В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основой образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В связи с этим, развитие речи ребенка раннего возраста приобретает особую актуальность в деятельности педагога ДОУ.
По статистике только около 15 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микро органические повреждения или выраженную патологию. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь человека отличает коммуникативная способность, т. е. исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее. Речь имеет прямое отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. Речь ребенка формируется с первых дней под влиянием речи взрослых и в значительной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, и от воспитания и обучения.
Возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины, проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на физическое и умственное развитие. Общеизвестно, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста, не являются исключительно логопедической проблемой. Эти расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. У таких детей крайне низкая работоспособность. Как показывает практика, использование в работе с такими детьми обычных методов и приемов, не всегда дает эффективный результат. Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей, стимулирующие их речевую активность.
Как пример, в нашем дошкольном учреждении музыкальные занятия проводятся совместно музыкальным руководителем и воспитателем. Разучиваются песни, движения под музыку без слов (ритмопластика), движения под музыку со словами (лого ритмика), так же пальчиковая гимнастика, которая в большей мере способствует развитию речи ребенка.
Интегрированное построение образовательной деятельности, во-первых, дает детям возможность реализовать свои творческий потенциал, а именно: сочинять, фантазировать, думать, познавать, во-вторых, в интенсивно-игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное развивается познавательная активность. Свои эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят на речевую деятельность: голос, создание выразительного художественно-речевого образа. Культура слухового восприятия по средствам слуха позволяет ребёнку стать полноценным зрителем — слушателем доступных для него сказок, инсценировок, драматизации. Впечатлениями от прослушивания музыкальных произведений ребёнок делиться со сверстниками, взрослыми, тем самым развивая коммуникативную функцию речи. Мелодия, сопровождающая стихи, состоит из простых, повторяющихся оборотов, доступных для воспроизведения детьми дошкольного возраста. Ритм и мелодия рифмовки акцентируют внимание на морфологическом признаке, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребёнка. Многократное восприятие и воспроизведение грамматических форм, предложно-падежных конструкций, словосочетаний, которыми максимально насыщена рифмовка в соответствии с сочетанием коррекционной задачи и с активизацией различных анализаторов, способствуют формированию у детей морфологических и синтаксических обобщений в более короткие сроки. Критерием тщательного отбора содержания рифмовки является его соответствие детскому опыту. Простой текст и мелодия рифмовки рассчитаны на то, что ребёнок сможет подпевать взрослому. Пропевание, а точнее, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, формирует мотивацию к занятиям, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.
Включение музыкально-логопедических средств языка способствует не только решению коррекционных задач, но и позволяет создать благоприятные условия для эмоционального взаимодействия взрослого и ребёнка, что особенно актуально как в период адаптации к дошкольному учреждению, так и на последующих этапах работы.
В классической дошкольной педагогике идея соединения обучения с игрой принадлежит немецкому педагогу Ф. Фребелю. Теория игрового обучения получила своё развитие в работах многих зарубежных и отечественных учёных — М. Монтессори, А. П. Усова, В. Н. Аванесова, Е. Н. Водовозова и других. Влияние словарной работы на связную речь подробно описаны Е. М. Струниной и О. С. Ушаковой. В отечественной педагогике накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников. В существующих программах обучения и воспитания детей подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. Многочисленные исследования показали важное значение игры как формы обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний, возможностей использования её в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Сказкотерапия являясь эклектическим направлением практической психологии, дает специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами, сказка показывает ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает прочувствовать, к чему приведет тот или иной поступок героя. Это уникальная возможность пережить, проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Одним из интереснейших синтезов сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать задачи как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций.
В русском фольклоре существует множество сказок, которые интересны и показательны для понимания малышей: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Воспитатели нашего детского сада совместно с музыкальным руководителем, тщательно разрабатывают сценарий сказок-спектаклей, развлечений, театрализованных игр, учитывая возрастные особенности и уровень развития детей. На этих занятиях дети не только зрители, но и активные участники происходящего, что вызывает у них радость, эмоциональный отклик, поддерживает интерес на протяжении всего игрового сюжета. Так, цель занятия «Приключение Колобка», как театрализованного развлечения с использованием нетрадиционной техники рисования, — закрепить знания русской народной сказки «Колобок», актуализировать знания о диких животных, изучить использовать нетрадиционные средства рисования, стимулировать речевую активность, тренировать в произнесении звукоподражаний, развивать слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, артикуляционную и мелкую моторику, воспитывать интерес к народному творчеству, продуктивным видам деятельности, заботливое отношение к животным, а также активность, инициативность, способствовать развитию положительных эмоций.
В сказку-инсценировку и театрализованную игру легко и органично включаются:
− задания на развитие общей моторики (например, дети, путешествуя по лесу, идут по узкому мостику, перепрыгивают с кочки на кочку, помогают бабушке месить тесто, принимают участие в строительстве нового теремка для зверей);
− голосовые и дыхательные упражнения, задания на развитие артикуляционного аппарата (малыши громким лаем прогоняют хитрую лису; дуют на Колобок, остужая его; заблудившись в лесу, зовут на помощь: «Ау! Ау! Ау!»);
− игры и задания на развитие внимания и мышления (дети отгадывают загадки, вспоминают героев сказки).
Кроме того, мы используем в работе современные приемы: дети рисуют пальчиками, ладошками, используя сыпучие материалы, сухие листья; песочную терапию (помогают лисичке найти в песочнице потерявшиеся бусинки); музыкотерапию (воспитанники слушают песенки героев, подпевают им); элементы психогимнастики (изображают испугавшегося зайчика, неуклюжего медведя, храброго петушка).
Н. А. Сакович считает, что в подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, рациональным и эмоциональным, духовным и физическим, невербальным и вербальным.
Путешествие по сказкам пробуждает фантазию и образное мышление, освобождает от стереотипов и шаблонов, дает простор творчеству.
Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Сегодня этот метод является одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных. Достоинство и роль этого метода в работе с детьми с общим недоразвитием речи сегодня неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введением их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно организовать диалог, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет. — М.: Просвещение, 1992.
- Кукушин В. С. Педагогика начального образования / В. С. Кукушин, А. В. Болдырева-Вараксина. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 592 с.
- Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста; Владос — Москва, 2010. — 288 c.
- Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5–6 лет. Дидактические материалы; Вентана-Граф — Москва, 2010. — 171 c.
- Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольника; Феникс — Москва, 2008. — 224 c.
- Шалаева Галина. Грамота с мамой. Слово, АСТ — Москва, 2009. — 176 c.
- Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1–3 года; Мозаика-Синтез — Москва, 2010. — 628 c.
- Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина. — М.: Просвещение, 2007. — 192 с.