Об одном из компонентов концепта «закон»
Сегодня закон является высшей формой выражения воли народа с помощью государства, непосредственное воплощение его государственного суверенитета. Он определяет базовые начала нормативного регулирования, придаёт ему целостность. Положения, которые содержатся в законодательных актах государства, актах иных его органов, базируются, на нормах закона, развивают и определяют его положения, выступают в качестве производных от них.
Закон — это один из важнейших концептов, который определяет мировосприятие человека. Концепт «закон» репрезентируется в политическом дискурсе в основном в значении «постановление государственной власти, нормативный акт государственной власти». Этот секуляризованный компонент данного концепта не является традиционным для русской культуры, однако он является актуальным в контексте политического дискурса, так как в нем выражаются интенции дискурса о законности-незаконности тех или иных постановлений власти. Юридический компонент данного концепта отражает, с одной стороны, ценностные установки советской эпохи, с другой — установки западной культуры последнего времени.
В настоящее время, в любом демократическом государстве организация политической власти основывается (должна основываться) на принципах разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную власти, а также, на принципах соблюдении прав человека, и, в конечном счёте, на принципе верховенства права во всех областях жизни.
В большинстве государств, так или иначе, сегодня, базовым источником права выступает закон.
С точки зрения происхождения слова- «закон» основывается от древнерусского слова «кон», означающее предел чего-либо или границу. Т. е., закон- есть установленный государством свод обязательных правил и норм экономического и общественного поведения всех субъектов на территории данной страны, включающий перечень запретов и ограничений.
Итак, закон в структуре правового механизма государства (базы нормативных правовых актов, законов, указов) — это акт, который принимается законодательными органами государственной власти, президентом страны или с помощью непосредственного волеизъявления населения с помощью референдума в установленном конституцией особом порядке, обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным документам (постановлениям, инструкциям, предписаниям, правилам) и регулирует самые важные и устойчивые отношения в обществе.
Закон всегда обладает нормативным характером, то есть содержит положения права, отличительной его особенностью является механизм принятия, специальная правотворческая процедура, которая распадается на ряд событий: подготовку проекта закона, законодательную инициативу, обсуждение проекта закона, принятие закона и его официальное опубликование.
Мы живем в обществе, нас окружают знакомые и незнакомые люди. У каждого из нас свои желания, потребности, которые могут не совпадать с интересами других. Для того чтобы в обществе был порядок, никто никому не мешал, чтобы все жили в мире и согласии, необходим инструмент, регулирующий отношения между людьми. И общество создало такой действенный и надежный инструмент, регулятор человеческих поступков. Это-закон.
Лежащий в основании концептосферы «Право» концепт «Закон» как предмет лингвокультурологии нетождествен понятию «закон» в правоведении. Как неоднократно подчеркивал С. А. Кузнецов, «непосредственный предмет — не объекты наук (таких, скажем, как культурология; религиоведение; история и теория права и т. д.), а концепты, ценности соответствующих областей культуры» [4]. Закон юридический, исходящий от земной власти, если следовать Словарю В. И. Даля, лексикографически наиболее точно отражающему реальности русского менталитета, — лишь частный, весьма ограниченный случай более общих законов, ср.: «Закон... (чем дело закончено) предел, постановленный свободе воли или действий; неминучее начало, основание; правило, постановление высшей власти. Закон Божий, откровение, составляющее сущность веры; закон христианский, христианская вера. Закон природы или естественный закон, которому неизбежно следует вся вещественная природа. Законы гражданские, установленные гражданскою, государственною властью, для обеспечения быта граждан, противопоставляются законам духовным, т. е. относящимся до дел веры, или же до духовного мира, духовной жизни; противопоставляются также законам военным, уголовным» [5].
Понятие закона раскрывается на протяжении долгого периода времени в деятельности учёных-теоретиков и практиков, и порой, используется как синоним понятия права, любого правового источника.
По этой причине ещё в 19 веке предлагалось делить закон на формальный и материальный. В материальном смысле — как в качестве синонима всех правовых источников; в формальном — как акт, которые был принят органом законодательной власти согласно определённой процедуре.
Таким образом, концепт «закон» является универсальным, то есть характерен для многих стран и культур. Данный феномен в полной мере свойственен лингвокультуре и получает яркое отображение в языке.
Современное секулярное языковое сознание, в том числе научное общегуманитарное и даже профессионально-филологическое (лексикографическое), эту принципиально важную для культуры связь «верха», нравственных корней, и «низа», социально-правовых производных, обусловленность земного небесным, склонно не замечать; религиозная, сакральная составляющая закона как завета, «соглашения» между Богом и человеком (по существу, основание закона) отодвинуто на дальнюю периферию типичной современной словарной статьи, что отражает десакрализованный, приземленно-мирской характер нынешней европейской культуры, в том числе ее правовой составляющей.
В учебной и научной правовой литературе значительно чаще применяется понятие закона в узком смысле этого слова. Достаточно характерные, определяющие сформировавшиеся представления о законе в настоящий период времени его дефиниции (определения, истолкования) следующие.
Закон — это нормативно-правовой акт первичного характера, который был принят в особом порядке по базовым вопросам государственной жизни, непосредственным образом выражающий общую волю государства и обладающий высшей правовой силой.
Закон — это юридический акт, который принимается высшим представительным государственным органом в особом порядке, он обладает высшей правовой силой и регулирует самые значительные отношения в обществе с точки зрения потребностей и интересов населения государства.
Комплекс законов образует законодательство. Понятие законодательства может употребляться как в узком смысле, т. е. механизм законов, а также в широком смысле этого слова — как механизм нормативно-правовых актов всех видов, а порой и как правовой синоним. По этой причине, когда речь заходит об актах законодательного характера — это означает, что речь идёт о механизме законов в узком смысле, а когда говорят о законодательных актах, то подразумеваются не только законы.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что концепт «закон», являющийся универсальным концептом, в современном языке обладает набором определенных базовых когнитивных признаков, а также определенной семантической структурой, следующей ядерно-периферийной модели, в центре которой находится ключевая лексема «законность». Концепт «закон» является сложным, многомерным образованием в сознании человека, развертывающимся на уровне концептуально-образной обработки знаний о мире. Наше представление о концепте как единице сознания, содержащей совокупный общественный опыт, подтверждают его развитые понятийные формы, фиксирующие общечеловеческие представления о законе.
Следовательно, можно прийти к выводу, что закон — это нормативно-правовой акт, который обладает высшей правовой силой, он принимается в строгом установленном особом порядке и определяет самые значительные отношения в обществе. Основными качествами закона выступают первичность, особый механизм его принятия, а также, его высшая юридическая сила.
Литература:
- Волков В. В. Основы филологии. Антропоцентризм, языковая личность и прагмастилистика текста: Курс лекций / Тверской госун-т. — Тверь: Издатель Кондратьев А. Н., 2013. — 147 с.
- Волков В. В. Филология в системе современного гуманитарного знания: учеб. пособие / Тверской госун-т. — Тверь: Издатель Кондратьев А. Н., 2013. — 221 с.
- Залевская А. А. Концепт как достояние индивида // Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. — М.: Гнозис, 2005. — С. 234–244.
- Новейший большой толковый словарь русского языка / Глав. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт; М.: РИПОЛ классик, 2008. — 1536 с.
- Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. -М.: Изд. Тихомирова М. Ю., 2008. — 1008 с.