Искусство и способности, с помощью которых можно познавать окружающие вещи, а также исследования, обучение, изучение являются средством достижения знаний.
Абу Насыр аль-Фараби
Новая парадигма образования требует от человека умения самостоятельно ориентироваться в потоке информации, умения осуществлять перенос знаний из разных областей человеческой деятельности и науки в конкретную ситуацию, умения работать с различными видами заданий, способности осуществлять сотрудничество в совместной деятельности. Сегодня становится очевидным, что для того, чтобы быть социально адаптированными и успешными, молодые люди должны уметь критически осмысливать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Мы, учителя нового формата, призваны развивать критическое мышление наших учащихся. Для формирования способности мыслить критически, необходимо создание определенной учебной среды, в частности на уроках математики. «Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, — это несчастный человек»,- писал известный педагог В. А. Сухомлинский. [1]
Критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. Поэтому ученикам необходимо предоставить возможность для развития навыков наблюдения, анализа, суждения и интерпретации. [2]Благодаря критическому мышлению процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. Каждый формирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от других. Знания необходимо черпать не из лекций и учебников, содержащих готовую оценку, а получать в результате самостоятельного поиска и анализа. Знания создают мотивацию, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы сформировать собственную оценку, нужно переработать огромную информацию: факты, идеи, тексты, концепции.
Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. В результате обсуждения, спора, обмена мнениями уточняется и углубляется индивидуальная позиция. Нет никакого противоречия в том, что, с одной стороны, говорится о независимости мышления, с другой — подчеркиваются социальные параметры критического мышления. Работая в группах, ученик решает более сложные задачи, нежели только конструирование собственной личности. В ходе продуктивного обмена мнениями вырабатываются такие качества, как умение слушать других, толерантность, ответственность за собственную точку зрения. Таким образом, удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни. Данная характеристика критического мышления позволяет сделать вывод о том, что критически мыслящий человек готов жить в современном мире, мире неоднозначном и меняющемся.
Авторы технологии критического мышления Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит преподаватели международной ассоциации чтения университета Северной Айовы и колледжа Хоббарда и Уиляма Смита утверждают, что … «стратегии и приемы этой технологии являются универсальными для разных предметных областей». Американский психолог Д. Халперн, автор программы обучения критическому мышлению в США поясняет: «Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса — хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения». [3]
Технология критического мышления учит работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умении вырабатывать собственное мнение, находить выходы из проблем; способности самостоятельно заниматься своим обучением; умению сотрудничать и работать в группе; способности выстраивать взаимоотношения с другими людьми. В данном контексте очень важным является формирование учащихся в мыслительных операциях высокого уровня в соответствии с таксономией Блума. Критическое мышление, как совокупность действий, представляет собой обобщенный подход к творческому анализу, синтезу и осмыслению информации. При этом у учеников формируются навыки наблюдения, суждения и интерпретации, что позволяет им действовать осознанно. В связи с этим, кардинально видоизменяется процесс обучения. Теперь школьный учитель становится своеобразным «партнером» учащихся при получении знаний, так как технологии критического мышления позволяют ему превратить процесс обучения в познавательный поиск. Применяя стратегию критического мышления, следует учитывать, где и когда ее использовать целесообразно. Например, «мозговой штурм» — это начало урока, когда ученики в полной мере могут обсудить все вопросы материала. Прием «Кубик» используется на этапе осмысления. Положительные стороны приема «Кубик» позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания; создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале; создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
- Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
- Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
- Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
- Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
- Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
- Приведи «за» и «против» (Поддержи или опровергни это) Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т. п.
Прием развития критического мышления«Рассказ-активизация по ключевым словам». Задание: «По опорным словам, которые появились у нас на доске, опишите сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени». Тема урока выбрана не случайно. При изучении остальных величин числа связаны между собой кратно 10, 100, 1000 и т. д. В единицах времени совсем другие числа. Часто дети путают и 1ч становится равным 100 мин. Надеюсь, применение технологии критического мышления обеспечит достижение качественно нового результата и такие ошибки исчезнут. На стадии вызова наиболее часто используются прием «Верные, неверные утверждения»: учитель зачитывает верные и неверные утверждения, учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ. Прием «Плюс–минус–интересно» помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. Новая информация заносится в таблицу; по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы. Прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При использовании этого приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
Прием «Карта познания»: от ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски), отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными на них словами, связанными с ключевым понятием; далее помещаются «ветви» второго порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения. Надо стремиться использовать для создания «карты» меньше слов, но больше символов, рисунков, цвета.
Прием «Составление кластера» Кластер — прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда — это наша тема. Вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации. Прием «Кластеры» использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т. е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. В зависимости от цели организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную — в виде общего совместного обсуждения.Например, задание: составьте кластер к слову «Треугольник». Обучающиеся выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом. Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Затем читают параграф учебника «Треугольник» и продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным. Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления. Прием «Корзина понятий»: на учительском столе небольшая плетеная корзина, которая наполняется высказываниями детей. Давайте наполним нашу " Корзину понятий» тем, что узнали на предыдущих уроках, что вы знаете по теме «Цена, количество, стоимость» и всем тем, что относится к понятию «Деньги».Итак, начинаем! Корзина идей
– Цена — это стоимость одного предмета.
– Деньги любят счёт.
– Стоимость — это количество денег, которые заплатили за товар.
– Деньги были металлические, их рубили, так появились рубли.
– Рубли можно поменять на иностранную валюту: доллары, евро
– Количество — это множество товара.
– В стране две группы денег: монеты и купюры.
– Деньги можно хранить в банке, копилке.
– Деньги можно у кого-нибудь попросить в долг.
– Дружба дружбой, а денежки врозь.
– В магазине дают сдачу.
– Деньги воровать нельзя.
– Профессии, связанные с деньгами: продавец, кассир, почтальон.
– Когда денег не было, люди обменивались товаром.
– На деньги можно купить всё, кроме здоровья.
– Деньги надо зарабатывать. [4]
Положительным моментом такой работы является то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, развивают коммуникативные навыки, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому надо дать такую возможность: высказать своё мнение и быть услышанным.
Литература:
- Руководство для учителя. Издание третье, 2012
- Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
- О. Б. Епишева. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. Просвещение Москва 2003.
- Горькова С. А. Актуальные проблемы развития критического мышления при изучении математики. Харьков. 2003.