Башкортостан — один из крупнейших сельскохозяйственных регионов России. Республика Башкортостан является одним из крупнейших регионов производства сельскохозяйственной продукции в России. Сельское хозяйство республики представляет собой многоотраслевой комплекс, имеющий развернутую инфраструктуру и устоявшиеся традиции сельхозпроизводства. Башкирия — один из ведущих регионов по производству различных видов сельскохозяйственной продукции. По объему валовой продукции, сельское хозяйство республики занимает стабильное первое место на Урале и четвертое — в Российской Федерации. Земельные угодья насчитывают более 7 миллионов гектаров, из них пашня — около 5 миллионов гектаров. Одним из важнейших заданий государственной политики руководства республики Башкортостан является развитие агропромышленного комплекса, не обойден вниманием и малый бизнес в сельском хозяйстве.
В современных условиях рыночной экономики эффективность сельского хозяйства и темпы роста развития сельского хозяйства существенно зависят от развития малого агробизнеса. Если малое предпринимательство в регионе развито достаточно хорошо, то это в свою очередь влияет на многие факторы: насыщение рынка товарами, расширение конкуренции, рост занятости, социальное развитие села, а главное — способствует повышению экономической эффективности агропромышленного производства.
Одним из важнейших направлений государственной политики в сфере сельского хозяйства становится развитие среднего и малого агробизнеса. На разных этапах развития Республики Башкортостан вопросы достижения высокой эффективности продовольственного комплекса занимал центральное место. При этом движущим мотивом выступал постоянно возрастающий спрос населения на пищевые продукты.
Рассмотрим и проанализируем развитие агробизнеса в Республике Башкортостан. Нужно отметить, что именно малые предприятия способны быстро реагировать на изменения спроса, изменять ассортимент продукции и перепрофилировать свое производство в условиях кризиса.
Малые предприятия в сельском хозяйстве играют особую роль, они помогают адаптировать сельское население к рыночным условиям, но определенно имеется ряд проблем, вызванных внутренними и внешними факторами, одной из ключевых проблем являются социальные условия, отток населения, прежде всего молодежи, незаинтересованность в ведении сельскохозяйственного бизнеса. Повышение эффективности сельского хозяйства во многом зависит от развития малого агробизнеса.
Личное подсобное хозяйство и крестьянское (фермерское) хозяйство относятся к малым формам хозяйствования (МФХ). МФХ являются неотъемлемой частью многоукладной экономики Республики Башкортостан и имеют большое значение в производстве сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, повышают занятость сельского населения (а в регионе его почти 40 %), способствуют решению социальных проблем и сохранению сельских традиций. Тем не менее, в Республике Башкортостан вопросы эффективного использования их потенциала еще не решены. По данным последней сельскохозяйственной переписи (2006 г.) представителей МФХ в республике насчитывалось почти 569 тыс. единиц. В 2010г. в республике насчитывалось 4.7 тыс. фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, около 580 тыс. ЛПХ. И число их растет, увеличивается посевная площадь и сельскохозяйственных угодий, формируются многообразные формы собственности и хозяйствования. [1,с.113]
По специализации и направлениям деятельности сельское хозяйство Республики Башкортостан многогранно. Кроме крупных товарных хозяйств зернового и овощемолочного направления, действуют 10 птицефабрик, 9 комплексов по откорму крупного рогатого скота, 15 свиноводческих комплексов, 13 сортоиспытательных станций и участков, семеноводческие хозяйства по зерну, многолетним травам, конезавод, племенные предприятия по птицеводству и рыбоводству, работающие не только на нужды республики и регионов Российской Федерации, но и стран СНГ.
Основные направления специализации республике считаются, производство зерна и зерновой продукции, цельного молока и молочной продукции, мяса говядины, птицы и свинины, яиц, овощей открытого и закрытого грунта, картофеля.
Производство валовой продукции в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий по секторам производства имеет значительные разрывы. В сельскохозяйственных предприятиях на 1 га сельскохозяйственных угодий приходится 6,4 тыс. руб. продукции, в крестьянских (фермерских) хозяйствах — 10,4 тыс. руб. В личных хозяйствах населения отдача 1 га сельхозугодий составляет всего 237,4 тыс. руб., что подчеркивает высокий удельный вес личных хозяйств, участвующих в экономически активной сфере производства. [3,с.45]
Правительство республики Башкортостан активно занимается проблемой малого предпринимательства, проводятся меры по вовлечению сельскохозяйственного бизнеса в активный экономический процесс. В Башкортостане действует Республиканская программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2008–2012 гг., где отмечены мероприятия и в отношении социальной сферы села. Целями на этот период обозначены: устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов. [2, c. 48].
Большое значение в республике придается малому предпринимательству на селе. Сейчас в республике насчитывается 4,6 тыс. фермерских и 570 тыс. личных подсобных хозяйств. За ними закреплено более 670 тыс. гектаров земли, они содержат 1,17 млн. голов крупного рогатого скота, 360 тыс. свиней, 900 тыс. овец и коз, 108 тыс. лошадей, 8,5 млн. голов птицы, 250 тыс. пчелосемей. Фермерские и личные подсобные хозяйства производят в республике более 65 % сельскохозяйственной продукции. Субъектам малого бизнеса в аграрном секторе в 2008 г. из бюджетов всех уровней была оказана помощь в сумме 409 млн. руб., из них субсидии на приобретение дизельного топлива — 115 млн. руб., на компенсацию части затрат на приобретение техники и оборудования для животноводства — 73 млн. руб., оплату процентов по кредитам — 35 млн. руб., приобретение минеральных удобрений — 32 млн. руб. [4,с.56]
Существует и развивается система консультирования сельскохозяйственных работников, открыто более 45 центров, по республике Башкортостан налажена выдача кредитов предпринимателям задействованных в сфере сельского хозяйства. Существует также проблема соотнесения инструментов государственной и муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства с возможностями и потенциалом конкретной территории. Выделяемые приоритеты на основе деления территорий на сельские и городские поселения не позволяют в полной мере определить уровень насыщенности существующих предпринимательских ниш и, следовательно, выявить необходимость поддержки предпринимателей в данном месте и в данной сфере деятельности. Следует отметить, что определение уровня насыщенности предпринимательскими структурами территории в привязке к конкретным нишам затруднительно, так как отсутствуют не только необходимые статистические данные, но и сами стандарты обеспеченности субъектами малого и среднего предпринимательства сферы услуг, бытового обслуживания населения, сельского хозяйства, производств и т. д.
В последние годы инвестиционная привлекательность сельского хозяйства Башкортостана заметно растет. Сформированная законодательная база и система государственной поддержки крупных инвестиционных проектов, гарантирующая инвесторам налоговые льготы, финансовую поддержку за счет средств бюджета республики, а также содействие по выделению земельных участков и другие преференции позволили увеличить в 4,4 раза объем инвестиционных кредитов, выданных банковским сектором предприятиям агропромышленного комплекса республики. В 2011 году — 1966 млн. рублей, 2012 году — 6840 млн. рублей, 2013 году — 8713 млн. рублей. Удельный вес инвестиционных кредитов в общем объеме кредитов агропромышленного комплекса увеличился с 23 % до 57 %. [1,с.114]
Наряду с имеющимися положительными тенденциями, в сельском хозяйстве Республики Башкортостан сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли. Основными проблемами аграрного сектора являются: спад производства, сокращение посевных площадей, поголовья скота, что произошло в результате неустойчивости производственно — хозяйственных связей, инфляции, удорожание кредитных ресурсов, сокращение государственного финансирования, снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, роста неплатежей между предприятиями на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель. Результативность сельскохозяйственного производства в республике в 2000–2008 гг. продолжала ухудшаться. Развал аграрного сектора обусловлен снижением до минимума роли государства в регулировании аграрного производства.
Все вышеизложенное говорит об отсутствии комплексного подхода муниципальных властей к развитию малого и среднего предпринимательства как фактора повышения экономической безопасности территории. Таким образом, необходима разработка методов, к оценке уровня развития предпринимательства и предпринимательского потенциала конкретной территории, учитывающих уровень благоприятствования развитию предпринимательства, имеющиеся на территории ресурсы и компетенции.
Литература:
- Э. Р. Кипчакбаева Социальные предпосылки и тенденции развития малого агробизнеса в Республике Башкортостан // Аграрный вестник Урала.-2011г.- № 4 (83) — 122с.
- Республиканская программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг.: Постановление Республики Башкортостан от 30.01. 2007 г. № 347 (ред. 24.04.2008 г.) // Ведомости Гос. Собр. Курултая, Президента и Правительства РБ. 2008. № 1. С. 48.
- Сельское хозяйство Республики Башкортостан: стат. сборник. Уфа: Башкортостанстат, 2010. С. 118.
- Фасхиев. Х. А. Развитие малого предпринимательства в Республике Башкортостан. 2011. Уфа. С.74.