Фиктивные банкротства как экономические последствия коррупции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 10.12.2016

Статья просмотрена: 552 раза

Библиографическое описание:

Поплаухина, Т. Д. Фиктивные банкротства как экономические последствия коррупции / Т. Д. Поплаухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 479-482. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36274/ (дата обращения: 15.11.2024).



Понятие «банкротство» появилось после перехода российской экономики к новому виду отношений и рыночным методам хозяйствования. Сегодня банкротство представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночной системы. К сожалению, банкротство имеет разрушительные последствия для предпринимателей и для экономики страны в целом, которые выражены, прежде всего, в спаде производства, в создании социальной напряженности в обществе. Поэтому так важно всем хозяйствующим субъектам непрерывно анализировать свою хозяйственную деятельность на предмет эффективности, поддерживать платежеспособность, непрерывно следить за текущей внешней и внутренней обстановкой для того чтобы вовремя принимать необходимые управленческие решения. Для определения эффективности работы предприятия, его финансовой, инвестиционной политики, эффективности использования ресурсов используется комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В условиях высокой неопределенности внешней среды, когда мировой финансовый кризис, изменения в законодательстве, увеличение налогообложения и другие факторы могут повлечь за собой негативные последствия, у многих юридических лиц возрастает вероятность наступления кризисных ситуаций. Современная теория экономических кризисов рассматривает их, с одной стороны, как объективно неизбежный процесс, связанный с длительностью жизненного цикла продукта и жизненного цикла предприятия, с другой стороны, как процесс, стимулирующий совершенствование технологии и управления производством. Кризисы на предприятии могут быть преодолимыми, а могут и привести к банкротству фирмы и последующей ликвидации.

Давно доказана тесная связь между количеством банкротств и развитием современных форм теневой экономики. Подтверждающаяся эмпирическая связь между коррупцией и количеством банкротств в экономике оказывает разлагающее влияние на все стороны государственного и общественного развития и порождает бюрократию государственного управления. Непосредственно к экономическим потерям коррупции относят замедление появления эффективных частных собственников из-за нарушений в ходе приватизации, а также искусственных (криминальных) банкротств, как правило, сопряженных с подкупом чиновников.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются Арбитражным судом по месту нахождения должника. Должником, согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)», может быть признан как гражданин Российской Федерации, в том числе и индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда. Кредиторы вправе направить заявление о признании должника банкротом только с даты вступления в законную силу решения суда о взыскании денежных средств с должника.

В ряде случаев закон не только дает право, но и обязывает обратиться должника в суд с таким заявлением, эти случаи отражены в пункте 1, статьи 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»:

1) удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

2) органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

3) органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

4) обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

5) должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;

6) имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику, бывшему работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.

Таким образом, при наличии одного из вышеуказанных обстоятельств должник обязан обратиться с заявлением о признании себя банкротом в кратчайшие сроки, но не более одного месяца. Неисполнение данной нормы влечет наказание, вплоть до привлечения к субсидиарной ответственности лиц, на которых возложена обязанность по обращению с соответствующим заявлением. То есть данное лицо будет персонально отвечать по обязательствам должника.

Процедура банкротства — это неотъемлемая часть рыночной экономики и во всех странах с развитой или развивающейся рыночной экономикой существует институт банкротства. Однако, основная цель данной процедуры, несмотря на название, является не ликвидация должника, а попытка его оздоровления, путем реструктуризации задолженности, введения моратория на взыскание долгов, снятия ареста с активов предприятия.

Есть различные способы урегулирования кризисной ситуации и чем раньше предпринять меры, тем меньшими окажутся финансовые потери, как для самого должника, так и для его кредиторов. В законодательстве предусмотрена возможность досудебного урегулирования кризисной ситуации. В частности пункт 1 статьи 30 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» гласит: «В случае возникновения признаков банкротства, установленных пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, руководитель должника обязан направить сведения о наличии признаков банкротства собственнику имущества должника — унитарного предприятия и лицам, имеющим право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников), в течение десяти дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно об их возникновении». Как видно из данной нормы, руководитель не просто имеет право, он обязан предпринять меры по информированию контролирующих организацию лиц о сложившейся кризисной ситуации.

В свою очередь собственники организации, совместно с кредиторами, государственными органами всех уровней от федеральных до местных властей обязаны предпринять все необходимые меры по предупреждению банкротства, а именно попытаться восстановить платежеспособность организации — об этом гласят пункт 2 и 3 все той же 30 статьи закона о банкротстве.

Также помимо мер по предупреждению банкротства, законодатель предусмотрел процедуру досудебного оздоровления, восстановления платёжеспособности предприятия — санация. Ей посвящена статья 31 закона о банкротстве. В этой статье всего два пункта, где буквально в двух предложениях говорится о том, что предприятию должнику может быть предоставлена финансовая помощь от собственников предприятия, третьих лиц, кредиторов.

В случае даже если начато разбирательство по делу о несостоятельности организации в Арбитражном суде, законодатель предусмотрел в качестве одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, процедуру финансового оздоровления. Финансовое оздоровление в Российской Федерации одна из процедур процесса банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с утверждённым графиком. Суть процедуры сводится к тому, что собственники организации-должника на очередном собрании участников (акционеров), принимают решение об обращении к кредиторам должника с ходатайством о введении процедуры финансового оздоровления, при этом на этом же собрании собственники обязаны утвердить план финансового оздоровления, график погашения задолженности перед кредиторами. План финансового оздоровления и график погашения задолженности не должен выходить за двухгодичные рамки. При этом если кредиторы согласуют план оздоровления и процедура финансового оздоровления будет введена, в ходе данной процедуры на должника накладываются некоторые ограничения в плане распоряжения активами предприятия и заключения сделок. Придется согласовывать крупные сделки, а также отказаться от существенного увеличения кредиторской задолженности, то есть не прибегать к сторонним займам. Вводится мораторий на выход участников из общества с выплатой этому участнику его доли (пая). Одновременно делаются и некоторые послабления, например, снимаются аресты с имущества, с расчетных счетов организации, за исключением арестов, наложенных в связи с задолженностью организации по оплате заработной платы и причиненного морального и физического вреда.

Несмотря на предусмотренные законом возможности по восстановлению платежеспособности предприятия, на практике ничтожное количество дел о банкротстве в Российской Федерации проходят через процедуру финансового оздоровления, это подтверждает официальная статистика, размещенная на сайте единой системы Арбитражных судов Российской Федерации, представлена в таблице.

Таблица

Сведения орассмотрении арбитражными судами Российской Федерации дел онесостоятельности (банкротстве)

2010

2011

-+ к 2010

2012

-+ к 2011

2013

-+ к 2012

Поступило заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами)

40243

33385

-17,0 %

40864

22,4 %

31921

-21,9 %

из них: принято к производству

33270

27422

-17,6 %

33226

21,2 %

27351

-17,7 %

Количество дел, по которым проводилась процедура финансового оздоровления

91

94

3,3 %

92

-2,1 %

67

-27,2 %

из них: прекращено производство по делу в связи с погашением задолженности

6

6,6 %

7

7,4 %

3

3,3 %

4

6,0 %

Количество дел по которым проводилась процедура внешнего управления

908

986

8,6 %

922

-6,5 %

803

-12,9 %

из них: прекращено производство по делу в связи с восстановлением платежеспособности

14

1,5 %

13

1,3 %

25

2,7 %

15

1,9 %

Принято решений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства

16009

12794

-20,1 %

14072

10 %

13144

-6,6 %

Как видно из данных таблицы, из 27 351 дел, принятых Арбитражными судами, только в 67 случаях проводилась процедура финансового оздоровления, это составляет всего 0,25 %. Такая тенденция сохранялась с 2010 года. При этом практика проведения процедуры банкротства показывает, что ведение процедуры банкротства на всех ее этапах влечет за собой немалые издержки, которые покрываются за счет организации банкрота, за счет средств, вырученных от продажи его имущества, и соответственно, уменьшается вероятность удовлетворения требований кредиторов за счет средств должника. Для проведения процедуры банкротства привлекается арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, который сдал квалификационный экзамен по курсу подготовки арбитражных управляющих, имеет стаж руководящей работы не менее 3 лет, опыт работы помощником арбитражного управляющего не менее 6 месяцев, а также является членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий — ключевая фигура в деле о банкротстве. Именно его Арбитражный суд наделяет полномочиями наблюдательного, контролирующего органа над должником, и без ведома которого, руководство должника не имеет право совершать сколько-нибудь значимые хозяйственные операции. Арбитражный управляющий за проведение процедуры банкротства получает вознаграждение от 15000 рублей до 45000 рублей в месяц, в зависимости от введенной процедуры. Кроме этого, арбитражный управляющий вправе привлекать специалистов для обеспечения своей деятельности — бухгалтера, юриста, оценщика, и так далее. Все эти расходы компенсируются из средств должника. В соответствии со статьей 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», вне очереди возмещаются текущие платежи — расходы, которые возникли уже после начала процедуры банкротства, то есть кредиторы должника отодвигаются в конец очереди.

Таким образом, введение процедуры уже в какой-то степени ущемляет интересы кредиторов. Тем не менее, институт банкротства необходимый инструмент оздоровления экономики страны в целом, кроме этого, это цивилизованная, строго регламентированная процедура, с помощью которой можно урегулировать возникающие безнадежные обязательства хозяйствующих субъектов друг перед другом. Кроме этого, арбитражный управляющий, при условии его достаточной квалификации в качестве антикризисного менеджера, в процедуре банкротства может проанализировать хозяйственную деятельность предприятия-должника. В ходе данного анализа, могут быть найдены скрытые ресурсы предприятия, оптимизированы затраты, оценена возможность восстановления платежеспособности должника, составлен план реструктуризации долгов. Также в ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяются действия либо бездействие лиц, контролировавших должника, в результате которых предприятие было доведено до банкротства — анализ преднамеренного банкротства, либо выявлена попытка отсрочить уплату по обязательствам — анализ фиктивного банкротства. При обнаружении фактов преднамеренного, фиктивного банкротства арбитражный управляющий обращается по данному факту в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности. Эти обстоятельства могут послужить сдерживающим фактором недобросовестного поведения собственников, а также исполнительных органов организаций.

Следует учитывать, что недобросовестное поведение может также быть и со стороны кредиторов, например искусственное увеличение задолженности с целью рейдерского захвата предприятия, устранение нежелательных конкурентов и тому подобное. Законодатель в законе о банкротстве старается учитывать интересы всех лиц, участвующих в деле о банкротстве, в том числе самого должника. Это реализуется посредством регламентирования порядка обращения в Арбитражный суд с заявлением о банкротстве, определения количественного, а также качественного признаков задолженности, определяющей неплатежеспособность должника.

Правом на обращение в Арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладает как сам должник, так и кредитор должника. Однако наличие одного из признаков банкротства, обращение кредитора либо должника с заявлением о признании банкротом в Арбитражный суд и даже возбуждение дела о банкротстве не означает само по себе факта признания должника банкротом. В качестве первого этапа Арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве вводит в отношении должника процедуру наблюдения и утверждает арбитражного управляющего, в данной процедуре он является временным управляющим. В наблюдении временный управляющий выступает как эксперт, который за период наблюдения — обычно это три или четыре месяца — должен собрать всю необходимую информацию о должнике, его финансовом состоянии, его обязательствах, активах, дать оценку действиям руководства должника, проанализировать сделки за последние три года, предшествующие подаче заявления о признании банкротом, сделать отчет и представить его кредиторам и Арбитражному суду.

В процедуре наблюдения, одной из ключевых обязанностей временного управляющего является проведение финансового анализа должника. По своей сути это анализ потенциального банкротства должника, заключение о его финансовом состоянии, включающий анализ ключевых показателей, отражающих экономическую деятельность должника. Данный анализ проводится на основании документов, предоставленных временному управляющему должником, в основном это конечно бухгалтерская документация. По результатам такого анализа, на основании предложений временного управляющего, собранием кредиторов принимается решение либо об оздоровлении, либо о банкротстве должника, впоследствии такое решение утверждается Арбитражным судом.

Таким образом, на протяжении всего жизненного цикла предприятия, даже в период устойчивого финансового состояния руководство, финансовые структуры организации должны анализировать текущую ситуацию, следить за дисциплиной ведения бухгалтерской отчетности, совершать разумные сделки, действовать в интересах предприятия. В противном случае законодателем предусмотрены инструменты защиты прав и интересов кредиторов, работников должника, а также меры по выявлению и привлечению к ответственности лиц, контролирующих должника и действующих по бюрократической и политической протекции, которая может быть обеспечена только незаконно и только на определенном уровне власти и чаще всего через коррупцию.

Основные термины (генерируются автоматически): Арбитражный суд, финансовое оздоровление, банкротство, должник, Российская Федерация, управляющий, дело, признание должника, процедура, выплата выходных пособий.


Задать вопрос