Развитие критического мышления у учащихся на уроках географии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кабулова, Р. К. Развитие критического мышления у учащихся на уроках географии / Р. К. Кабулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26.1 (130.1). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36369/ (дата обращения: 15.11.2024).



Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Э. Хаббард

Педагог-учёный В. А. Сухомлинский писал: «Страшная опасность — безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает морально, калечит человека и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере — мысли, т.е на уроке». [1] Мы, учителя, должны на каждом уроке организовывать деятельность ученика, чтобы он мыслил, анализировал, сам добывал знания, развивался и проявлял себя с творческой стороны, а для этого нужно создать условия для его развития.

Современный урок — это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя. Урок, на котором больше работают дети, а педагог только направляет их работу, урок, на котором нет стереотипов. Жан Жак Руссо когда-то отметил: «Ребёнок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен того, чего хочет учитель. Поэтому педагогу так необходимо умело направлять ребёнка, чтобы он думал, что самостоятельно пришёл до определённой основы, вывел формулу, сформулировал тему урока». [1]

Всем этим определениям соответствует технология критического мышления. Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно — психологического подхода, чтобы применять на практике. [2] Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Эта технология заинтересовала меня тем, что она простыми и понятными методами позволяет сделать обучение интересным и осмысленным. К тому же в своей педагогической практике пришлось столкнуться с тем, что многие дети не хотят учиться. Возможно, это связано с тем, что объём учебного материала превышает возможности восприятия ребёнка, с тем, что у него развивается страх, который препятствует проявлению творчества. Эти проблемы можно решить с помощью технологии развития критического мышления. Она обеспечивает внутреннюю мотивацию познавательной деятельности учащихся, психологический комфорт на уроке. Считаю, что технология критического мышления позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребёнка. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности. В условиях изменения требований к выпускнику средней школы эта проблема актуальна, т. к. прогресс, возникший в современном мире, неизбежно отражается в системе образования в противоречиях и трудностях формирования молодого поколения. В этих условиях всё чаще не срабатывают традиционно применяемые средства и методы обучения, которые не развивают творческую познавательную активность учащихся. Большинство детей не уверены в своих знаниях, а значит, испытывают дискомфорт на уроке. Критическое мышление способствует творческому развитию учащихся в процессе обучения. При этом все истины обучения постигаются учащимися в результате эмоционально-духовного определения своего места среди объектов, вовлеченных в учение. Я вижу в своих учениках не столько объект воздействия, сколько партнёров, союзников по творческому процессу. Помимо уважения и веры в силы учащихся и их возможности, стараюсь встать на позицию ученика, прочувствовать его трудности и радости — это находит отражение в стиле наших взаимоотношений. Уроки проходят динамично, насыщенно, результативно. Учащиеся являются активными участниками в процессе структуры, оптимальный выбор форм, методов и приёмов обучения.

Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами. Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения. Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал. Образованные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWERPOINT. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массам современной, свежей информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т. д. расширяет возможности представления учебной информации. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Несмотря на то, что процесс компьютеризации обучения географии начался не так давно, разработана целая серия мультимедийных учебников к школьным курсам географии. Мультимедиа курс по-новому представляет содержание учебника, который позволяет осуществлять и самостоятельный поиск учебного материала, и обобщение и систематизацию новых знаний. Видео и фотоматериалы развивают образное мышление, формируют географические представления. Элементы анимации («живые» схемы) позволяют смоделировать на экране географические процессы и явления в динамике.

Уроки географии в наибольшей степени, чем другие предметы, способствуют формированию и развитию у учащихся критического мышления. Прием «Толстый итонкий вопросы» известен и используется в следующих обучающих ситуациях. · Для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем — они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов». · Для начала беседы по изучаемой теме. Если просто спросить: «Что вас интересует в данной теме?», то есть вероятность, что вопросы будут необдуманными и скороспелыми. Если же после небольшого вступления попросить учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, то уже можно судить об основных направлениях изучения темы, которые интересуют учащихся. Приём: «Ромб ассоциаций». Описание: приём актуализации субъективного опыта. Применяется при анализе текста, эпизода на основе ассоциаций. Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записываются тема текста или эпизода. Слева — фразы, слова, словосочетания из текста, справа — чувства, образы, ассоциации, возникновение при чтении этих слов и пропущенные через призму темы. Приём: «Двойное кольцо Сократа». Описание: Учащиеся делятся на две группы — круга: внутренний и внешний. В центре стоят семь стульев, шесть из них занимают участники, а седьмой всегда свободен. Во внешнем круге существует запрет на разговоры — здесь можно только писать. Говорить и обсуждать тему могут только те, кто находится во внутреннем круге. Если у кого-то из внешнего круга возникает желание что-то сказать, он занимает свободный стул, и тогда кто-то из внутреннего круга должен уйти, освободив седьмой стул. Руководитель и внешний круг фиксируют все варианты ответов. Приём: «Развивающие каноны» Технология приема: Этот тип заданий относится к разряду логически-поисковых. Имеется некий вид6-элементной конструкций, где элементы (слова, символы, рисунки и т. д.) связаны скрытым логическим смыслом. Один из элементов неизвестен. Требуется найти алгоритм составления конструкции и неизвестный элемент. Существует различные типы связи между элементами. Наиболее эффективным будет устное решение канонов, когда ученики «проговаривают» решение, находят слова связки. Например: «Если в Северной Америке это называется прерия, а В Южной Америке — пампа, то Евразии речь пойдет о степях». Когда и зачем может быть использован. Прием является одним из самых эффективных развивающих приемов, развивает логическое мышление, умение делать выводы, вербализовать алгоритм решения. Приём: «Брейнсторминг» Описание: Все ученики делятся на 2 группы по 11 человек. Первая группа — «генераторы идей» — должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решений обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют право обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. В группе выбирается один человек, которому поручается фиксировать все возникающие идеи. Вторая группа — «аналитики» — получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объявляются. Проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг. Задача руководителя во время проведения мозговой атаки — кратко изложить суть проблемы и правила (условия) ее проведения.Запрещается всякая критика поступивших предложений. Предпочтение отдается количеству, а не качеству идей, поощряется комбинирование, перенос уже высказанных идей. Предложения должны поступать безостановочно. Если наступает заминка, руководитель высказывает сам любое предложение. Обязательно фиксируются все варианты. Примеры обсуждаемых проблем: Пустыня — закономерность или аномалия? (география). [3]

Смена реформ в школе не останавливается, но все еще трудно отойти от старой модели образования. Потому что надо не просто реформировать, а реформировать инновационным образом. А это уже про ценности. Растить поколение людей, открытых миру и хорошо укрепленных в своей культуре. Способных влиять на происходящее и схватывать саму суть происходящего.

Литература:

  1. Руководство для учителя. Издание третье, 2012
  2. Программа для учителя. Издание третье, 2012
  3. Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002;
  4. Клустер Д. Что такое критическое мышление. — М.: ЦГЛ, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, урок, внешний круг, Учащийся, учебный материал, POWERPOINT, внутренний круг, группа, мозговая атака, предложение.


Задать вопрос