В статье рассмотрены пути преодоления Россией санкций, установленных против неё Соединенными Штатами Америки, на примере одной из самых динамично развивающихся стран мира — Китая. В статье даётся оценка действий КНР при политическом кризисе 1989 г. и её способах борьбы с санкциями, которые были применены США по отношению к Китаю.
Ключевые слова: экономические санкции, причины введения санкций против Китая и России, «новый курс реформ» Китайской Народной Республики, США, санкции, экономика, кризис
Экономические санкции против Российской Федерации, возможно, будут продлены США ещё на один год. К подобному решению, следом за Америкой, склоняется и большинство стран Европы. Россия постепенно свыкается с мыслью, что санкции — надолго. В данной ситуации для нашей страны представляет интерес опыт успешного преодоления подобного рода блокады Китайской Народной Республикой.
КНР сумела не только бросить вызов санкциям, но и выйти из них с новыми силами и идеями, которых не было до политической изоляции. Санкции 1989 года укрепили мощь Китая, они стали катализатором прогресса во всех областях.
Весной 1989 года произошла вспышка оппозиционного движения в Китае, вызванная последствиями экономических преобразований, проводившихся в стране с 1979 года. Либерализация цен, инфляция, как следствие — рост цен на продовольственные товары, проблемы, вызванные коррупцией и партийного аппарата, — все это усиливало народное возмущение. Активнее всех на непопулярные экономические преобразования отреагировали студенты, которые требовали перемен, проведения реформ в политической системе и демократизации общественной жизни страны.
Расстрел студентов и жителей Пекина на площадиТяньаньмэнь4июня 1989 года — трагический финал массовых студенческих протестов, продолжавшихся два месяца.
В июне-июле 1989 года Конгресс Соединенных Штатов Америки одобрил программу экономических санкций в отношении Китая. Значительный ущерб нанесло Китаю отмена предоставления международных займов, о чем было официально объявлено на встрече «Большой семерки» в Париже в июле 1989 года. Китай к этому времени относился к крупным заемщикам Всемирного банка, т. к. в 1988 году получил кредитов на 1,3 миллиарда долларов, и рассчитывал на получение кредита еще на 2,3 миллиарда долларов в 1989–1990 годах [4]. Теперь этот источник кредитования экономики стал недоступен.
США предприняли целый ряд шагов по уменьшению сотрудничества с Китаем. К числу таковых относятся:
– ликвидация политических контактов с Китаем;
– прекращение поставок в Китай продукции военного назначения (при были отменены ранее заключенные контракты на сумму около 700 млн. долл.) [8];
– запрет на закупку в КНР военной амуниции и боеприпасов;
– приостановка деятельности в Китае Корпорации частных иностранных инвестиций США;
– приостановление лицензирования поставок в Китай продукции двойного назначения (в том числе высокоскоростные компьютеры, ядерные технологии) и полицейской экипировки.
К антикитайским санкциям Америки присоединились ЕС, Канада, Япония и другие страны.
Величина новых соглашений об иностранных займах в 1989 г. уменьшилась вдвое, также произошло довольно заметное (на 20 % в 1989 году) снижение доходов от туристической деятельности, сокращение иноинвестиций (на 22 % в первой половине 1990 года) и импорта (на 10 % в 1990 году). В целом ущерб от введения санкций составил около 7,5 млрд. долл. и был довольно чувствительным для КНР.
Однако, в этой тяжелой экономической ситуации, руководством Китая было принято решение не уходить в самоизоляцию, а начать политику реформ и открытости, направленную на построение в стране «социалистической рыночной экономики».
В первую очередь, страна принялась искать альтернативные Западу «точки опоры» на международной арене — были налажены взаимоотношения с СССР, а затем и с Россией. Уже в 1992 г. восстановилось военно-техническое российско-китайское сотрудничество, в пределах которого осуществлялось лицензионное производство российской боевой техники в Китае.
Руководство Китая начало восстанавливать отношения с развивающимися странами Азиатско-Тихоокеансокого региона (АТР). Уже к 1990–1992 гг. КНР укрепила дипломатические отношения с 23 государствами мира, а также начала сотрудничество с Тайванем.
КНР старалась не прекращать диалога и с европейскими странами, стараясь убедить их в невыгодности антикитайских санкций. С учетом статуса КНР как ядерной державы, наибольший эффект достигался при решении вопросов международной безопасности (совместный контроль за ракетными и ядерными технологиями, присоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия в 1991 г.).
В ходе визита в Пекин Госсекретаря США Дж. Бейкера, состоявшегося в ноябре 1991 г., Китай выразил готовность обеспечить защиту иностранной интеллектуальной собственности, проявил гибкость в решении некоторых вопросов в торговле текстилем. Америка в свою очередь освободила КНР от ограничений на продажу компьютеров и спутникового оборудования. Этот шаг стал важной отправной точкой для отмены санкций [8].
Руководство Китая старалось создать в стране благоприятный инвестиционный климат для привлечения иностранного капитала и развития деловых отношений с зарубежными странами. В связи с этим было принято решение об уменьшении роли государства в управлении предприятиями и значительное расширение прав последних в принятии решений. Рынок КНР приобретал открытость, приспосабливаясь к международным стандартам бизнеса.
К числу важнейших мер, проведённых КНР в начале 90-х годов в рамках «нового курса реформ», относятся:
– поэтапное реформирование государственного сектора экономики;
– легитимизация частного сектора экономики;
– либерализация ценообразования;
– создание и развитие национального фондового рынка, в том числе фондовые биржи в Шанхае и Шэньчжэне;
– создание рынка трудовых ресурсов, рынка недвижимости;
– развитие банковского сектора;
– введение международных нормам и правилам торговли;
– оживление внешней торговли за счет введения свободного торгового режима и девальвации юаня с переходом в перспективе к плавающему обменному курсу;
– полное или частичное открытие для иностранного капитала ранее закрытых отраслей (розничная торговля, внешняя торговля, финансовый сектор, сфера услуг);
– допуск иностранных инвесторов к акционированию госпредприятий, появление портфельных иностранных инвестиций;
– ослабление налоговой нагрузки для иностранных и совместных компаний;
– создание различных свободных экономических зон (районы технико-экономического развития, зоны развития высоких технологий, зоны свободной торговли и т. д.) [6].
Стратегия глубоких коренных преобразований, реализуемая в Китае в период санкций, способствовала быстрому оживлению внутреннего рынка, активизации инвестиционной деятельности и внешней торговли.
Уже в 1992–1994 гг. среднегодовые темпы прироста ВВП Китая составили более 13 % при не менее важных показателях по экспорту (19 %), импорту (22 %) и т. д..) [6].
В 1992 г. КНР установила торгово-экономические связи с 221 страной против 180 в 1990 г. [9], а в 1993 г. Китай по объемам привлекаемого иностранного капитала занял лидирующие позиции среди развивающихся стран. Данные показатели продемонстрировали невероятный внутренний потенциал рынка Китая, на который выходили новые игроки. Такие, как Южная Корея, Тайвань, Россия, и другие. Всё это не могло не привести к недовольству западных стран, которые в связи с санкциями могли потерять достойного партнёра. В результате изоляции Китая со стороны Запада приходит конец.
1991 г. можно считать годом восстановления контактов на высоком уровне почти со всеми странами Запада, в том числе и с США.
Если рассматривать юридическую сторону санкций, то вплоть до сегодняшнего времени экономически и военно-технические ограничения, принятых в 1989 г., сохранились. Однако они имеют довольно формальный характер и мало ощутимы для Китая.
В настоящее время Китай занимает второе место в мире после Америки по размерам номинального ВВП (10,4 % общемирового показателя) и первое место по размерам ВВП, исчисленного по паритету покупательной способности (16,5 %), а также является крупнейшим мировым экспортером.
Китая — лидер во всём мире по производству стали, угля, электроэнергии, цемента, химических удобрений, хлопчатобумажных тканей, зерновых, мяса, хлопка и др. КНР выступает в роли ведущего международного инвестора. На территории Китая функционируют предприятия и филиалы 480 из 500 крупнейших транснациональных компаний мира.
Все вышесказанное позволяет провести сравнение экономической ситуации Китая 1989 года с современной экономической и политической ситуаций в России, с учетом введенных против нее санкций.
Первые экономические санкции против РФ были введены в марте 2014 года. Причиной являлось признание Россией независимости Крыма после проведённого референдума. Далее следовал ряд санкций, введенных со стороны Америки и связанных с принятием Крыма в состав России. Основной целью являлась международная изоляция России, т. к. к началу 2014 года в РФ успешно развивался целый ряд стратегических отраслей (военно-промышленное производство; атомная энергетика; нефтегазовая отрасль; авиационно-космическая промышленность; финансовая, банковская сфера.), на которые и были в дальнейшем введены санкции (см. таблицу 1).
Как результат, на мировом рынке освободились места для других, прежде всего, американских фирм. Произошло вытеснение российских компаний с западных рынков. Страны Евросоюза и Большой семерки (Великобритания, Италия, Канада, США, Германия, Япония и Франция) и некоторые другие страны-партнеры США и ЕС присоединились к санкциям, побоявшись понести ущерб экономического характера
Можно утверждать, что «введение санкций по отношению к России проходило с нарушением норм международного права» [3], так как принципы Всемирной торговой организации препятствуют введению санкций, их применение считается незаконным, т. е. не имеет никаких правовых оснований [10].
Таблица 1
Совокупность экономических санкций вотношении России по отраслям экономики
Отрасль экономики |
Перечень санкций |
Нефтяная |
– санкции в отношении отдельных компаний и их дочерних структур, а также связанных с ними предприятий других отраслей – запрет на экспорт в Россию технологий нефтедобычи и нефтепереработки; – замораживание уже существующих и отказ от заключения новых проектов; |
Газовая |
– санкции в отношении отдельных компаний и их дочерних структур, а также связанных с ними предприятий других отраслей – замораживание уже существующих и отказ от заключения новых проектов; |
Финансовая и банковская сферы |
– замораживание финансовых активов российских юридических и физических лиц; – отключение банковских структур России от международных платежных систем; – ограничение на размещение средств в западных банках; – ограничение доступа к кредитным средствам; – ограничение возможностей осуществления деятельности |
[Источник: Логинова И. В., Титаренко Б. А., Саяпин С. Н. Экономические санкции против России // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 47.]
По данным Минфина России, наша страна понесла ущерб от европейских санкций в размере более $40 млрд. Данная сумма сформировалась из-за неполученного страной притока западного капитала. Также к ежегодным потерям можно прибавить 90–100 млрд долларов от понижения объемов экспорта, связанных с падением на цены на нефть почти на 30 %.
Нельзя не заметить положительные движения в экономике, вызванные санкциями. Принимая эмбарго против западных стран, правительство РФ было нацелено не только на ответные действия, но и на стимулирование экономической активности местных производителей.
Можно сказать, что такое влияние санкций на экономику страны, как рост цен, большое колебание курса валюты, сокращение объемов производства, сокращение доходов бюджета, является краткосрочным. Более же существенны для страны долгосрочные положительные влияния. Именно введенные экономические санкции в отношении нашей страны придали актуальность и позволили развиваться таким направлениям, как создание национальной платежной системы, развитие логистической сети, разработка собственных инновационных технологий, подъем сельскохозяйственного производства, в том числе рыбоводства и рыболовства. Российский производитель стал менее зависимым от стран Запада в вопросах финансового обеспечения, в вопросах поставок сырья, материалов, оборудования.
Для сохранения наметившихся положительных тенденций России необходимо активнее использовать положительный опыт Китая в части преодоления санкций — формировать альтернативные Западу «точки опоры» на международной арене; реализовывать инновационную экономическую модель, т. е. стимулировать изобретательскую деятельность, активизировать привлечение инвестиций самых разнообразных источников, не допускать сокращения финансирование научной деятельности [7].Ключевой проблемой нашей страны сейчас является развитие внутренней экономической заинтересованности в инновационном характере развития у всех субъектов рынка.
Литература:
- Федеральный закон № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003.
- О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации № 560 от 06.08.2014.
- Булатова А. И., Абелгузин Н. Р. Влияние санкций на экономику России // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 (35).
- Галеева Е. И. Развитие России в условиях санкций // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 (34). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rossii-v-usloviyah-sanktsiy (дата обращения: 01.10.2016
- Логинова И. В., Титаренко Б. А., Саяпин С. Н. Экономические санкции против России // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 47
- Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 10. Часть 1. Редкол.: Пивоваров Ю. С. (отв. ред.) и др. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — 706 с.
- Силаева Е. А., Косихина О. П. Экономический рост в России: определяющие факторы и направления повышения //В сборнике: Направления социально-экономического развития региональной экономики, под редакцией А. А. Мигел, Е. Л. Александрова, Калуга, ИД «Эйдос», 2015 г
- Китайская Народная Республика в 1991 г. Политика, экономика, культура. — М.: Наука, 1994. — С. 159–161
- Китайская Народная Республика в 1992 г. Политика, экономика, культура. — М.: Наука, 1994. — С. 167.
- Курс международного права в 7 томах. Т.2. Принципы международного права. — М.: Наука, 1991.- 312с.