Математика настолько серьезный предмет, что нельзя упускать возможности сделать его немного занимательным.
К. Гаусс
Век стремительных изменений требует от человека умения самостоятельно ориентироваться в потоке информации, умения осуществлять перенос знаний из разных областей человеческой деятельности и науки в конкретную ситуацию, умения работать с различными видами заданий, способности осуществлять сотрудничество в совместной деятельности. При знакомстве с темой «Сотрудничество и совместная работа в группах» стало известно: «В условиях коллабаративного обучения, учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнение другие концепций, и принимать активное участие. Исследователи утверждают, что, несмотря на предмет, ученики, работающие в небольших группах, как правило, узнают о том, что преподается и дольше сохраняют полученные в результате знания, нежели ту же самую информацию, представленную в других учебных форматах». [1]
Изучение математики многим учащимся даётся с трудом. Возникает проблема создания заинтересованности предметом, активизации мыслительной деятельности. Важно научить ученика самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело построена учебная работа. Немаловажная роль здесь отводится групповой работе. По мнению А. Дистервега: «Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой, человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…». [2]
Групповая форма организации урока математики имеет сложную структуру. В процессе учебных взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между учителем и учащимся, но и внутри ученического коллектива. Таким образом, с точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной, хотя это по-разному может сказаться на результативности учебного процесса. Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленных на уроке задач.
3адачи групповой работы: научить детей самооцениванию и взаимооцениванию; расширять круг знаний учащихся; воспитывать чувство ответственности за работу; научить детей работать вместе, дружно; подтянуть отстающих детей, привлечь их внимание к работе и заинтересовать. Групповая работа применяется для того, чтобы научить детей разговаривать, научить их думать, мыслить, слушать и слышать. Для этого, учитель должен обладать педагогическим тактом и терпением. Ведь нужно дать возможность высказаться ученику, уметь согласиться с ним и принять его мнение и высказывание. Групповая форма работы во- первых, повышает учебную и познавательную мотивацию учеников; во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач; в-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
В школьном образовании с применением новых стратегий меняется процесс преподавания: учитель перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Через групповое обучение, в результате совместной работы дети были вовлечены в исследовательский процесс. Проявляли заинтересованность и увлеченность, как сильные, так и слабые учащиеся. Дети, которые на традиционных уроках были пассивными и замкнутыми, старались проявить свои действия в заданиях с использованием информационно — коммуникационных технологий: «работа по готовому графику», «проверь правильность решения», «определи точку максимума и минимума». Выполняя задание в группах на решение «прикладныхзадач», учащиеся вступали в дискуссию, могли выдвигать свои идеи, убеждаясь в практической значимости математических задач. Таким образом, групповая работа дала возможность каждому учащемуся проявить себя в той или иной мере, каждый член группы вносил свой вклад в общее дело, чувствуя ответственность за конечный результат. Групповая работа развивает умение вырабатывать собственное мнение, находить выход из проблем; способности самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способности выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Урок должен быть интересен и по содержанию и по методам преподавания, чтобы у учащихся развивался устойчивый интерес к предмету и желание к саморазвитию. При планировании уроков математики, постепенно, поэтапно вводить групповую работу, учить учащихся взаимодействовать в группе, уважать мнение товарищей. Содействовать формированию исследовательских навыков через интегрирование стратегии Программы: диалогическое обучение, критическое мышление, одаренные и талантливые.
Одной из проблем изучения математики является неспособность учащихся работать с текстом, т. е. выделить главное, сделать вывод, сравнить. Причина этому — сложное написание материала. Вопросы, которые мы рассматривали на уроках, на знание и понимание. Они помогают продемонстрировать знание терминологии, конкретных формул, но не позволяют ученику аргументировать свои ответы, рассуждать, давать оценку выполненным действиям. И даже при условии, что все дети знают ответы на вопросы, зачастую отвечают самые “активные”, поэтому у многих детей в классе развивается пассивность и в дальнейшем нежелание учиться.
Методы групповой работы на уроке
Прием «Мозговой штурм» используется для генерации идей, соблюдается жёсткий регламент. Распределяются роли внутри команды. После вырабатывания коллективного решения внутри группы делаются доклады/сообщения от разных групп. Прием «Продолжи» основан на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Прием «Охота за сокровищами» учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний, так и осмысления или понимания. Учащиеся или группа должны ответить на вопросы используя ресурсы интернета или учебника. Прием «Снежный ком» начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырёх человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе. Прием «Зигзаг»: класс разбивается на команды. Члену каждой команды присваивается номер 1,2,3,4,5 (зависит от количества текстов), заготавливаются таблички с соответствующими номерами на столы (можно геометрические фигуры, нарезки бумаги разного цвета и т. д.)
На стадии вызова в ходе фронтальной беседы выясняется, выписывается на доску в кратко сформулированном виде то, что детям уже известно по данной теме.
Затем распределяются задания, каждый член группы получает свой объект исследования (свой вопрос для изучения). На столы выставляются номера, согласно которых происходит перегруппировка: все первые номера садятся вокруг стола с цифрой 1, вторые номера занимают места вокруг стола № 2 и т. д. После изучения своего вопроса, составления кластера, оформления его на листе А4, ребята возвращаются в свои группы, происходит взаимообучение, т. е. обмен полученной информацией в группе. Сведения, поступившие от всех членов группы обсуждаются, оформляются в сводную таблицу. Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка — линия сравнения. В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события или факты. В колонки, расположенные по обе стороны от линии сравнения, заносится информация, которую предстоит сравнивать. Каждая группа озвучивает результат своей работы. Можно провести рефлексию по — иному. В центр доски записывается ключевое слово. Представитель первых номеров вывешивает свой кластер, озвучивает его, дополнять, помогать ему могут 2, 3, 4, 5, затем выступает представитель вторых номеров, его помощниками являются 1, 3, 4, 5 номера и т. д. В результате произойдет сборка графического рисунка всей темы, обсуждение и закрепление изученного материала, сравнение новых знаний с первоначальными. Такая организация урока позволяет использовать разные виды деятельности, создать обстановку сотрудничества и сотворчества, что предотвращает утомление школьников.Рассмотрим ее применение на примере урока.
Класс делится на 4–5 групп по 4 человека (число учеников в группах должно быть равно количеству текстов, предназначенных для изучения; в каждой рабочей группе должны быть учащиеся с разным уровнем знаний. Сначала ученики индивидуально знакомятся с теоретическим материалом, потом переходят в группы (их — 4 согласно текстам) и обсуждают основное содержание, выводы, которые посчитают нужными, записывают в тетради. Далее ученики возвращаются в свои группы. Они ознакомились со своими текстами и теперь доносят до всей группы их содержание. Каждый участник группы записывает основное из всех четырех текстов. После этого группы готовятся к презентации всех четырех блоков теоретической информации. Заключительный шаг — презентация. Все 4 группы по очереди представляют весь материал. Многократное разнообразное повторение теории позволяет каждому из присутствующих овладеть ею.Во время презентаций учащиеся проверяют и дополняют записи в тетрадях. По итогам урока у каждого ученика в тетради получается конспект по изучаемой теме. На этапе рефлексии учащиеся делятся впечатлениями о ходе урока, о своем вкладе в общий результат, о преимуществах или недостатках такой формы изучения нового материала. Преимуществом стратегии «Зигзаг» является то, что за два урока каждым учеником, вне зависимости от его способностей, усваивается большой объем теоретического материала, всю работу на уроке учащиеся выполняют самостоятельно, сотрудничество и ответственность школьников за результат являются основными составляющими урока. [3]
Считаю, что групповая форма работы лучше всего помогает формированию коммуникативных способностей учащихся, активизирует их мыслительную деятельность и способствует развитию всех познавательных процессов школьников. Темы, при изучении которых использовалась данная форма, усваиваются обучающимися гораздо лучше, нежели при фронтальной организации работы, отсюда и всё более растущий интерес педагогов к этому виду учебной деятельности.
Литература:
- Руководство для учителя. Издание третье
- Программа для учителя. Издание третье
- Учебные материалы и тренинги 1 этапа курсов ІІ уровня.
- Гусев В. А. Как помочь ученику полюбить математику? — М.: Авангард, 1994.
- Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя.– М.: Педагогика, 1987.