Совместимость в процессе общения педагога со студентами базируется на принципах взаимной доброжелательности, принципиальности и ответственности. В общении педагог должен обязательно обогащать студентов интеллектуально, морально, эстетично. Конечно, преподаватель высшей школы это будет обладать системой умений, навыков, необходимых для правильного познания и оценки других людей. Компоненты познавательный, эстетический и поведенческий — неразрывно связаны между собой.
Ключевые слова: педагог, актер, студент, педагогическая деятельность, аудитория, поведенческий компонент
Анализ педагогической учебно-воспитательной работы талантливых преподавателей высшей школы показывает, что сила эстетических чувств, сила переживаний педагога на уровне профессионального и суггестивного действия одна из важных предпосылок педагогической совместимости. Чем ярче, разностороннее переживания педагога на лекции, семинарском или практическом занятии, тем больше он самоутверждается в сознании студента. Работа педагога — всегда творчество. Без эстетического чувства она немыслима. Поэтому развитие чувственной сферы педагога, формирование его эстетического опыта — важнейшая составляющая его преподавательского мастерства.
Исследования показывают, что в процессе педагогического общения происходит коммуникативное взаимозаряжение педагога и студента, что существенно влияет на их творческое самочувствие, особенно на содержательную сторону педагогического общения, уровень познавательной деятельности воспитанников. Возникает педагогическое сопереживание. Педагог выступает как активатор сопереживания и побуждает студентов к совместному поиску решения задачи. Сопереживание, вызванное у студентов педагогом, в свою очередь, влияет и на самого преподавателя высшей школы.
В педагогической деятельности взаимоотношения с аудиторией зависят и от самочувствия педагога. Творческое самочувствие в педагогической или актерской деятельности с повторяющимся материалом всегда волновало и практиков, и теоретиков. Не случайно об этом писал К. Д. Ушинский: «Повторяя двадцатый раз одно и то же, учитель, конечно, не может говорить с тем вдохновением, которое возбуждает симпатию и внимание слушателей; а между тем он не имеет никакой методики, которая помогла бы ему чувствовать и поддерживать это внимание» [1, с. 303]. И до сих пор в педагогике не хватает таких методик, за исключением, правда, театральной педагогики.
Творческому самочувствию как актера, так и педагога, особенно в первые годы их творческой деятельности, мешает мышечное напряжение. Своеобразные «судороги» [2, с. 297] больше разрушают органику творческой природы, ухудшают способность мышления, мешают проявлению эстетических чувств. Поэтому так важно для преподавателя расслабление, или релаксация. В этом ему может помочь только специальный тренинг. Если наблюдать за работой талантливого педагога, то бросается в глаза его естественность, привлекательность, грация, умение с первого взгляда на аудиторию определить степень общения с ней и многое другое. Подбирая кандидатов на преподавательскую деятельность на кафедре эти особенности обязательно учитываются.
В творчестве педагога неоценимы естественные человеческие качества, основой которых является темперамент, воля, сензитивность, реактивность, интуиция, здоровые инстинкты и т. д. Это базис из которого под началом живого ума создается и педагог, и ученый, и актер, и воспитатель.
Нередко можно услышать: «Это умный педагог» Но еще чаще мы убеждаемся, что эта характеристика в отношении педагога не всегда определяет его достоинства. Блестящий ум, сообразительность без тренированных педагогических умений, интуитивного педагогического видения и предсказания, предприимчивости в творческом решении учебно-воспитательных задач ничего не стоят. Ограничен и глубоко несчастлив тот педагог, кто умом подавляет свои чувства или не умеет ими оперировать. Педагогическое воздействие следует не только понимать, но и переживать, вдохновлять чувством.
У талантливых преподавателей высшей школы уравновешены ум и чувства, их внутренняя жизнь яркая, изящная, интенсивная. Они без особого труда координируют слово и дело в действии, информацию и чувства, степень внимания к аудитории и степень внимания аудитории. Органическая природа преподавателя выражается в единстве приобретенных осознаваемых и неосознаваемых начал. Подсознание и связанная с ней интуиция — это Божий дар творческого педагогического поиска в сочетании со способностями, особенно умственными и эстетическими.
Талант всегда творит свободно, интуитивно. Если внимательно проанализировать личность, наделенную педагогическим талантом, обязательно заметим, что восприимчивость у нее не менее активна, чем отдача. Срабатывает закон равновесия: интенсивность отдачи обусловлено интенсивностью восприятия. Часто отдачу мы видим, анализируем, делаем выводы. Восприимчивость почти всегда остается без внимания исследователя (за исключением, возможно, собственного опыта). А часто бывает так, что, в связи с нехваткой научно аргументированной системы формирования восприятия учителя, мы наблюдаем, как оно (восприятие) превращается в штамп, трафарет. Это негативно отражается на педагогическом действии, логичности, ритме жизни и распорядке дня. Возникает опасность потери живой связи с окружением, коллегами, студентами.
Уместно напомнить здесь об одном из факторов, обусловливающих тонкости и нюансировки восприятия, — музыкальность. Она способствует установлению совместимости педагога с аудиторией, ощущению внутренней гармонии в процессе общения и педагогического воздействия. Педагог, как и актер, должен знать и чувствовать аудиторию, с которой работает, понимать, на кого ориентироваться и кому помогать. Следует знать особенности человеческой реакции в зависимости от возраста, пола, профессиональной направленности и т. д.
У К. С. Станиславского есть интересные рассуждения о стадии органического процесса общения. Они актуальны и для педагогической деятельности.
Первая стадия. Выход артиста на сцену. Рассмотрение всех присутствующих. Ориентировка и выбор объекта.
Вторя стадия. Подход к объекту и привлечение к себе его внимания.
Третья стадия. Зондирование души объекта щупальцами глаз.
Четвертая стадия. Передача своих видений объекту с помощью лучеиспускания, голоса, слов, интонации, приспособлений.
Пятая стадия. Отклик объекта и обоюдный [3, с. 388–389].
Преподаватели кафедры хирургической и детской стоматологии владеют арсеналом средств для донесения студентам своего опыта. Эти средства всегда индивидуальны, неповторимы. Кроме слов, голоса, интонации, в распоряжении преподавателя еще есть жесты, движения, ритмика и т. п. Но первое и самое весомое — глаза. Прежде всего они помогают преподавателю приковать к себе внимание.
Преподаватели пользуются несколькими методами завоевания внимания аудитории — пассивным и агрессивным.
Пассивный — преподаватель фокусирует внимание аудитории на своей личности. Последовательным, логически стройным размышлением, умеренной чувственностью собирает внимание аудитории в единое педагогическое действие.
Агрессивный метод отличается от пассивного. Этим путем идут сильные, умные, экспрессивные преподаватели, их чувства и воля освобождаются через интеллект мощным течением и мгновенно привлекают к себе внимание аудитории. С тренированной убежденностью такой педагог будто гипнотизирует слушателей. Хотя в целом гипнотизирование и кратковременное, но разными средствами его можно поддерживать столько, сколько нужно для решения педагогической задачи. Нередко для этого используют темпоритм и своеобразную педагогическую монотонность, с помощью которых педагог как бы «проникает» в сознание слушателей, усыпляя, а затем напрягая ее, доводя себя и слушателей к кульминации чувственных переживаний. Эта кульминация и способствует формированию установок и убеждений личности. Их проявления обусловлены тренированностью медика-преподавателя, уровнем его психотехники. Понятно, что каждый преподаватель кафедры использует свои индивидуальные средства, благодаря которым он предельно приближается к совершенному преподаванию.
Педагогический процесс требует и своеобразной магии педагогического воздействия. Чтобы ее создать, следует в совершенстве владеть техникой межличностного общения на уровне определенной педагогической платформы и педагогической сверхзадачи.
Итак, кто хочет проникнуть в тайны владения людьми, должен проникнуть в тайны владения самим собой. Пока аудитория остается тайной, педагог ею не овладеет, пока он не выработает мастерство подчинять себя педагогической цели, не осмыслит своих возможностей влиять на аудиторию, до тех пор и она (аудитория) не воспримет в полной мере его информацию.
Управляя аудиторией, руководя ее деятельностью, преподаватель должен обладать определенными качествами, которые способствовали бы его совместимости с коллективом и отдельными студентами. Прежде всего, это умение владеть собой, управлять своим поведением. Вполне понятно, что педагога следует специально готовить к этому.
Мы говорим о преподавателе, его активности, силе, профессиональном мастерстве и отводим пассивную роль студентам. Так происходит только в начальной фазе общения. Если преподаватель сумел «взять аудиторию в руки», он из пассивного превращается в активное начало. Между студентами и преподавателями, особенно во время первых встреч, начинается своеобразная духовная психологическая борьба. Преподаватель пытается подчинить себе студентов, а они — наоборот. Студенты ожидают от своего наставника принципиального ума, вкуса, умения, силы знаний, то есть таланта. Они сопротивляются фальши, безвкусице, бессилию и бездарности и стремятся добиться своего. Если этого студенты получают, становятся тревожными, беспокойными. Преподаватель, который ведет аудиторию за собой, становится для студентов «определяющей ведущей, воспитательной силой» (В. А. Сухомлинский).
Ошибочным есть утверждение, что преподаватели от природы бывают плохими, посредственными или хорошими [4, с. 47].
Хорошо, когда посредственный — это плохой педагог, занимается самосовершенствованием, развивает себя. Хуже, когда посредственный — это «застоявшийся». Жаль, что преподаватель не может жизненно измерить результаты своего труда, ведь мерилом его деятельности может быть только субъективная оценка студентов: наставник убедил, захватил, разбудил мнение, передал частичку своего опыта.
Кажется, что настоящий мастер делает это просто, легко и естественно. Однако достигают этого профессионального умения только систематической работой. Талант — это прежде всего постоянная и напряженная работа над собой, самосовершенствование. Становится понятным, почему А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский призвали педагогов работать 14–16 часов в сутки. Бывает и так, что преподаватель оказывается в мертвой зоне, отказывается от продолжения самосовершенствования через слабость воли. Это проявляется в усталости, в пресыщенности впечатлениями, непонимании и забвении педагогических идеалов, а заканчивается педагогической несостоятельностью.
Каждый талантливый преподаватель как художник — неповторимый, все же посредственные похожи друг на друга неумением увлечь студентов, повести их за собой, передать им богатство человеческого опыта, культуры, чувств. Именно посредственный преподаватель, если он не прилагает усилия к обогащению своего опыта, совершенствования стиля работы, обречен на моральное старение. Обреченность преподавателя грозит обреченностью и студентам.
Вывод. Педагогическому искусству можно какой-то мере научиться, однако не следует надеяться, что с искусством рождается и преподаватель. Тот, кто на всю жизнь выбирает профессию лечить и учить одновременно, должен обладать хотя бы тремя особенностями: умением уважать и любить людей больше себя; умением всю жизнь пополнять знания и обогащать свой опыт: теоретический, практический, эстетический; умением передавать этот опыт студентам.
Литература:
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. — М., 1968. — 557 с.
- Станиславский К. С. Собр. соч. в 8 т. — Т. 1. М.: Искусство, 1953. — 516 с.
- Станиславский К. С. Робота актера над собой // Собр. соч.: в 8 т. — М.: Искусство, 1954. — Т.2–421 с.
- Макаренко А. С. Цель воспитания. Организационное строение коллектива. Перспектива // Пед. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984. — Т. 4–321 с.