Относительно благополучная экономическая ситуация, рост потребительских рынков, быстрые темпы развития промышленных компаний вынесли на поверхность проблемы с логистикой.
Неразвитость инфраструктуры, которая заключается в практически полном отсутствии современных складских помещений, ориентированных на бизнес, как в крупных городах, так и в регионах, и еще более важное — в нехватке соответствующего транспортного парка, как железнодорожного, так и автомобильного, а также некачественные автодороги.
Наиболее конкурентным является автомобильный сегмент. Однако главные проблемы сектора — это плохое качество дорог и нехватка автопарка.
Что касается железнодорожных перевозок, то это часто дольше по срокам и, как оказывается, нерегулярно по доступности. Логистике эффективность транспортировки, как известно, определяется тремя факторами:издержками, скоростью и бесперебойностью. Все эти критерии в железнодорожных перевозках сильно хромают. [1]
Транспортная задача — задача об оптимальном плане перевозок продукта из пункта наличия в пункт потребления. Их целью является доставка продукции в определенное время и место при минимальных совокупных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Она считается достигнутой, если нужный товар требуемого качества и в необходимом количестве доставляется в нужное время и в нужное место с минимальными затратами.
Транспортировка — важная область жизнедеятельности человека. Перевозка людей и грузов (как пищевых, так и промышленных) — неотъемлемая часть жизни современного человека.Необходимость решения таких транспортных задач, с минимизацией издержек на перевозку, определяется большим экономическим эффектом при нахождении лучшего решения, т. к. это явно увеличивает прибыль предприятия. Таким образом, решение транспортных задач большой размерности является актуальной задачей. [2]
Складская логистика — раздел логистики, посвященный управлению размещением на хранение, хранением, пополнением и выдачей материальных ресурсов потребителям.
Хозяйственная деятельность предприятия невозможна без функции хранения, а, следовательно, без складов, которые имеют место в любой логистической системе. Современный товарооборот невозможен без эффективной складской логистики. Современный складской комплекс, обладающий совершенными технологиями, позволяет решать многие проблемы, связанные с обращением товарно-материальных ценностей ускоряя процессы товарооборота с помощью построения систем эффективной складской логистики. Правильно организованный склад позволяет оптимизировать затраты логистической системы, а процессы, связанные с функционированием складов, в конечном результате являются значительной составляющей совокупных затрат. Поэтому правильное использование возможностей складской логистики дает возможность оптимизировать работу предприятия.
С целью определения эффективности работы складской логистики необходимо произвести расчеты по следующим показателям склада за логистический период времени (час, сутки, рабочая смена, рабочая неделя, декада, месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, год): грузооборот склада, себестоимость грузовой переработки, коэффициент использования складской площади, оборот склада, пропускная способность склада, уровень механизации складских работ, оборачиваемость склада. [3]
Одним из ключевых параметров для оптимизации логистического процесса, связанного с транспортировкой, погрузочно-разгрузочными работами и последующим складированием, является грузовая единица — некоторое количество товаров, которое грузят, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовая единица своими параметрами связывает технологические процессы на различных участках логистической цепи в единое целое. [4]
Эффективность применения логистики в торговле
Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что применение логистики позволяет существенно повысить эффективность торговли. Остановимся на основных слагаемых эффекта.
1. Сокращение запасов в цепях товародвижения за счет:
перераспределения запасов между оптовой и розничной торговлей и сосредоточения запасов в оптовом звене;
применения современных технологий контроля состояния запасов;
высокой степени согласованности участников в вопросах своевременного пополнения запасов.
Сокращаются как текущий, так и страховые запасы. Текущие — за счет поставок точно в срок оптимальных размеров партий. Страховые — за счет их концентрации в едином распределительном складе. Например, если 100 магазинов объединить вокруг одного распределительного склада и сконцентрировать здесь страховые запасы, то по закону квадратного корня общий размер запаса без ущерба для стабильности обслуживания сократится в 10 раз. [5]
2. Максимальное использование площадей и объемов предприятий оптовой и розничной торговли. Например, логистическая оптимизация цепи товародвижения позволит существенно изменять структуру площадей магазинов в пользу увеличения доли торговых площадей. Этого удается достичь за счет:
резкого сокращения общего количества запасов и перемещения их значительной части из магазина в оптовое звено;
перемещения части подготовительных операций таких, как фасовка, маркировка, проставление цены и др., на более ранние стадии товародвижения.
3. Ускорение оборачиваемости капитала. Достигается за счет контроля времени сквозных процессов размещения и выполнения заказов.
4. Сокращение транспортных расходов, которое удается достичь за счет высокой согласованности участников в вопросах использования транспорта.
5. Сокращение затрат, связанных с грузопереработкой, в том числе затрат ручного труда.
Совокупный эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем ценной для рынка способности обеспечивать поставку нужного груза, необходимого качества, в нужном количестве, в нужное время, в нужное место с минимальными затратами.
В заключение отметим, что логистическая оптимизация торговли — естественный, неизбежный путь развития отрасли. Применение логистики — уже сегодня залог конкурентоспособности предприятия торговли. Завтра это, возможно, — его главный ресурс.
Основными методами решения задач в логистике являются:
Метод потенциалов: Широко распространенным методом решения транспортных задач является метод потенциалов. Этот метод позволяет упростить наиболее трудоемкую часть вычислений — нахождение оценок свободных клеток.
Достоинства: Не надо искать циклов с отрицательной ценой. Достаточно быстро определяет оптимальный план.
Недостатки: При использовании этого метода необходимо иметь допустимый опорный план, полученный каким-либо способом.
Систему потенциалов можно построить только для невырожденного опорного плана. Такой план содержит m + n — 1 занятых клеток, поэтому для него можно составить систему из m+n—1 линейно независимых уравнений вида с m + n неизвестными. Уравнений на одно меньше, чем неизвестных, поэтому система является неопределенной и одному неизвестному (обычно U1) придают нулевое значение. После этого остальные потенциалы определяются однозначно.
Венгерский метод:Алгоритмоптимизации,решающийзадачу о назначенияхзаполиномиальноевремя.
Достоинства: Является возможность оценивать близость результата каждой из итераций к оптимальному плану перевозок. Это позволяет контролировать процесс вычислений и прекратить его при достижении определенных точностных показателей. Данное свойство существенно для задач большой размерности. [6]
Недостатки: Довольно трудоемкий процесс.
Дельта-метод: Методконтроля,прикоторомусловныйразмернесплошности,расположеннойподугломк поверхностиввода,оцениваютисходяизрасстояниямеждудвумясамымивысокимиэхо-сигналамиотобоихкраеви основныхграней,а такжес учетомуглавводанаклонного преобразователя.Этотметодявляетсяоднимизметодовустановленияразмеров.
Достоинства: Всегда определяется оптимальный план. Возможность найти план оптимальный очень быстро.
Недостатки: Довольно трудоемкий процесс. При использовании этого метода необходимо иметь допустимый опорный план.
Распределительный метод: Данный метод состоит в последовательном улучшении опорного плана перевозок путем отыскания на каждом шаге выгодных циклов переноса грузов.
Достоинства: Простота алгоритма.
Недостатки: Нужно отыскивать циклы для всех свободных клеток и находить их цены.
Симплекс метод: планирование является достаточно эффективным средством достижения областей экстремума. Отметим достоинства и недостатки последовательного симплексного метода.
Достоинства:
используется минимальное число опытов для определения направления движения по сравнению с другими планами. Введение нового фактора требует постановки только одного дополнительного опыта;
метод обладает простой вычислительной процедурой;
достаточно легко учитываются ограничения на область изменения переменных;
процедура метода позволяет легко включать или исключать из рассмотрения те или иные переменные;
направление движения определяется только соотношением величин функции отклика в вершинах симплекса, а не их абсолютными значениями;
метод работоспособен в условиях дрейфа характеристик объекта.
Недостатки:
реализация метода не дает информации о влиянии каждой переменной на функцию отклика;
движение по правилам симплексного метода дает ограниченное представление о рельефе поверхности отклика. [7]
Все эти методы имеют общие недостатки. При нахождение опорного плана для строительного производства заносится одно из значений: тарифов на перевозку грузов, дальность транспортировки, себестоимость и т. д., которое не дает полную оптимальность доставки груза в заданный объект строительства. Так как у каждого потребителя в строительной отрасли есть свои критерии строительства.
Для совершенствования методов решения транспортной и складской задач, нами предлагается использовать многофакторную модель транспортной и складской задач. Для этого предлагается одновременно ввести в методы решения транспортной и складской задач такие параметры как: себестоимость перевозки грузов к строительным объектам, срок строительства и удельные приведенные затраты на строительстве того или иного здания или сооружения. Это позволит создать многофакторную модель решения транспортно-складской задачи, что является целью исследования в рамках выполнения магистерской диссертации.
Литература:
- Тойлыбаев С. Invest Capital Realty: склады, логистика, инфраструктура // Международный деловой журнал Kazakhstan. — 2005. — № 2.
- Вентцель Е. С. Исследование операций: задачи, принципы, методология: Учебник для вузов — М.: Дрофа 2004–208с.
- Кадыров А. С., Бестембек Е. С., Сұңғатоллақызы А., Тұрмаханбет Ф., Кокенова А. Т. Решение транспортной задачи на примере строительства протяженных объектов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 6–2. — С. 224–227;
- Бестембек Е. С., Секербаева А. Ф. Разработка алгоритма решения многофакторной модель транспортной и складской задач при механизации строительных работ. — Журнал. Интеграция науки, образования и производства — основа реализации Плана нации, 2015. — 196 с.
- Бестембек Е. С., Секербаева А. Ф. Задачи исследования и разработки многофакторной модели транспортно-складских решений. — Журнал. Актуальные проблемы транспорта и энергетики: пути их инновационного решения, 2016. — 156.
- Мухтаров Ш. М., Кабикенов С. Ж., Курмашева Б. К., Секербаева А. Ф. Развитие придорожного сервиса в Республики Казахстан (на примере расчета технико-экономических показателей АЗС). — Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук № 04 (87) апрель 2016. Часть I. — 121–126 с.
- Wikipedia: [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki / Транспортная задача (Дата обращения: 15.12.13г.)