Муниципальная полиция как один из методов профилактики правонарушений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 07.12.2016

Статья просмотрена: 472 раза

Библиографическое описание:

Несипбек, Медет Маратулы. Муниципальная полиция как один из методов профилактики правонарушений / Медет Маратулы Несипбек. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 581-584. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36330/ (дата обращения: 19.12.2024).



Муниципальная (местная) полиция — правоохранительные органы, которые находятся под контролем местных властей, вплоть до самых мелких муниципальных образований. Муниципальная полиция финансируется из местного бюджета и, как правило, её компетенция ограничивается охраной общественного порядка и патрулированием территории населённого пункта. Эти полицейские силы, как правило, ответственны перед местными властями (мэрами, городскими собраниями и т. п.).

С точки зрения их роли в деятельности полиции они являются превентивной полицией — то есть силами предотвращения правонарушений.

Международный опыт показывает, что в мире существуют 3 различающихся по управлению структуры органов полиции: централизованная, полуцентрализованная и децентрализованная.

Наибольшее распространение получила централизованная система полиции, как эффективный инструмент, обеспечивающий устойчивое существование политического режима, в том числе в условиях экономической и политической нестабильности, частых политических кризисах (Китай, Франция, Болгария, Египет, Польша, Италия, Испания, Турция, Португалия, Израиль, Норвегия, Швеция, Таиланд и многие другие государства).

Для централизованной модели полицейской системы государства характерно жесткое подчинение всех сил обеспечения безопасности государства под прямым контролем национального руководства, поэтому используется она преимущественно в унитарных государствах.

Децентрализованная система в основном получила распространение в государствах с федеративным устройством, таких как США, Германия,где каждый субъект федерации имеет свое законодательство и наделен правом регулирования гражданских интересов, защиты безопасности, здоровья, и всего, что касается граждан, а также проведения превентивной деятельности в отношении уголовных преступлений, массовых выступлений и беспорядков.

Имелись попытки создания подразделений местной полиции в государствах с унитарным устройством, к примеру, в Польше, где полицию децентрализовали в 1990 году.

Муниципалитеты получив полицию общественной безопасности в свое ведение, не обладали достаточными бюджетными возможностями для ее финансирования, что привело к массовой низовой коррупции в полиции.

В итоге в 1995 году полиция была вновь централизована.

Повторно, безуспешная попытка децентрализации была в 1999 году, причиной которой явился конфликт местных властей с региональным полицейским руководством из-за системы назначений на должности.

К 2003 году власти Польши отказались от децентрализации полиции.

Децентрализация не удалась и в Грузии.

Основными причинами неудачи стали значительные финансовые затраты, а также отсутствие контроля за деятельностью местной полиции со стороны местных властей, что потребовало активного контроля со стороны министра внутренних дел.

Контроль МВД был обеспечен только посредством назначений «нужных» должностных лиц и неформальных связей с руководителями на разных уровнях.

Даже полиция Объединенных Арабских Эмиратов имеет централизованное управление несмотря на федеративное устройство государства.

Имеется опыт создания муниципальной милиции в городе Ижевск, который показал, что первоначально, основными задачами для местной полиции являлись обеспечение общественной безопасности, профилактика правонарушений, соблюдение норм законодательства, контроль за исполнением требований муниципальных правовых актов, мероприятия по реализации полномочий местной администрации, предупреждение и пресечение отдельных видов правонарушений и взыскание наложенных штрафов.

В Канаде, Латвии и Эстонии, муниципальная полиция создана как отдельная структура при местных властях.

При этом, наряду с муниципальной полицией в этих странах действуют полноценные полицейские структуры с централизованным управлением, выполняющие основные полицейские функции, в том числе по охране общественного порядка.

В этой связи, основными задачами созданных муниципальных органов полиции явились решение вопросов, связанных с деятельностью местных властей, таких как соблюдение установленных правил благоустройства, вывоз мусора, проверка проездных билетов в общественном транспорте, соблюдением правил парковки во внутридворовых территориях, содержания животных, а также пополнение местного бюджета.

В США нет единой структуры полиции, где в основном преобладает децентрализация, но как правило до уровня штата (земли).

При этом, каждый штат независимо друг от друга наделен самостоятельным правом принимать собственные законы.

Поэтому, выстроить единую структуру управления полицией, способную подстроиться под законодательства сразу всех штатов становится невозможным.

В этой связи, в США более приемлема и существует децентрализованная структура управления полицией, где на уровне каждого штата местные власти принимают законы, а полиция обеспечивает контроль за их исполнением.

Таким образом, видно, что местная полиция явилась более развитой и получила широкое распространение и в ряде государств с федеративной системой государственного устройства, и не распространилась в государствах с унитарным устройством.

ОПЫТ КАЗАХСТАНА

2 ноября 2015 года Президентом Республики Казахстан подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности местной полицейской службы».

При разработке закона учитывался международный опыт стран ближнего и дальнего зарубежья, по созданию подобных полицейских структур.

В этой связи, с учетом унитарного устройства нашего государства и ошибок при создании местной полиции в других странах, была разработана казахстанская модель местной полиции.

При рассмотрении возможности полной передачи местной полиции в введение местных исполнительных органов, прогнозировались риски, связанные с децентрализацией полиции.

Поэтому, сразу было определено, что Местная полицейская служба (далее — МПС) будет структурно входить в единую систему органов внутренних дел, ее сотрудники, равно как и сотрудники иных подразделений ОВД, иметь единый правовой статус, включая условия прохождения службы, а также социальные и правовые гарантии.

Необходимо отметить, что сам процесс создания новой службы сопровождался поэтапным и планомерным ее развитием и повышением роли акимов (руководителей местной администрации) в вопросах организации ее деятельности.

Первый этап — был законодательный.

На уровне Закона определена подотчетность местной полицейской службы местным исполнительным (акиматам), представительным органам (маслихатам) и населению.

Кардинально изменены подходы к назначению и освобождению руководителей МПС. Теперь этими полномочиями наделены акимы областного уровня, с согласия соответствующего маслихата.

Руководители местной администрации всех уровней наделены правом ставить перед МПС задачи по обеспечению правопорядка и контролировать их исполнение, не реже двух раз в год заслушивает соответствующие отчеты руководителя МПС.

В целом, такая организация работы позволила на местах более гибко координировать ее деятельность и положительно отразилось на прозрачности работы полиции.

Должность руководителя МПС на сегодняшний день приравнена к должности заместителя руководителя территориального органа внутренних дел.

В настоящее время МПС состоит из подразделений участковых инспекторов полиции, по делам несовершеннолетних, защите женщин от насилия, дорожно-патрульной полиции, природоохранной полиции, приемников-распределителей и специальных приемников.

Разработано Положение «О местной полицейской службе», которое утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан (от 30.12.2015г. № 1142, далее — Положение).

Положением закреплены правовая основа деятельности МПС, а также компетенция местных исполнительных и представительных органов.

Определено основное назначение образованной службы и установлен запрет на использование ее сотрудников не «по назначению».

Задачи МПС:

1) профилактика правонарушений;

2) охрана общественного порядка;

3) обеспечение безопасности дорожного движения;

4) производство по делам об административных правонарушениях;

5) предупреждение и пресечение уголовных правонарушений;

6) досудебное расследование по уголовным проступкам в протокольной форме;

7) содержание лиц в приемниках-распределителях и специальных приемниках органов внутренних дел;

8) иные задачи, которые ставят перед МПС акимы областей, города республиканского значения столицы по обеспечению правопорядка на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Функции МПС:

1) осуществляют комплекс мер, направленных на выявление, изучение, устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

2) осуществляют комплекс мер по охране общественного порядка;

3) осуществляют государственный контроль и надзор за дорожным движением и обеспечением его безопасности;

4) осуществляют производство по делам об административных правонарушениях;

5) осуществляют расследование уголовных проступков;

6) обеспечивают прием и условия содержания лиц, подвергнутых административному аресту и лиц, не имеющих определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Одной из норм Положения установлена ответственность руководителя местной администрации за достижение целевых индикаторов программы развития территории в области охраны общественного порядка, дорожной безопасности, профилактики правонарушений, бытовой, рецидивной и подростковой преступности.

Эти меры направлены на повышение эффективности работы и взаимодействия всех государственных органов в указанных направлениях.

С учетом изменений законодательства приведены в соответствие приказы МВД, регламентирующие деятельность структурных подразделений МПС (участковых инспекторов полиции, по делам несовершеннолетних, дорожно-патрульной, природоохранной полиции, по защите женщин от насилия, приемников распределителей и специальных приемников), а также порядок назначения на должности сотрудников МПС.

Для повышения эффективности подбора кадров и недопущения назначения на должности руководителей МПС некомпетентных сотрудников, разработаны квалификационные требования к указанным должностям.

В январе т. г. прошли назначения всех руководителей МПС и личного состава этой службы.

Для должной организации деятельности службы, проведен ряд инструктивных совещаний и коллегий МВД по вопросам становления и эффективности ее деятельности, в том числе с выездом в регионы.

Третий этап — дальнейшее совершенствование деятельности МПС.

Эти мероприятия проводятся по мере становления МПС и наработки практики.

На основе мониторинга ее работы и имеющихся проблемных вопросов, принято решение наделить руководителя МПС правом самостоятельно назначать и увольнять подчиненных сотрудников, а также применять дисциплинарную практику.

Эта норма направлена на повышение автономности службы и укрепление служебной дисциплины.

Для повышения прозрачности процедуры формирования кадрового резерва, в составы региональных кадровых комиссий включены представители местной администрации.

Кроме того, кадровый резерв руководителей МПС областного уровня согласовывается с руководителем администрации области.

Роль прокурора.

Прокуратура Республики Казахстан от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики Казахстан [1].

Высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан, иных нормативных правовых актов осуществляется путем проведения проверок и (или) анализа состояния законности [2].

Координация деятельности правоохранительных и иных государственных органов по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью осуществляется органами прокуратуры посредством достижения взаимодействия этих органов, взаимного обмена информацией и согласованности их действий для реализации общих задач и целей. Указанная деятельность осуществляется органами прокуратуры в рамках постоянно действующих координационных советов, которые создаются при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах [3].

Литература:

  1. Статья 83 Конституции Республики Казахстан.
  2. Пункт 1 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре».
  3. Статья 8-1 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре».
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, местная полиция, местная администрация, общественный порядок, местная полицейская служба, дело, муниципальная полиция, профилактика правонарушений, США, унитарное устройство.


Задать вопрос