Экономический рост, его стадии, типы и факторы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 07.12.2016

Статья просмотрена: 4358 раз

Библиографическое описание:

Бусоедов, И. А. Экономический рост, его стадии, типы и факторы / И. А. Бусоедов, Т. А. Гребенюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 369-371. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36345/ (дата обращения: 16.11.2024).



Экономический рост, его стадии, типы ифакторы

Бусоедов Иван Александрович, студент;

Гребенюк Таисия Алексеевна, студент

Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток)

К одной из основных проблем на сегодняшний день относят экономический рост. Изучая эти проблемы, можно понять: из-за чего уровень жизни в одной стране выше или ниже, чем в другой; от чего зависит уровень жизни в разные периоды внутри самой страны; выявить факторы, определяющие экономический рост; как держать экономический рост на одном уровне, если достигнут оптимальный его уровень; а также найти пути решения всех раннее изложенных проблем.

Сам термин «экономический рост» был введён в употребление Йозефом Шумпетером, австрийским экономистом. Этот термин впервые появляется в научном труде, вышедшем в 1911 году под названием “теория экономического развития”.

По определению Йозефа Шумпетера, экономический рост — это увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг со временем.

Существуют три способа, позволяющие измерить экономический рост:

– Годовые темпы роста валового национального продукта;

– Годовые темпы роста валового внутреннего продукта;

– Годовые темпы роста чистого национального продукта.

Но предпочтение отдаётся второму способу.

При более глубоком изучении экономического роста приходит понимание, что экономический рост по своей сути противоречив: для достижения увеличения объёма продукции легче всего ухудшить качество продукции и сэкономить на оборудовании и сооружениях экологического характера. И вывод отсюда напрашивается сам собой, что такой рост лишен всякого смысла.

Осмысленный экономический рост предполагает достижение следующего списка целей:

– увеличение продолжительности жизни;

– обеспечение населения доступным образованием;

– стремление к максимальной занятости населения;

– понижение уровня нищеты;

– снижение криминальности общества;

– поддержание экологической безопасности.

Для более полного понимания экономического роста рассмотрим понятия его стадий. Разработанная ещё в начале 60-х годов концепция о «пяти стадиях роста» принадлежит перу американского ученого Уолта Ростоу. Эта концепция не только признана во всем мире, но и используется по нынешний день. Теория «о пяти стадиях роста» охватила всю экономическую историю человечества, разделив её на пять стадий экономического роста.

  1. Самый продолжительный период длившийся до конца XVII столетия — «традиционное общество». Во время этого этапа использовалась примитивная ручная техника, господствовало хозяйство земледельческого характера, вся политическая власть была сосредоточена у земледельцев. Низкий уровень производственных мощностей сильно ограничивал возможности производства продукции.
  2. В конце XVII — начале XVIII вв. в Западной Европе возникает «переходное общество». Появляются первые предприниматели, вводящие инновационные методы производства. На данном этапе национальные и мировые рынки значительно расширяются; появляется тенденция к накоплению капитала. Государственное управление стремится к централизации.
  3. Следующей стадией стала «стадия подъема». Данная стадия получила свое названия благодаря бурному развитию экономики. Количество предпринимателей растет и появляется предпринимательский класс. Города расширяются, с их увеличением заметно растёт технологический уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, есть сильный прогресс в развитии связи и транспортной системы, а самое главное появляется новый предпринимательский класс.
  4. После «стадии подъема» наступило время «стадии движения к зрелости». На этом этапе развивается индустриальное общество, прогрессируют те отрасли, которые задают технический прогресс.
  5. Следующий этап — «век высокого массового потребления. Проблемы роста производства на этом этапе отходят на задний план. Насущными является вопросы, связанные с изменением потребления и благосостояния. Люди начинают потреблять много и при этом меняют свои потребительские вкусы. Теперь они отдают предпочтение товарам длительного пользования. И отрасли, ориентирующиеся на товары длительного пользования, начинают наращивать свои производственные мощности. Также в этом периоде начало расти население благодаря увеличению рождаемости, увеличивается спрос на консервированные продукты питания, создаются системы социального обеспечения. Появляется так называемый «новый средний класс», включающий в себя специалистов, техников и квалифицированных рабочих. Данный этап также получил другое название — современный капитализм.

При изучении экономического роста возникает много вопросов. И самыми частыми и актуальными из них являются:

– Почему одни страны развиваются быстрее чем другие?

– Что определяет скорость увеличения реального объема продукции?

И, чтобы ответить на эти вопросы, дадим определение двум типам экономического роста, присущим мировой экономике:

– Экстенсивный рост. Рост в данном случае происходит за счёт увеличения трудовых и природных ресурсов, а также капитала. Выраженная, в частности, производительностью труда и фондоотдачей эффективность экономики при экстенсивном росте остаётся неизменной.

– Интенсивный рост. Здесь факторы производства не меняются, хотя и производство продукции увеличивается. Если не меняются факторы производства, то за счёт чего увеличивается производство продукции? Рост увеличивается со снижением издержек, внедрением и использованием новых технологий, повышением квалификации персонала.

Однако на самом деле, в практике, экстенсивный и интенсивный труд понятия неразделимые, т. е. они комбинируются в определённых долях. И обычно говорят о преимущественном использовании экстенсивного труда или преимущественном использовании интенсивного труда при большем использовании определённых факторов, способствующих росту.

Итак, рассмотрев типы экономического роста, перейдем к изучению факторов, под влиянием которых экономический рост формируется: человеческий капитал, физический капитал, труд, технологические знания и природные ресурсы.

Важнейший фактор для любого предприятия на современном рынке — человеческий фактор. Именно люди, как работники предприятия, предопределяют развитие предприятия. Повышая трудовой потенциал (улучшая условия труда, повышая квалификацию работников и т. п.) предприятия улучшает результаты деятельности предприятия.

Для предприятия важен физический капитал. Нельзя рассчитывать на увеличение объемов продукции и улучшение его качество, не производя никаких технологических модификаций.

Особую роль играет организация труда. Такое правило, как «больше работаешь — больше получаешь» давно устарело. Важно уметь правильно разделять обязанности и функции между рабочими. От правильной организации труда с совмещением отдыха работники будут работать эффективнее, производить более качественные товары и услуги.

Не стоит забывать о таких ресурсах, как природные. Их разделяются на две большие группы:

– Возобновляемые природные ресурсы. Примерами могут служить деревья, солнце, ветер, энергия течения вод.

– Невозобнавляемые природные ресурсы — эти ресурсы ограничены, так как они появляются в результате природных процессов, длящихся в течение огромных промежутков времени. Примерами могут служить руда, нефть, песок.

Конечно это неоспоримо, что природные ресурсы важны для жизнедеятельности человечества, но их отсутствие не означает, что страна не будет развиваться в экономическом плане. Яркими и вдохновляющими примерами стран, в которых отсутствуют природные ресурсы, могут послужить Япония, Швейцария, Дания.

Стоит обратить внимание, что технологические знание и человеческий капитал не равнозначные понятия. Если человеческий капитал — это весь приобретенный на практике «багаж» знаний и навыков, то технологические знания — это методы нахождения наилучшего производства продукции. Под человеческим капиталом понимают, насколько люди смогли овладеть технологическими знаниями. Технологические факторы — это основа прогресса. Новые, модифицированные технические изобретения способствуют улучшению результатов любого производства.

Следующий этап — «век высокого массового потребления. Проблемы роста производства на этом этапе отходят на задний план. Насущными является вопросы, связанные с изменением потребления и благосостояния. Люди начинают потреблять много и при этом меняют свои потребительские вкусы. Теперь они отдают предпочтение товарам длительного пользования. И отрасли, ориентирующиеся на товары длительного пользования, начинают наращивать свои производственные мощности. Также в этом периоде начало расти население благодаря увеличению рождаемости, увеличивается спрос на консервированные продукты питания, создаются системы социального обеспечения. Появляется так называемый «новый средний класс», включающий в себя специалистов, техников и квалифицированных рабочих. Данный этап также получил другое название — современный капитализм.

Литература:

  1. Гогин А. А. Экономическая функция государства: отдельные элементы практики реализации// Право и государство: теория и практика. 2009. № 8 (56). С. 10–13.
  2. Блам Ю. Ш., Мкртчян Г. М. качество окружающей среды и удовлетворенность жизнью В РОССИИ //Мир экономики и управления. 2009. Т. 9. № 4. С. 56–66.
  3. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Эффективное принятие управленческих решений // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — С. 575–578.
  4. Шпалтаков В. П. Интересы и управление экономикой // Инновационная экономика и общество. 2014. № 4 (6). С. 11–19.
Основные термины (генерируются автоматически): экономический рост, длительное пользование, человеческий капитал, Годовой темп роста, ресурс, этап, высокое массовое потребление, задний план, интенсивный труд, предпринимательский класс.


Задать вопрос