудничеству и приобрести умение толерантно относиться к мнению членов своей «команды», адекватно оценивать вклад каждого в общее дело, избегать конфликтных ситуаций внутри команды в ходе урока. Рефлексия учебной деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных подходов к решению поставленных задач. На этапе проведения рефлексии было организовано проведение самооценки собственной учебной деятельности. Учащиеся, работая в группе, пытаются соотнести цель и результаты учебной деятельности, отмечали степень соответствия. Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде иллюстрации ответов на поставленные вопросы, используя фигурки человечков, «Мишень» с обозначением фишками достигнутых целей, диаграмм Эйлера-Венна. [4]

Эффективным способом формирования рефлексивных способностей учащихся является мониторинг (отслеживание) происходящих изменений. Мониторинговая система фиксации полученных результатов позволяет систематизировать наблюдения. На основе промежуточного анализа обработанных результатов по использованию на уроках рефлексии деятельности, можно сделать промежуточный вывод — групповая работа способствует формированию рефлексивных способностей учащихся начальной школы.

Немаловажным в учебном процессе является использование рефлексии настроения и эмоционального состояния учащихся начальной школы, для формирования психического равновесия и развития полноценной личности. Способов показать учащимся, как оценить результаты своего эмоционального состояния и настроения достаточно много, но для учащихся начальной школы наиболее приемлемыми являются предметные итоговые картины настроения. Можно предложить учащимся сделать цветовую миниатюру. Это может быть и новогодняя елка, украшенная шарами разного цвета, это может быть и аквариум с плавающими в нем рыбками, и лесная поляна с цветами, ягодами и грибами.

Рефлексия эмоционального состояния и настроения помогли мне продумать вводные тренинги и упражнения на развитие положительных эмоций учащихся, направленных на принятие активной позиции в группе всех её учащихся.Особо важным является этап рефлексии содержания учебного материала — данный вид рефлексии необходим после окончания изучения учебного материала на этапе подведения итогов урока. Вопросы могут быть обращены и к любой общей работе: Что мы поняли? Что было трудно, важно? Удовлетворены ли общей работой и работой в микрогруппах? Какие цели мы ставили? Что делали для достижения целей? Как строили работу в своих микрогруппах?

Творческим является следующий рефлексивный прием с использованием незаконченного рисунка — ученикам раздается ресурс с изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами его рисуют, изображая те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром или букетом в руке, или же тяжёлой сумкой, гирей), что будет дополнять общее впечатление. Доволен ли я своей работой? Остались ли у меня вопросы?

Другим методическим приемом, помогающим ученикам в развитии их рефлексивных способностей, являются вопросы, обращенные к нему самому как субъекту деятельности и к самой деятельности. Вот вопросы в качестве опоры для размышления:

Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился?

— Какие задания вызвали у меня наибольший интерес и почему?

— Как я выполнял задания, каким способом? Что я чувствовал при этом?

— Каковы были мои основные трудности и как я их преодолевал?

Анализ ответов учащихся дал возможность убедиться в подтверждении того, что групповая работа способствует формированию рефлексивных способностей учащихся. Учащиеся положительно оценили опыт своей работы в новой обстановке, научились отстаивать свою точку зрения, сформировался навык коммуникативного отношения друг к другу.

Рефлексия содержания учебного материала способствовала выявлению уровня осознания содержания пройденного, выяснению отношения учащихся к изучаемой проблеме. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся пытались объективно оценить свою активность и качество работы, выполняемой в группе. Работа в группах позволяет по новому взглянуть и подойти к образовательному процессу как коллективной деятельности обучаемых и проследить за психологическим и социальным комфортом учащихся во время этапа рефлексии. Учащиеся, работая в группе, испытывают психологический комфорт, проявляют ответственность за выполненное дело, за результат, учатся взаимодействовать друг с другом, взаимообучать, взаимооценивать. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный и жизненный путь. Рефлексия — это фактор и средство развития его способностей и личностного роста: самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность. По словам С. Л. Рубинштейна: «Развитая рефлексия как бы прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы... человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий поворотный момент… Здесь начинается либо путь к духовному опустошению... либо другой путь — к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе»

Литература:

  1. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье, 2012
  2. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/- М., 1997.
  3. Ги Лефрансуа. Психология для учителя/М., 2003.
  4. Вульфов Б. З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. — М, Магистр, 1995
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, рефлексия, учащийся, учебный материал, групповая работа, процесс рефлексии, рефлексивная способность учащихся, учебный процесс, групповая форма, личностный рост.


Похожие статьи

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Влияние стратегий критического мышления на повышение познавательной деятельности учащихся на уроках химии

Эффективность группового обучения и его влияние на формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников

Влияние творчества на развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Похожие статьи

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Влияние стратегий критического мышления на повышение познавательной деятельности учащихся на уроках химии

Эффективность группового обучения и его влияние на формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников

Влияние творчества на развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Задать вопрос