Основные подходы к оценке качества жизни населения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 08.12.2016

Статья просмотрена: 4556 раз

Библиографическое описание:

Чупров, И. В. Основные подходы к оценке качества жизни населения / И. В. Чупров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 529-532. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36329/ (дата обращения: 15.11.2024).



Международная статистика, изучающая качество жизни населения, достаточно молодое направление. В 1960 г. рабочая группа аналитиков из ООН опубликовала доклад о принципах определения и измерения уровня жизни в международном масштабе. Это была первая попытка создать систему показателей. Раньше уровень оценивался на основании индекса реальной заработной платы (индекс номинальной заработной платы, деленный на индекс цен), а затем индексов прожиточного минимума и стоимости жизни (индекса потребительских цен на товары и услуги определенного набора) [1].

Концепция качества жизни непосредственно связана с концепцией уровня жизни. В таблице 1 можно рассмотреть связь между концепциями представленными ООН в 1961 году и шведской моделью 1970 года, получившей широкое распространение [2].

Таблица 1

Понятие ипоказатели уровня жизни ООН ишведской модели [3]

Концепция уровня жизни

ООН

Шведская модель

1. Здоровье

2. Потребление продуктов питания

3. Образование

4. Занятость и условия труда

5. Жилищные условия

6. Социальное обеспечение

7. Одежда

8. Отдых и свободное время

9. Права человека

1. Труд и условия труда

2. Экономические возможности

3. Политические возможности

4. Школьное обучение

5. Здоровье и использование медицинской помощи

6. Социальные возможности (формирование семьи и семейные отношения)

7. Жилище

8. Питание

9. Свободное время и его проведение

Согласно данным таблицы, в обеих моделях присутствуют строгое ранжирование компонентов, отличие заключается в том, что концепция ООН, главной ценностью ставит жизнь человека, а в основе шведской модели трудовая установка, где качество жизни определяется трудом, политическими и экономическими возможностями. При совпадении почти всех компонентов уровня жизни, первостепенность в моделях различна. Статистические показатели являются основой исследования всех представленных компонентов, но в ряде случаев, когда речь идет об удовлетворенности используются социологические исследования.

Статистическая комиссия и научно-исследовательский институт социального развития при ООН приступили к исследованиям социально-экономических показателей в 1985 году, в результате было предложено рассмотреть уровень жизни населения как «условия жизнедеятельности населения, уровень потребления, обеспечение занятости и свободы человека». Была определена общая цель, к которой стремится международное сообщество, обеспечить с помощью национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии с организационной структурой и ресурсами каждой страны удовлетворение экономических, социальных и культурных прав, необходимых для улучшения условий жизни людей и обеспечения благосостояния отдельных лиц и их семей, особенно в том, что касается продуктов питания, одежды, жилья, образования, медицинского обслуживания и основных социальных услуг. В резолюции 40/179 Генеральной Ассамблеи ООН отмечается: «точная оценка прогресса в повышении жизненного уровня требуется надежное средство для его измерения, состоящее из комплекса показателей, касающихся условий жизни, занятости и определяющих их обстоятельств, а также совершенствование основных национальных статистических программ и механизмов учета положения в области продуктов питания, одежды, жилья, образования, медицинского обслуживания и необходимых социальных услуг».

Таким образом, была предложена методика рекомендовавшая, проводить оценку уровня жизни населения по конкретным социальным индикаторам, которые можно объединить в 12 групп показателей: демографические характеристики населения (рождаемость, смертность и др.), санитарно-гигиенические условия жизни, доходы и расходы населения, потребление продовольственных товаров, жилищные условия, образование и культура, условия труда и занятость, стоимость жизни и потребительские цены, транспортные средства, организация отдыха, социальное обеспечение, свободы человека [4].

Для оценки качества жизни в 1970 году Исследовательский институт социального развития ООН предложил комбинированный показатель — индекс социального развития, включавший 16 показателей [5].

В 1990 годах ООН была предложена новая концепция — развитие человеческого потенциала, подразумевавшая создание условий, для всестороннего развития человека, реализации его интересов и возможность жить полноценной, здоровой жизнью.

Концепция качества жизни это условия, которые определяют социальное, умственное и физическое благополучие человека, как по объективным, так и по субъективным факторам, т. е. по личному восприятию человека своей жизни, состояние своего здоровья, семейные отношения, работу, финансовое положение, домашними условиями, возможностью получить образование и т. п. Но так же есть и юридические и политические аспекты, связанные с правами и свободами человека, а так же культурный и идеологический фон.

Ограниченность сухим статистическим анализом, стало причиной невозможности полноценного изучения и понимания условий жизнедеятельности человека, что и привело к появлению новой концепции «качество жизни».

Американский футуролог О. Тоффлер утверждал: «люди при потреблении товаров и услуг делают акцент на психологическом характере удовлетворения при потреблении товаров и услуг, а не на их функциональном назначении».

Важным открытием является осознание, что неограниченный экономический рост, негативно влияет на самого человека и противоречит его интересам, а значит, ухудшается качество жизни [6]. Отказ от философии потребления и переход к философии жизни, может стать основой качественного роста благосостояния людей. Философия жизни основана на культурных и духовных ценностях, на гармонии внутри человека.

Понимание представленных выше аспектов «качества жизни» важно с точки зрения формирования социально-экономической политики государства. Можно выделить два методологических подхода к измерению качества жизни населения. В рамках первого подхода, человек сам определяет основные критерии определяющие качество жизни, и сам их оценивает. Информацию по данным оценкам можно получить только через социологические исследования, которое показывает мнение самого населения. При втором подходе оцениваются условия на основе объективных данных (сюда входит качество жилья, условия труда, доступность образования и пр.). Во втором подходе строится система социальных индикаторов, способных наиболее полно отразить систему формирования благосостояния, сопоставляемую с фактическими условиями.

Политика по формированию благосостояния населения требует такого инструмента как аналитика. Необходимо правильно собрать, проанализировать и сформулировать сильные и слабые стороны существующего положения и на основании полученных данных строить стратегию социально-экономического развития территории.

Формирование благосостояния населения один из критериев построения социально-ориентированного государства. При этом необходимо проводить измерения как объективных, так и субъективных составляющих, что обусловлено структурой самого благосостояния, так как включает обеспеченность материальными благами, личные интересы и удовлетворение потребностей.

Таким образом, при определении и измерении качества жизни существует ряд подходов, концептуально различающиеся по измеряемым факторам, и по предъявляемым требованиям анализа поступающей информации, для дальнейшей разработки программ социальной поддержки населения.

Пожалуй, самой распространенной экономической теорией является теория благосостояния, основанная на анализе потребительского поведения и личных интересов человека. Результатом критики теории благосостояния, стала теория базовых потребностей (депривация) и теория возможностей [7].

Главным отличием между тремя теориями, и вытекающими из них способами измерения и определения качества жизни заключается в различии целевых функций благосостояния (см. Таблица 2).

Таблица 2

Теория благосостояния

Теория базовых потребностей

Теория возможностей

Различия

Несовпадение целевых функций благосостояния

Максимизация благосостояния

=

максимизация факторов потребительской полезности

Рассматривает вопросы, связанные с доступом к товарам и услугам, которые предоставляет государство, а так же вынужденные ограничения потребления

уровень жизни или благосостояние рассматривается, как возможность человека выбирать в пользу более продолжительной жизни, здоровья, образования, качественного питания и др.

В теории благосостояния, максимально возможное количество факторов потребительской полезности, приравнивается к максимизации благосостояния, а необходимое количество товаров и услуг рассматривается исходя из особенностей региона.

Теория потребностей наибольшее внимание уделяет вопросам доступа к товарам и услугам, предоставляемые государством, а также проблемам, связанным с ограничением потребления.

Теория возможностей, определяет, что благосостояние человека, зависит от его возможности выбирать условия для большей продолжительности жизни, здоровья, качественного питания и др.

Таким образом, если есть возможности повышать благосостояние и жить достойной жизни, значить есть условия для качественной жизни. Если люди не испытывают недостатка в доходе, но сузят объем и уменьшать разнообразие потребляемых благ, качество жизни ухудшается.

Также большую популярность имеет теория бедности и рамках этой теории концепции абсолютной и относительной бедности. Концепция абсолютной бедности акцентирует внимание на проблемах недостатка ресурсов для удовлетворения базовых потребностей. Представителем, использующим данную концепцию, является Россия, где принят показатель прожиточного минимума, как черты бедности. Концепция относительной бедности, акцентирует на бедности, существующей при любом, даже самом высоком, качестве жизни, в любом обществе на всех этапах его развития, а значит, является относительным явлением.

Распространение у нас в стране и за рубежом получила и концепция человеческого потенциала, исходя из которой необходимо учитывать не только вклад человека в экономику, но и характеристику социальной среды, которая формирует личность человека, систему его ценностей, интересов, активность и т. д. Центральной идеей концепции развития человеческого потенциала, является признание, что качество жизни должно оцениваться через возможность выбора, при условии повышения продолжительности жизни, качественного образования и достаточных доходов.

В общей массиве показателей и критериев, влияющих на оценку качества жизни, можно разобраться только при четком целеполагании и выделении приоритетов. Подходы к оценке качества жизни эволюционируют, так от концепции базовых потребностей, общество перешло к методам оценки, рассматривающим жизнь не только в экономическом аспекте, но и в социальном. Современные подходы рассматривают качество жизни как возможность выбора человеком ресурсов для удовлетворения своих потребностей, интересов, ресурсов дающих возможность управлять своей жизнью.

Мы рассматриваем понятие «качество жизни» как социально-экономическую категорию, где все существенные условия жизни человека, соотнесены с социальными стандартами и возможностями общества. При этом условия не являются неизменными, а способны перестраиваться при не удовлетворительной оценке.

Важно осознать, что каждый компонент качества жизни, так же важен, как и любой другой, но при этом возможен выбор компонентов, в зависимости от поставленных задач в конкретных исследованиях. Существует связь между отдельными компонентами качества жизни, и даже взаимозависимость, так например, качество социальной среды, может влиять на демографические показатели, и на оборот. Но учитывая, что процессы, происходящие в обществе и влияющие на качество жизни, зачастую имеют разную скорость и направленность, особенно в странах с переходной экономикой, то необходимо в таких случаях дифференцировать компоненты качества жизни, что бы иметь возможность получать реальную картину происходящих процессов, и своевременно на них реагировать.

Необходимым условием для эффективного использования результатов любой методики оценки качества жизни, является честное и полноценное информирование, оперативность и доступность в отражении тенденций социально-экономической сферы и настроений населения.

Таким образом, качество жизни необходимо рассматривать как важнейший показатель, при формировании социально-экономической стратегии.

Литература:

  1. Опыт ООН в исследовании качества жизни населения // КиберЛенинка. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/opyt-oon-v-issledovanii-kachestva-zhizni-naseleniya/ (дата обращения: 4.12.2016).
  2. Райцин В. Я.. Модели планирования уровня жизни. — М.: Наука, 2007. — 176 с.
  3. Методологические подходы к оценке качества жизни населения // Экономические науки. URL: http://ecsn.ru/files/pdf/201305/201305_79.pdf (дата обращения: 4.12.2016).
  4. Лукин Ю. Ф. История и экология, экономика в меняющейся России: взгляд из Архангельска. — Архангельск:: Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2001. — 186 с.
  5. Багаутдинова Н. Г. Экономика социальной сферы. — Казань: Казанский университет, 2002. — 59 с.
  6. Когут А. Е., Рохчин В. Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. — СПб.: ИСЭП РАН, 2011. — 87 с.
  7. Ревайкин А. С. Методологические проблемы мониторинга социально-экономического развития региона. — Хабаровск: Наука, 2009. — 199 с.
Основные термины (генерируются автоматически): качество жизни, условие труда, возможность, концепция, оценка качества жизни, теория благосостояния, теория возможностей, услуга, человеческий потенциал, шведская модель.


Задать вопрос