Annotation: L. S. Vygotsky expert in the field of General psychology, methodolog psychology. He was a child psychologist. Most of his experimental studies in working with children. Almost all studies related to the theory of development of higher mental functions, as experimentally carried out with children. Main methodological issues of psychology as a science was in first place in its theoretical and experimental works. Studies that dealt to a greater extent the child was psychological in nature, problems of psychological development of the child related to Pedology the period of his scientific creativity.
Keywords: methodological approaches, mental function, the tumor, the higher mental processes, development, ontogeny, age.
Л. С. Выготский являлся в первую очередь специалистом в области общей психологии, методологом психологии. Свое научное призвание он видел в построении научной системы психологии, основой которой являлся исторический диалектический и материализм. Историзм и системность — это важные принципы в его подходе к исследованию психологической действительности, и прежде всего сознания как специфически человеческой ее формы. Он овладевал марксизмом, его методом в ходе собственных теоретических и экспериментальных исследований, постоянно обращаясь к трудам классиков марксизма-ленинизма. Именно поэтому марксизм — исторический материализм и диалектика так органичны в работах Выготского. Л. С. Выготский сделал только первые, самые трудные шаги в новом направлении, будущим ученым оставив интереснейшие гипотезы и, главное, историзм и системность в исследовании проблем психологии, по принципу которых построены практически все его экспериментальные и теоретические работы.
Л. С. Выготский в работе «Проблема возраста» (1932–1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие «возраст» ученый определяет через представление о социальной ситуации развития — специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л. С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Л. С. Выготский был, детским психологом. Большинство его экспериментальных исследований в работе с детьми. Практически все исследования, связанные с построением теории развития высших психических функций, так же экспериментально проведены с детьми, и одна из главных, опубликованных непосредственно после смерти Выготского книг — «Мышление и речь» (1934). Так же, именно он разработал новый метод, который сам назвал экспериментально-генетическим: этим методом вызываются к жизни или экспериментально создаются новообразования — это качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития. Дети являлись в данном случае наиболее подходящим материалом для создания экспериментальной модели развития новообразований, а не предметом исследования. Выготский использовал специальные наблюдения и исследования в психиатрических клиниках для изучения распада всех процессов. Его работы по развитию высших психических функций не относятся к области собственно детской (возрастной) психологии, так же как исследование распада — к области патопсихологии. Именно общие теоретические исследования послужили той основой, на которой развивались его специальные исследования в области детской психологии.
Важно отметить, что путь Л. С. Выготского в детской (возрастной) психологии был не прост. До занятий психологией Лев Семенович был учителем и к проблемам детской психологии он шел прежде всего от запросов практики. Интерес Выготского к проблемам детской психологии понять сложно, если не учитывать и того, что он был теоретиком и, что особенно важно, практиком в области аномального психического развития.
Являясь научным руководителем многих исследований, проводивших в экспериментальном дефектологическом институте, он регулярно участвовал в консультациях детей. Сотни детей прошли через его консультации, с разными психическими отклонениями. Выготский рассматривал анализ каждой проблемы, как конкретное выражение общей проблемы. В 1928г. он публикует статью «Дефект и сверхкомпенсация», в которой описывает системный анализ аномалий психического развития; в 1931 г. он написал работу «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства», в которой подробно критически проанализировал состояние диагностики того времени и наметил пути ее развития.
Его исследования строились, таким образом, что в них были соединены в одно целое методологические вопросы психологии и вопросы исторического происхождения сознания человека, т.е его строение, онтогенетического развития, аномалий в процессе развития. Выготский называл такое соединение единством структурного, генетического, и функционального анализа сознания.
По детской психологии работы Выготского включали в свое название термин «педология». Главным образом методологические вопросы психологии как науки стояли на первом месте в его теоретических и экспериментальных работах. Исследования, которые касались в большей степени ребенка, так же носили психологический характер, проблемы психологического развития ребенка относили к педологии в период его научного творчества. «Педология, – писал он, – есть наука о ребенке». Выготский проделал огромную критическую работу по пересмотру, являвшихся основными в зарубежной детской психологии процессов психического развития, отражавшихся так же в советской психологии. Эта работа по объему и значению сходна с той, которую Выготский проделал по методологическим вопросам психологии и оформил в труде «Исторический смысл психологического кризиca». Сам Выготский не успел обобщить свои теоретические исследования по проблеме психического развития в специальной работе, оставив лишь ее фрагменты, содержащиеся в критических предисловиях к книгам К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, А. Гезелла, в своих не опубликованных рукописях и лекциях. Главное решение для психологии детства был вопрос о движущих силах и условиях психического развития в детском возрасте, развитии сознания и личности ребенка — у Выготского переплеталось в единое целое с его общеметодологическими исследованиями. В ранних работах он сформировал гипотезу по развитию высших психических функций, об их происхождении и об их природе. Данных формулировок много. Приведем одну из них: «Всякая психическая функция была внешней потому, что она была социальной раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией; она была прежде социальным отношением двух людей». Данной гипотезе, уже содержится совершенно другое представление о роли социальной среды в развитии: взаимодействие ребенка с действительностью, главным образом социальной, со взрослым является не фактором развития, не тем, что действует извне на уже имеющееся, а источником развития. Проблема движущих причин развития являлась центром внимания научного интереса Выготского. Изучая, разные точки зрения в зарубежной психологии, он оценивал их критически. Выготский поддерживал позицию Блонского, тот указывает, что наследственность не есть простое биологическое явление: от хроматин наследственности мы должны отличать социальную наследственность условий жизни и социального положения. На основании классовой, социальной наследственности и образуются династии. «Только на почве самого глубокого смешения биологической и социальной наследственности, – продолжает эту мысль Выготский,- возможны такие научные недоразумения, как К. Бюлера о наследственности «тюремных задатков» [1, с 47], Петерса — о наследственности хороших баллов в школе и Гальтона — о наследственности судейских, министерских должностей и ученых профессий. Взамен, например, анализа социально-экономических факторов, обусловливающих преступность, это чисто социальное явление — продукт социального неравенства и эксплуатации — выдается за наследственный биологический признак, передающийся от предков к потомкам с такой же закономерностью, как определенная окраска глаз. Под смещением биологической и социальной наследственности стоит и современная буржуазная евгеника, новая наука относительно улучшения и облагораживания человеческого рода путем попытки овладеть законами наследственности и подчинить их своей власти» [1, с. 55]. В предисловии к книге А. Гезелла «Педология раннего возраста» Выготский критикует теории развития, которые обширно представлены в буржуазной детской психологии того времени. Выготский высоко оценивает исследования Гезелла за то, что в них «заключена в последовательном и неуклонном проведении идея развития как единственного ключа ко всем проблемам детской психологии... Но самую основную, ключевую проблему — проблема развития — Гезелл решает половинчато... Но все же, как показывает Лев Семенович, за такой заменой скрывается определенное решение проблемы.
Выготский говорил о том, что теоретическая система Гезелла несомненно связанна с методологией той критической эпохи, которую переживала буржуазная психология, и тем самым противостоит, как уже указано, диалектико-материалистическому пониманию природы детского развития. [2, с.569] Нужно ли говорить далее о том, что этот эмпирический эволюционизм в учении о развитии ребенка, ультрабиологизм, подчиняющий весь ход детского развития вечным законам природы и не оставляющий места для понимания классовой природы детского развития в классовом обществе, сам имеет совершенно определенный классовый смысл, тесно связанный с учением о классовой нейтральности детства, с реакционными по существу тенденциями к раскрытию «вечно детского» (по выражению другого психолога), с тенденциями буржуазной педагогики к маскировке классовой природы воспитания?
Рассмотрев критической разбор Выготским теорию Гезелла по двум основаниям: во-первых, разбор теории Гезелла — замечательный пример того, как Выготский анализировал теоретические концепции развития, как он за внешней видимостью и фразеологией, с первого взгляда кажущейся правдой, умел вскрывать действительные методологические источники теоретических заблуждений; во-вторых, критика теоретических взглядов Гезелла звучит и сегодня очень современно применительно к теориям американской детской психологии, в которой много слов о социальном и его роли в развитии ребёнка. В занятии Выготским проблемами собственно детской (возрастной) психологии можно выделить два периода: первый (1926–1931), когда шла интенсивная разработка проблемы опосредования психических процессов, которое, как хорошо известно, представляло для Выготского главное звено в развитии высших психических процессов; второй (1931 -1934), когда экспериментальная разработка проблемы развития высших психических процессов была закончена и Выготский разрабатывал проблемы смыслового строения сознания и общую теорию детского развития.
Литература:
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Издательства: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. — 672 с.
- Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.