Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тукоякова, Ш. Р. Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии / Ш. Р. Тукоякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26.1 (130.1). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36292/ (дата обращения: 15.11.2024).



Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача — помочь им раскрыться, развить собственные идеи

И. Г. Песталоцци

Глобальные изменения, которые происходят в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют изменений содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Не секрет, что методология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений и навыков молодому поколению. Изменения, которые происходят в современной общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией. В настоящее время перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Для улучшения результатов педагогической деятельности можно использовать разнообразные формы уроков. Одной из таких форм и является групповое общение в учебной деятельности, которая может быть представлена работой парами, группами, с целью выполнения совместных учебных действий, имеющих особое значение для развития. Оно способствует созданию деловых, коллективных, межличностных отношений, симпатии и дружбы, создается возможность дополнения общественной деятельности индивидуальными интересами и склонностями, крепнет потребность во взаимоуважении и взаимоответственности. В традиционном уроке активность учащихся на уроке принято учитывать по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. А если ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать? Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу?

Активность учащихся повышается именно при работе в малых группах — там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно. Мерсер показал, что «…взаимодействие со сверстниками играет важную роль в обучении. Когда учащиеся работают в парах или группах, они взаимодействуют более «равнозначно», нежели беседа по типу «учитель-ученик» и поэтому имеют различные возможности для развития обоснованных аргументов и описания наблюдаемых явлений». [1]

Возможности использования групповой работы в системе образования обусловлены следующими моментами:

  1. Групповая работа способствует созданию лучших условий для учебного самоопределения учащихся, заставляет учащихся ставить цели и находить соразмерные его возможностям способы работы, намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу, чем, например, работа у доски одного ученика.
  2. Повышение познавательной активности учащихся: использование в процессе обучения конкретных примеров, иллюстрирующих практическое значение биологических знаний. Очень важно, чтобы подобные примеры не просто сообщались учителем, а осмысливались учениками в процессе выполнения познавательных заданий.
  3. Самостоятельность. Именно при использовании групповой формы работы каждый учащийся самостоятельно добывает знания, выдвигает собственные мнения, а порой принимает собственные решения. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности. [2]

Активизацию познавательной деятельности учащихся можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии — формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. В педагогической практике используются разнообразные формы и методы обучения, которые стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Одной из таких форм и является коллаборативное обучение. «Коллаборативное обучение — обучение в сотрудничестве, представляет собой философию взаимодействия, направленной на содействие достижению конечного результата или цели. ….в условиях коллаборативного обучения, учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнения другие концепции, и принимать активное участие». [3]

Нельзя представить работу в сотрудничестве без диалога, который выполняет немаловажную роль. Диалог- это основное средство взаимоотношений между учащимися. Именно во время диалога у каждого учащегося есть возможность быть услышанным, понятым. Главная потребность этого возраста — потребность в общении со сверстниками. Общение — это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное повышение мотивации учения. Пусть даже не всегда ученик может выдать правильную информацию, однако уже во время диалога есть возможность обменяться мнениями, идеями, возможности к взаимопониманию, сотворчеству. Во время диалога у каждого учащегося есть возможность не только отвечать на поставленные вопросы со стороны учителя или учащихся, но и самому задавать вопросы другим членам группы. Поэтому ему необходимо продумать формулировку вопросов. Все это оказывает влияние на развитие умений у учащихся учиться друг у друга, с уважением относиться к мнению сотоварищей, критически относиться к своему ответу. Во время диалога у учащихся развивается любознательность, проявление интереса к тем или иным моментам, где порой при обсуждении спорных вопросов возникают бурные разногласия.

Использованием старых наглядных пособий, однообразных учебников, таблиц, схем не поднять интереса к этим предметам. Применение на уроках биологии ИКТ позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся. Использование виртуальной лаборатории, материалы электронного учебника очень понравилось ребятам.

Не менее интересны ученикам на уроках биологии различные интерактивные методы. Прием «Автобусная остановка» можно использовать, когда ученики стесняются задавать учителю или одноклассникам вопросы, возникающие в процессе урока. В начале урока учащиеся берут со стола учителя листок бумаги и в процессе урока записывают возникшие вопросы, а затем приклеивают на доске. Учитель периодически подходит к вопросам и отвечает на них. Если в процессе урока ученик находит ответ на свой вопрос, то он подходит к доске и снимает свой листок. Этот прием создает на уроке комфортную обстановку и побуждает задавать вопросы. А если ученик задает вопросы, значит происходит мыслительная деятельность. Прием «Колесо последствий» Этот вид работы поощряет учеников к тому, чтобы обдумывать прямые и косвенные последствия определенного события или действия. Ученики наглядно отображают эти последствия:

  1. Ученики пишут основное событие или действие в центральном круге в середине страницы.
  2. Ученики пишут прямые последствия события в круге, который примыкает к главному кругу при помощи прямой линии. Они стараются придумать как можно больше прямых последствий.
  3. Ученики затем рассматривают вторичные последствия. Их рисуют снова в круге и связывают с прямыми последствиями двойными линиями.
  4. Ученики могут закрасить круги в зависимости от того, является последствие положительным или отрицательным.

Прием «Факт или мнение» Это упражнение учит отличать факт от мнения (основанного на суждении о ценности). Во все более плюралистическом обществе, отличить факт от мнения на основании данных является важным навыком. Эта сложная работа поощряет учеников задуматься о природе знаний — ведь зачастую четких ответов просто не существует. Ученики работают в группах и обсуждают свою позицию. Эффективный подход к этой работе должен включать сессию размышления над ходом выполнения задания:

  1. Ученикам дается серия утверждений, основанных на определенном вопросе. Они могут включать заявления основных участников проблемы с обеих сторон.
  2. Ученики анализируют утверждения и решают, факт это или мнение. Они обдумывают, на основании чего они сделали такой вывод, и представляют свои доводы классу во время сессии опроса мнения. Ученики могут и дальше исследовать сходства и различия в суждениях между группами.
  3. Во время последующего размышления ученики могут сконцентрироваться на процессах, которые привели их к этим выводам. Как группы пришли к подобным выводам? Было ли у них много разных мнений? Пришли ли они к консенсусу? Были ли приведены эффективные доводы? Были ли эти доводы четно выражены? Распределялись ли роли внутри группы?

Прием «Стратегия исикавы» Используя определенные последствия в качестве отправной точки, эта работа поощряет учеников к тому, чтобы рассмотреть и создать список причин, которые могли привести к этому последствию. Ученики могут работать у доски, у стены, вокруг стола.

  1. Ученики в маленьких группах получают страницу, на которой изображена схема рыбьего скелета.
  2. Ученики пишут последствие на кончик, или нос скелета.
  3. Четыре жирные лини (или рыбьи кости) представляют возможные основные причины.
  4. Более маленькие горизонтальные «кости» добавляют детали к основным костям.

Прием «Линия жизни» Этот прием может быть использован как способ сближения для новых групп, как упражнение на развитие командного духа, как введение к определенной теме или как первый шаг, который может привести к будущему планированию, принятию решений и расширенным дискуссиям. Она поощряет учеников размышлять о своем собственном опыте перед тем, как сравнивать с другими.

  1. Все получают Листок «Линия Жизни», где вдоль линии написан различный возраст.
  2. На Линии Жизни ученики записывают свой жизненный опыт относительно обсуждаемой темы с момента, когда они родились.
  3. По завершении, ученики делятся своим опытом с другими, также можно поместить на стене большую линию жизни и написать на ней примеры индивидуального опыта учеников.
  4. В качестве упражнения на укрепление командного духа, ученики могут обсудить схожести и различия, которые видны из записей на линии жизни.
  5. Прием «Линия жизни» может использоваться для того, чтобы подтолкнуть к дальнейшей дискуссии. Почему, например, определенные права даются в возрасте 12, 16, 18, 21 и т. д.? [4]

Современное общество испытывает необходимость в людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, были бы творческими и активными людьми, способными решать проблемы, принимать решения, критично мыслить, эффективно обмениваться идеями, работать в группе и в команде. Просто «знание о знаниях» больше не достаточно. Чтобы преуспеть во всем, молодым людям нужна возможность развивать личные способности и эффективное мышление, как часть их всестороннего образования.

Литература:

  1. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
  2. Руководство для учителя, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
  3. Панина Г. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; Под ред. Т. С. Паниной. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  4. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г. В. Борисовой, Т. Ю. Аветовой и Л. Ю. Косовой. — Спб., 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, учащийся, время диалога, группа, возможность, линия жизни, последствие, прием, процесс урока, урок биологии.


Похожие статьи

Влияние стратегий критического мышления на повышение познавательной деятельности учащихся на уроках химии

Влияние проектной деятельности на повышение познавательного интереса младших школьников

Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством ИК-технологий

Влияние групповой работы на формирование рефлексивных способностей учащихся начальной школы

Эффективность группового обучения и его влияние на формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала учащихся

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Похожие статьи

Влияние стратегий критического мышления на повышение познавательной деятельности учащихся на уроках химии

Влияние проектной деятельности на повышение познавательного интереса младших школьников

Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством ИК-технологий

Влияние групповой работы на формирование рефлексивных способностей учащихся начальной школы

Эффективность группового обучения и его влияние на формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала учащихся

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Задать вопрос