В статье рассматриваются части речи как одно из центральных понятий морфологии, имеющее также непосредственное отношение к классификации лексического состава и к процессам деривации.
Ключевые слова: части речи, деривация, лексическое значение, грамматическое значение, категориальное значение, формант, классификация
Части речи — одно из центральных понятий морфологии, имеющее также непосредственное отношение к классификации лексического состава и к процессам деривации. В морфологии и лексикологии части речи характеризуются как грамматические классы слов, лексико-грамматические классы (разряды), а также как лексические классы или категории.
Самым правильным определением частей речи представляется «грамматические классы слов», именно так они характеризуются в «Русской грамматике»: «Части речи — это грамматические классы слов, характеризующиеся совокупностью следующих признаков:
1) наличием обобщенного значения, абстрагированного от лексических и морфологических значений всех слов данного класса;
2) комплексом определенных морфологических категорий;
3) общей системой (тождественной организацией) парадигм;
4) общностью основных синтаксических функций» [1, с. 457].
Пониманию частей речи как грамматических классов, по нашему мнению, не противоречит рассмотрение их как основных лексических классов, основы членения на менее крупные лексические классы, и даже как базовых языковых категорий, однако в последнем случае возникает нежелательная многозначность термина «категория».
Нельзя только согласиться с характеристикой частей речи как лексико-грамматических классов (разрядов), так этот термин и понятие целесообразно применять к подклассам частей речи.
Корреляционные связи морфологии, словообразования и лексики выявляются и описываются в работах Ю. С. Азарх, Р. З. Мурясова, З. М. Харитончик и др. В этих работах исследуются систематизирующие функции морфологии по отношению к словообразованию и словообразования — по отношению к лексике, роль словообразования как «грамматики лексикона» (Р. З. Мурясов). Однако в аспекте роли словообразовательных категорий эти связи выявлены недостаточно системно.
Несмотря на то, что части речи — давний и даже древний предмет изучения, сама их суть, их содержательная сторона и функциональный потенциал изучены и описаны в лингвистике далеко не с соответствующей объекту полнотой и глубиной. Об этом свидетельствует тот факт, что в последние десятилетия части речи вновь активно изучаются в самых разных аспектах, в том числе и в когнитивном [2; 3, с. 115, 188]. По словам Е. С. Кубряковой, «роль частей речи в любом языке связана не только с тем, что каждая из соотносимых к ним категорий обладает собственным диапазоном выражаемого ею содержания и известным набором осуществляемых ею функций.
Она связана в неменьшей степени и с тем, как категоризируется все это содержание, по каким рубрикам распределяется и какие принципы положены в основу этого распределения» [3, с. 170].
Описание категоризации по линии предметности («существительности») представляет особые трудности вследствие максимальной приближенности лексического ядра существительных к внеязыковой действительности, чрезвычайного разнообразия их семантики и множества рубрик, по которым распределяется семантическое содержание имен существительных.
Обобщенное значение частей речи называется частеречным, общеграмматическим или категориальным (в данном случае это более узкое значение термина «категориальный» противопоставляется более широкому, применяемому для обозначения любых обобщенных значений).
Категориальные значения основных (кардинальных) частей речи — имен существительных, имен прилагательных и глаголов — основа семантических противопоставлений в области не только грамматики, но и словообразования.
О первостепенной важности категориальных значений для словопроизводства свидетельствует следующее определение словообразовательного значения П. А. Соболевой: «Словообразовательное значение производного слова является результатом воздействия категориального значения форманта на категориальное и лексическое, т. е. лексикограмматическое значение производящего слова. При образовании словообразовательных значений ведущая роль принадлежит категориальным значениям» [4, с. 17]. Ведущая роль категориальной семантики в формировании словообразовательных значений разных типов несомненна; именно этот фактор определяет деление деривационных процессов на два типа: транспозиционные (межчастеречные) и нетранспозиционные (внутричастеречные).
В перечень признаков частей речи в «Русской грамматике» не включаются словообразовательные, что по отношению к русскому языку, как и другим языкам с развитой системой словообразования, представляется необъективным. Части речи в таких языках четко противопоставлены и по словообразовательным характеристикам: например, в русском языке только три названные выше кардинальные части речи обладают двусторонней продуктивностью — и как мотивирующие, производящие классы, и как классы, постоянно пополняемые за счет словообразовательной деривации, причем пополняемые именно в направлении, «заданном» категориальным значением данной части речи.
Имена числительные, например, характеризуются односторонней продуктивностью, только как производящий класс, и нулевой деривацией (новых числительных не образуется); наречия, напротив, связаны процессами деривации с кардинальными частями речи, но сами малопродуктивны как производящие.
По подсчетам А. Н. Тихонова, в составе знаменательной лексики производные слова по количеству почти в десять раз превышают непроизводные: в «Словообразовательном словаре русского языка размещено 12 621 словообразовательное гнездо, всего производных слов в данном словаре — 126034 [5, с. 438–440]. Такое соотношение непроизводных и производных слов определяет весьма существенные свойства русской лексической и словообразовательной системы.
Для правильного понимания специфики каждой части речи необходимо рассмотреть соотношение лексического, словообразовательного и категориального значений. С нашей точки зрения, наиболее подробно такое соотношение рассматривается в работах О. М. Ким. «Грамматическое слово в содержательном отношении — сложная единица. Оно представляет собой единство лексического, словообразовательного, категориального и грамматического значений.
Лексическое значение выражается основой, словообразовательное значение — словообразовательным средством, категориальное значение — парадигматической схемой и синтагматической связью данной части речи, грамматическое значение — формообразующими элементами. Лексическое значение выделяется в любом слове языка, как производном, так и непроизводном, словообразовательное значение — только в производных словах, категориальное значение — у всех слов в пределах данной части речи, грамматическое значение — в пределах любой словоформы. Из сказанного следует, что «сквозными» компонентами, которые охватывают все слова языка…, являются лексическое значение и категориальное значение, ибо любое слово что-то значит и принадлежит к той или иной части речи» [6, с. 13].
Для флективных фузионных языков, к которым относится русский язык, характерно взаимопроникновение компонентов значения, выражаемых корневыми морфемами, словообразовательными формантами и флексиями.
Категориальное значение выражается не только парадигматической схемой и синтагматической связью данной части речи, но и семантикой корня (в непроизводном слове и при нетраспозиционном словообразовании), оно «подтверждается» словообразовательными формантами, большая часть которых в русском языке неразрывно связана с системой флексий. Именно поэтому системы словообразовательных формантов вносят существенный вклад в выражение категориальных значений кардинальных частей речи.
Например, однокоренные слова синий, синяк, синить; носить, переносить, разносчик; жать, жнец, жатка характеризуются общностью определенного корня как выразителя внутреннего корня; слова синий, носить, жать являются непроизводными и не характеризуются тем или иным словообразовательным значением; слова синяк, синить, переносить, разносчик, жнец, жатка характеризуются разными типами словообразовательных значений, выражаемых теми или иными формантами. Каждое из приведенных слов имеет свое, индивидуальное лексическое значение, принадлежит к определенной части речи, что выражается семантикой корня, формантов, флексий.
Грамматические значения производного слова формируются в процессе последнего деривационного акта, например: в словообразовательной цепочке носить— разносить— разносчик. На первой ступени словообразования осуществляется деривация в рамках той же части речи, что и исходное слово, однако приставка вносит значение сов. вида; на второй ступени происходит «переключение» категориального значения процессуальности на категориальное значение предметности, которое осуществляется при посредстве суффиксального форманта (в состав которого целесообразно включать усечение глагольной основы) и системы флексий, отражающих значение муж. рода, ед. числа, им. падежа.
Литература:
- Русская грамматика Т. I. — М.: Наука, 1980. — 783 с.
- Кубрякова Е. С. Части речи с когнитивной точки зрения: научное издание. — М.: РАН, 1997. — 326 с.
- Кубрякова Е. С. Язык и знание. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 561 с.
- Соболева П. А. Словообразовательная синонимия и полисемия. — М.: Наука, 1980. — 294 с.
- Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2-х тт. — М.: Русский язык, 1985. — Т. 1–856 с. Т.П — 887 с.
- Ким О. М. Транспозиция на уровне частей речи и явление омонимии в современном русском языке. — Ташкент: Фан, 1978. — 225 с.