В данной статье обоснована актуальность формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа, уточнено понятие «художественно-эстетическая компетенция», рассмотрены принципы формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа.
Ключевые слова: художественно-эстетическая компетенция, среднее профессиональное педагогическое образование, принципы формирования художественно-эстетической компетенции
Повышение уровня подготовки будущих специалистов — учителей начальной школы — всегда было одной из животрепещущих проблем среднего профессионального педагогического образования. Для успешной работы в современной школе будущие учителя должны обладать рядом общих и профессиональных компетенций, прописанных в ФГОС СПО. Но все же основной задачей образования остается формирование учителя, как личности, способной развивать природные задатки своих учеников. Именно об этом говорит профессор Н. В. Уварина: «...важнейшая задача образования — развитие индивидуальности — уникальной и духовно самоопределяющейся личности, осознающей и практически реализующей свое призвание и предназначение в различных видах и сферах социальной практики» [7]. На наш взгляд, именно формирование художественно-эстетической компетенции учителя начальной школы является ответом на насущную потребность школы в творческих, всесторонне развитых специалистах.
Современные исследователи в настоящее время разрабатывают концепции формирования и развития художественной, эстетической, культурно-эстетической и художественно-эстетической компетенций. Это такие ученые, как И. В. Арябкина, В. А. Варданян, А. В. Деревицкая, Е. А. Киндлер, Л. А. Клыкова, Т. А. Кравцова, Л. М. Масол, Е. Н. Попова, Ю. А. Стюарт, В. П. Фалько, Е. А. Шадрина, О. В. Шокот и др.
Опираясь на труды указанных специалистов и учитывая специфику обучения студентов педагогического колледжа, дадим определение художественно-эстетической компетенции (ХЭК) студента педагогического колледжа: это комплексная характеристика личности будущего педагога, состоящая из следующих компонентов:
- Когнитивный компонент: художественно-эстетические знания, умения и опыт (теоретические знания и практические умения по основам рисунка, композиции, цветоведения, технологии художественной обработки материалов); общая когнитивная сложность картины мира;
- Мотивационный компонент: сформированная мотивация к творческой художественно-эстетической деятельности и творческому росту; способность и готовность обучать художественно-эстетическому творчеству будущих учеников;
- Деятельностный компонент: опыт успешной практической творческой деятельности по созданию произведений искусства и декоративно-прикладного творчества;
- Эстетический компонент: общая способность к восприятию, пониманию и интерпретации произведений искусства; сформированный эстетический вкус; сформированное стремление к эстетическому преобразованию окружающего пространства [8].
Формирование художественно-эстетической компетенции должно опираться на педагогические принципы, регулирующие педагогическую деятельность. «Педагогический принцип — это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности» [1, с. 176]. Принципы могут носить общий и частный характер. Общие принципы носят универсальный характер и связаны со всеми закономерностями, частные принципы обусловлены выявленными закономерностями исследуемого педагогического явления.
Проанализируем работы современных исследователей и выясним, какие принципы ложатся в основу формирования компетенций эстетического цикла. Систематизированные данные приведены в таблице 1.
Таблица 1
Принципы формирования компетенций эстетического цикла
№ |
Автор |
Компетенция/компетентность |
Ведущие принципы |
1 |
А. В. Деревицкая |
художественно-проектная компетенция студентов колледжа |
Принципы профессионально-творческой направленности, гуманизации образования, диалогического общения, культурной аналогии [3, с. 9]. |
2 |
И. В. Арябкина |
культурно-эстетическая компетентность учителя начальной школы |
Единство трех принципов: рефлексивности (предполагающем осмысление собственного опыта педагога, обнаружение профессионально-личностных смыслов), интерактивности (соотнесение собственных смыслов, осознание, формирование ценностных эстетико-педагогических ориентиров) и проективности (развитие эстетико-педагогического самосознания, утверждения своей позиции в деятельности) [2, с. 90]. |
3 |
Е. А. Киндлер |
эстетическая компетенция будущих учителей культурологии |
Принципы интеграции, диалогичности, преемственности и последовательности в понимании динамики философских и художественных смыслов в культуре [4, с. 10]. |
4 |
Е. А. Шадрина |
Эстетическая компетенция у младших школьников |
Принцип легкости, свободы, увлекательности обучения, принцип самостоятельности и творческой активности в учебном процессе, принцип свободы выбора учебной деятельности [9]. |
5 |
О. В. Шокот |
Эстетическая компетенция студента колледжа услуг |
Принцип культуросообразности, принцип направленности обучения, принцип научности обучения, принцип целостности и комплексности, принцип преемственности, принцип этапности и последовательности, принцип индивидуализации обучения [10, с. 7–8]. |
6 |
Л. А. Клыкова |
художественно-эстетической компетенции будущих хореографов |
Принципы поликультурности, субъектности, эмпатии, коммуникативного партнерства и сотрудничества в учебной группе, рефлексивного управления художественно-эстетическим образованием [5, с. 11]. |
7 |
Ю. В. Стюарт |
художественно-эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста |
Система педагогических принципов — сотворчества, синкретизма, культуросообразности, субъектности, эмпатии [6]. |
Таким образом, этот краткий обзор показывает, что формирование компетенций эстетического цикла строится исследователями с опорой на разнообразные принципы, в том числе принципы общего характера: принцип научности, целостности, этапности и последовательности, гуманизации; и принципы частные: профессионально-творческой направленности, диалогического общения, культурной аналогии, рефлексивности, интерактивности, проективности, интеграции, свободы выбора, самостоятельности, культуросообразности, индивидуальности обучения, поликультурности, субъектности, эмпатии, сотворчества, синкретизма.
Отметим, что принципы формирования художественно-эстетической компетенции у указанных авторов во многом схожи, и позволим себе сделать вывод, что формировать указанную компетенцию у студентов педагогического колледжа можно с опорой на принципы общего характера, такие как принцип научности, гуманизации, этапности и последовательности, вариативности. Принципы частного характера выделим следующие: свободы выбора, индивидуализации, субъектности, партисипативности, культуросообразности, образовательной рефлексии. Связь компоненты художественно-эстетической компетенции с педагогическими принципами отражена в таблице 2.
Таблица 2
Связь компонентов ХЭК спедагогическими принципами
Компонент ХЭК |
Частные принципы |
Общие принципы |
Когнитивный |
индивидуализации |
принцип научности, гуманизации, этапности и последовательности, вариативности |
Мотивационный |
свободы выбора, образовательной рефлексии |
|
Деятельностный |
субъектности, партисипативности |
|
Эстетический |
культуросообразности |
Считаем, что разработанные нами принципы необходимы и достаточны для формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа.
Литература:
- Андреев В. И. Педагогика: учеб.курс для творческого саморазвития[Текст] /В. И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
- Арябкина И. В. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода: теоретические аспекты: монография [Текст]//И. В. Арябкина. – М.: Флинта-наука, 2014. – 119 с.
- Деревицкая А. В. Развитие художественно-проектной компетенции студентов колледжа в условиях гуманноориентированного образования[Текст]: Автореф.дис.канд.пед. Наук. Челябинск, 2013. – 24 с.
- Киндлер Е. А. Формирование эстетической компетенции будущих учителей культурологии в процессе преподавания философско-культурологических дисциплин[Текст]: дисс. канд.пед.наук: 13.00.02./Киндлер Евгений Александрович.—Екатеринбург, 2009.—160 с.
- Клыкова Л. А. Развитие художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей[Текст]: дисс. канд.пед.наук: 13.00.08./Клыкова Людмила Алексеевна.—Челябинск, 2009.—212 с.
- Стюарт Ю. В. Формирование художественно-эстетической компетенции будущих хореографов в ВУЗе как актуальная проблема теории и методики высшего образования [Текст]//Наука и современность. 2014. № 31. С.76–80.
- Уварина Н. В. Принцип свободы в концепции развития творческой самоактуализации учащихся [Текст]/Н. В. Уварина//Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. № 1. — С.20–25.
- Чернышева С. А. Теоретико-методологические основы проблемы формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 4. С. 162–169.
- Шадрина Е. В. Формирование эстетической компетенции у младших школьников при обучении изобразительному искусству [Текст]// Вестник ТГПУ. 2009. № 1. С. 44–47.
- Шокот О. В. Формирование эстетической компетенции в профессиональной подготовке студентов колледжа сферы услуг [Текст]: автореферат дисс. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Шокот Ольга Викторовна. — Москва, 2008. — 22 с.