The article has been provided excursion into the understanding of the role of the teacher's work LS Vygotsky.
Keywords: Teachers' work, educational psychology, the student's attitude, teacher's position.
Лев Семенович Выготский — классик отечественной и мировой психологии, одной из центральных идей педагогической психологии выделял рассмотрение развивающегося взаимодействия учителя и ученика в условиях коренного изменения требований к системе образования, в противовес одностороннему анализу изолированной деятельности учителя, традиционно ориентированной на сложившиеся задачи «воодушевления» пассивных в силу своей ученической позиции детей. Неоднозначность и парадоксальность выводов и противоречий составляет эвристический стиль его высказываний на эту тему.
«…До сих пор мы занимались психологией педагогического процесса с точки зрения воспитанника и ученика. Мы старались выяснить те законы и влияния, которым подчинено воспитание, поскольку оно зависит от ребенка. Психологические пружины воспитательного процесса, поскольку они заложены в психике ребенка, составляли предмет всех рассуждений. Аналогично обстоит дело и в большинстве современных курсов педагогической психологии. Однако такое учение крайне неполно и односторонне. Чтобы охватить полностью процесс воспитания и представить в психологическом освещении все важнейшие стороны его протекания, необходимо учесть и психологию учительского труда и показать, каким законам он подлежит» [1].
По словам Л. С. Выготкого, всякая теория воспитания предъявляет свои собственные требования к учителю. Так для педагогики Руссо учитель — только сторож и охранитель ребенка от порчи и дурных влияний. А для Толстого это должен быть непременно добродетельный человек, который своим личным примером заражал бы ребенка. Для аскетической педагогики воспитатель — тот, кто умеет исполнять заповеди: «Ломай волю твоего ребенка, чтобы он не погиб».
Несомненно, что каждое отдельное представление о педагогическом процессе связывается с особым взглядом на природу учительского труда. В связи с этим становится понятно, что новая точка зрения, которая выдвигалась в свое время Львом Семеновичем в педагогической психологии и его попытки создать новую систему воспитания, новую систему педагогической психологии, являлась оправдывающей его научные подходы к данной проблематике.
«…Мы уже расстались с тем предрассудком, будто учитель должен воспитывать. Мы так же далеки от этого взгляда, как и от того, согласно которому человек должен сам на себе таскать тяжести. В этом смысле глубоко права Э. Кей, когда говорит, что настоящая тайна воспитания заключается в том, чтобы не воспитывать. Процесс развития подчинен таким же железным законам необходимости, как и все остальное в природе. Следовательно, у родителей и воспитателей «нет ни права, ни власти предписывать свои законы этому новому существу, как нет у них права и власти для того, чтобы предписывать законы движению небесных тел» (1905). Ученик воспитывается сам. "...Лекция, преподносимая учителем в готовом виде, может многому научить, но воспитывает она только умение и желание, ничего не делая и не проверяя, пользоваться всем из чужих рук. Для нынешнего воспитания не так важно научить известному количеству знания, как воспитать умение приобретать эти знания и пользоваться ими. А это достигается только (как и все в жизни) в процессе работы. На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему предстоит сделаться организатором той социальной среды, которая является единственным воспитательным фактором. Там, где он выступает в роли простого насоса, накачивающего учеников знаниями, он с успехом может быть заменен учебником, словарем, картой, экскурсией. Когда учитель читает лекцию или объясняет урок, он только отчасти выступает в роли учителя: именно в той, в которой устанавливает отношение ребенка к воздействующим на него элементам среды. Там же, где он просто излагает готовое, он перестает быть учителем.» [1]
Называя педагогическую психологию учительской психологией Л. С. Выготский говорит о величайшей опасности, связанной с учительской психологией, которая заключается в том, что в личности учителя начинает преобладать вторая сторона — «учитель начинает себя чувствовать в роли орудия воспитания, в роли «граммофона», не имеющего своего голоса и поющего то, что подсказывает пластинка» [1]. Всякая учительская профессия накладывает неизгладимые типические черты на своего носителя и создает жалкие фигуры, выступающие в роли «апостолов ходячей истины».
Существует расхождение между старой и новой педагогикой в учении об идеалистическом воодушевлении учителя. Глубоко верно то, что говорит Мюнстерберг относительно связи каждого частного факта с общей ценностью всего предмета и что переживание ценности должно быть сообщено ученику даже при изучении неправильных глаголов. Ошибка заключается только в определении средств, при помощи которых психологи надеялись добиться желаемого успеха. Залог успеха они видели в том вдохновении, которое заражает учителя, в том интересе, который возникает у ученика к воодушевленному учителю.
«Дело вовсе не в том, чтобы учитель был воодушевлен. Ведь его воодушевление не всегда доходит до ученика. Дело скорее в том, чтобы заставить учеников восхищаться тем же самым. Еще хуже бывало тогда, когда воодушевление не удавалось и, как у холодного актера, у учителя появлялся деланный, риторический пафос, который нашел великолепное выражение в слоге некоторых наших учебников старого времени, когда история или география излагалась в превыспреннем стиле, для того чтобы задеть чувство и воображение ученика. Но даже тогда, когда воодушевление доходило до сознания учеников, оно всегда бывало направлено не по адресу и превращалось в обожание учителя, принимавшее глубоко антипедагогические формы» [2].
Лев Семенович рассуждает об очень важных вещах — о роли учителя, о том влиянии, какое он оказывает на ученика. Именно от отношения учителя к детям и к своему делу зависит и результат его работы.
«Учитель, не чувствующий красоты и святости своего призвания, поступивший в школу не потому, что сердце его исполнено желания учить молодежь, а только для того, чтобы иметь работу и добывать себе средства к существованию, приносит вред ученикам и еще больший вред самому себе» [1].
Литература:
- Выготский, Л. С. Психология и учитель [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский // Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. А. И. Красило, А. П. Новгородцева. — Москва: Международная педагогическая академия, 1995. — с. 253–258. — Режим доступа: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=59998.
- Л. С. Выготский. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1991 г. с.372.