В данной статье описаны организационно-педагогические условия по формированию коммуникативных УУД во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Ключевые слова: коммуникативные УУД, групповые виды работы, внеурочная деятельность
На сегодняшний день в системе школьного образования повышается научный интерес к коммуникативной стороне образования как одной из ключевых идей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В школе придается огромное значение формированию коммуникативных УУД.
Коммуникативные универсальные учебные действия — это действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [3, с. 67].
Коммуникативные УУД — это те навыки, которые следует закладывать в начальной школе не только на всех уроках, но и во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Важным условием формирования коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности является включение детей в разнообразные виды групповой деятельности.
Интересными занятиями по формированию коммуникативных УУД являются внеурочные занятия по предмету «Окружающий мир». Такие внеурочные занятия строятся в форме коммуникативно-деятельностного общения учащихся. Учителя активно используют для этого различные групповые технологии, в процессе реализации которых формируются коммуникативные универсальные учебные действия учащихся. При этом не следует забывать, что регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия тесно связаны друг с другом и формирование одних практически невозможно без двух других [2, с. 55].
Мы провели эксперимент по формированию коммуникативных УУД во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Базой для экспериментального исследования стал 3 «А» класс МОУ «Шелаевская СОШ» с. Шелаево, Белгородской области. Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Сроки проведения эксперимента — с 07.03.2016–16.04.2016 г. В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи:
– определение уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента;
– апробация организационно-педагогических условий формирования у младших школьников коммуникативных УУД на внеурочных занятиях по предмету «Окружающий мир»;
– определение уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на контрольном этапе эксперимента;
В констатирующем этапе эксперимента принимали участие 22 младших школьника.
В ходе теоретического анализа литературы мы выделили критерии сформированности коммуникативных УУД у младших школьников. На внеурочных занятиях «Окружающего мира» у учащихся могут быть сформированы коммуникативные УУД из трех групп: «коммуникация как взаимодействие» (1 группа), «коммуникация как кооперация» (2 группа), «коммуникация как условие интериоризации» (3 группа). Из каждой группы мы выбрали несколько действий, которые послужили критериями оценки уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента. Из первой группы это были действия по преодолению эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях (его показатели: умение слушать других, уважать и принимать их решение); учету разных мнений и обоснованию собственной позиции. Из второй группы: взаимоконтроль и взаимопомощь в ходе выполнения заданий. Из третьей группы универсальные действия, связанные с речевым планированием и регулированием своих действий.
На констатирующем этапе эксперимента мы провели 3 методики Г. А. Цукермана для выявления уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников. Для выявления сформированности коммуникативных УУД из 1 группы мы применяли методику «Кто прав? Суть методики в том, что ребёнку, сидящему перед учителем, дается по очереди текст трёх заданий и задаются вопросы. Ребёнок должен ответить на все вопросы и выразить свою позицию. В данной методике оценивались действия, направленные на учет позиции собеседника [4, с. 59].
Для выявления сформированности коммуникативных УУД из 2 группы мы применяли методику «Рукавички». Детям, сидящим парами, давалось по одному изображению рукавички. Ребятам нужно было украсить их так, чтобы они составили пару, то есть были бы одинаковыми. Здесь оценивались коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) [4, с. 65].
Для выявления сформированности коммуникативных УУД из 3 группы мы применяли методику «Дорога к дому». Суть методики в том, что двух младших школьников усаживали друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному давалась карточка с изображением пути к дому, другому — карточка с ориентирами-точками. Первый ребёнок диктовал, как надо идти, чтобы достичь дома, второй — действовал по его инструкции. Ему разрешалось задавать любые вопросы, но нельзя было смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети менялись ролями, намечая новый путь к дому. Здесь оценивалось умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи [4, с. 67].
На основании проведения данных методик мы получили следующие результаты на констатирующем этапе эксперимента: высокий уровень сформированности коммуникативных УУД был отмечен у 50 % учащихся (11 человек), средний уровень — у 36 % учащихся (8 человек) и низкий уровень — у 14 % учащихся (3 человека).
В ходе формирующего этапа эксперимента мы активно применяли групповые технологии во внеурочной деятельности для формирования коммуникативных УУД у младших школьников. Фрагменты проведенных занятий представлены в Приложении 2. На этих занятиях «Окружающего мира» были апробированы следующие педагогические условия формирования коммуникативных УУД у младших школьников:
1) обучение строилось на основе группового сотрудничества, организовывались различные виды групповой работы;
2) учащиеся вовлекались в коллективную поисковую деятельность (беседы с родителями, интервьюирование одноклассников, работу над проектом, выполнение исследовательских заданий и др.);
3) оказывалась помощь учащимся в установлении группового взаимодействия в различных видах групповой деятельности.
Мы использовали различные методы и приёмы групповой работы: «Мозговой штурм», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», сюжетно-ролевая игра, дискуссии, методика «вопрос-ответ», методика «обсуждение вполголоса», методика «эстафеты», метод «Киностудия», банк идей и предложений, игра «Продолжи» и многие другие. Рассмотрим их более подробно.
«Снежный ком» — это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе [1, с. 47].
Групповая работа «Охота за сокровищами» организуется следующим образом: учитель составляет вопросы (вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания), учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета и/или учебник.
«Мозговой штурм» используется для генерации идей. При его организации соблюдается жесткий регламент, распределяются роли внутри группы, после выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады или сообщения от разных групп.
Методика «вопрос-ответ». Данная методика — это разновидность простого собеседования, отличие состоит в том, что применяется определенная форма постановки вопросов с участниками дискуссии-диалога.
Методика «обсуждение вполголоса». Данная методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает её лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.
Методика «эстафеты». Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным.
На основе последней методики построена игра «Продолжи», в которой младшие школьники выполняют задания разного рода группой «по цепочке».
Киностудия — это метод, в котором дети разбиваются на творческие коллективы киностудий. Придумывают название студии, жанр фильма, который будут «снимать» (комедия, детектив, сказка, мелодрама, мультик); тему сюжета фильма, название фильма. Все эти задания они выполняют предельно быстро и по команде вожатого докладывают вслух о выполнении задания. Затем учащиеся все вместе пишут сценарий, распределяют роли и обязанности, «ставят» свой фильм и показывают его всем. Фильм оценивает жюри, другие команды. Учителю остается внимательно наблюдать и оценивать организаторские и творческие способности детей.
На контрольном этапе эксперимента мы повторно провели 3 методики Г. А. Цукермана: «Кто прав?», «Рукавички», «Дорога к дому» и получили следующие результаты сформированности коммуникативных УУД у младших школьников: высокий уровень — у 73 % учащихся (16 человек), средний уровень — у 27 % учащихся (6 человек) и низкий уровень не выявлен.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективность апробированных нами организационно-педагогических условий — положительна. Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств по повышению уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Литература:
- Селевко Г. К. Групповые формы учебной деятельности. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 2005. — 535 с.
- Тищенко В. А. Рефлексия как условие формирования коммуникативных умений школьников [Электронный ресурс] // http://www.rusnauka.com/ (дата обращения 1.12.16 г.).
- Тюрикова С. А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности [Текст] / С. А. Тюрикова. — ГРНТИ: 14 — Народное образование. — 2014. — 50 с.
- Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни [Текст] / Г. А. Цукерман. — М.: Московский центр качества образования, 2010. — 345 с