Исследование тарифной политики авиакомпании на рынке пассажирских перевозок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 09.12.2016

Статья просмотрена: 3940 раз

Библиографическое описание:

Немчинов, О. А. Исследование тарифной политики авиакомпании на рынке пассажирских перевозок / О. А. Немчинов, К. И. Минеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 471-476. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36394/ (дата обращения: 18.12.2024).



В современных условиях особое значение приобретает решение проблемы управления экономикой авиакомпании с учетом внешних и внутренних условий, в которых она функционирует. Для достижения эффективности в деятельности авиапредприятия необходимо управление его экономикой (доходами и расходами), которое должно строиться на экономически целенаправленных решениях. Основным и наиболее эффективным инструментом является регулирование авиатарифов, увеличение количества рейсов, анализ конъюнктуры авиарынка.

В современных условиях любое расширение авиарынка пассажирских перевозок связывается не только с ростом экономической активности, но и с улучшением социальных условий жизни населения и сопутствующим ростом его подвижности, развитием индустрии туризма, увеличением доступности воздушного транспорта.

Основной количественной характеристикой, описывающей взаимоотношение авиакомпании и клиентов, является аналитическая зависимость пассажирских авиаперевозок от установленного тарифа. Соотношение спроса и предложения на авиаперевозки, конкуренция авиакомпаний, инфляция и экономическая политика в стране оказывают влияние на величину авиатарифов, которые устанавливает каждое авиапредприятие.

Успешное функционирование авиапредприятия, осуществляющего и обеспечивающего пассажирские авиаперевозки, во многом определяется точностью и достоверностью прогноза на рынке таких перевозок. Именно это дает возможность разработать тарифную политику, обеспечивающую успешное ведение своих дел на рынке.

На воздушном транспорте система тарифов пассажирских перевозок построена так, что в ней одновременно применяются два вида тарифов: пропорциональный — на расстоянии до 300 км, а свыше 300 км — дифференциальный, ставка которого с увеличением расстояния перевозки уменьшается.

Однако при калькуляции тарифа фактор расстояния перелета не самый главный. В первую очередь учитывается стоимость топлива, оплата аэронавигации, оплата обслуживания в аэропорту, а также тип самолета, количество кресел и многое другое.

Очень важным моментом при составлении тарифа является маркетинговая стратегия авиакомпании и ее конкурентов на данном направлении. Показатель эластичности спроса — удобный инструмент выявления отношения потребителей к различным товарам. Если коэффициент эластичности больше единицы (эластичный спрос) — уменьшение тарифа приведет к увеличению получаемого дохода за счет опережающего роста объема авиаперевозок. Если коэффициент эластичности меньше единицы (неэластичный спрос) — снижение цены не даст желаемого прироста дохода, так как некоторый рост объема авиаперевозок не компенсирует потери вследствие уменьшения тарифа. При единичном значении коэффициента ценовой эластичности сумма получаемого дохода будет постоянной при любых значениях тарифов [1].

Все большее число авиакомпаний при расчете тарифов основным фактором ценообразования считают не себестоимость авиаперевозок, а покупательское восприятие. Цена в этом случае призвана соответствовать ощущаемой ценностной значимости авиаперевозок. Примером использования такого способа ценообразования может служить построение системы авиатарифов при разных классах обслуживания.

Немаловажные факторы, которые должна учитывать авиакомпания — платежеспособность потребителей, цели их поездок и структура потребительских приоритетов. Потребителями услуг российских авиакомпаний являются различные группы населения с различными целями поездок, с разным уровнем доходов и с разной структурой потребительских приоритетов [2].

В связи с этим, на каждом рейсе существуют разные тарифы. Их может быть как несколько, что чаще всего встречается на внутрироссийских рейсах, так и несколько десятков, на международных направлениях. Авиакомпании устанавливают разные цены, чтобы продать каждое место в самолете по максимально высокой цене.

В экономическом классе конкретных рейсов авиакомпании могут предлагать до десятка различных тарифов по ценам, отличающимся почти в 7 раз. Однако разница в стоимости авиабилета никак не отражается на сервисе и удобстве перелета для пассажиров одного класса обслуживания. Преимущество более дорогих тарифов — возможность без штрафов или с минимальным штрафом сдать или обменять билет. Авиакомпания ограничивает условия приобретения и количество билетов по низким тарифам. Т. е., чем ниже цена авиабилета, тем больше разных ограничений накладывает авиакомпания на его продажу.

Авиакомпания снижает количество мест по дешевым тарифам, если спрос на билеты увеличивается, и наоборот увеличивает их, если спрос падает. Все это происходит в реальном времени, поэтому цена билета может меняться в течение дня или даже часа.

Авиакомпания должна учитывать не только экономические, но и психологические факторы цены. Многие потребители смотрят на цену как на показатель качества. Метод установления ценой с учетом престижности товара оказывается особенно эффективным применительно к перевозкам бизнес и первого класса обслуживания авиапассажиров.

Зная график спроса, расчетную сумму издержек и цены конкурентов, авиапредприятие готово к выбору стратегии построения своих тарифов. Себестоимость перевозки определяет нижний базовый уровень тарифов. На значения верхнего ценового уровня влияет спрос, наличие уникальных достоинств в качестве выполняемых перевозок. Цены на авиаперевозки конкурентов и тарифы на перевозки другими видами транспорта дают средний уровень, которого авиакомпания придерживается при назначении цены.

На конкурентных маршрутах не только ниже уровень тарифов, но и меньше размах ценовых колебаний, определяемых спросом, как сезонным, так и иным (спрос в праздничные дни, удобные рейсы, отдельные мероприятия и пр.) [3].

В рамках исследования анализировалось расписание воздушного движения авиакомпании S7 для аэропорта Толмачево (г. Новосибирск), взятое с официального сайта [4]. Дата сбора данных — 5 ноября 2016 года. Рейсы из аэропорта Толмачево выполняются по 51 направлению, 26 из которых — международные. Большая часть рейсов выполняются воздушными судами в двухклассовой компоновке (эконом и бизнес): A-320–100/200, A-321, B-737–800, B-767–300. Политикой авиакомпании принято к использованию 4 вида тарифов: эконом базовый, эконом гибкий, бизнес базовый и бизнес гибкий. В зависимости от даты вылета на конкретных направлениях возможно изменение величины тарифа, что объясняется сезонным фактором, а также уровнем конкуренции на маршруте.

Приведем некоторые примеры колебаний размера тарифов за рассматриваемый период (06.11.2016 г. — 28.10.2017 г.) на международных и внутренних воздушных линиях.

Рейс Новосибирск — Ереван. Рассматриваемый период: с 7 ноября 2016 года по 26 октября 2017 года. Рейсы совершаются два раза в неделю по понедельникам и четвергам. В периоды высокого спроса (новогодние праздники, летний период) наблюдается увеличение тарифа «эконом базовый» до 70 %, тарифа «эконом гибкий» до 50 % (рисунок 1).

Принцип динамического ценообразования (задолго до отправления билеты продаются по более низким тарифам, что привлекает чувствительных к цене пассажиров, позволяет увеличить загрузку и валовый доход с рейса) не является универсальным.

Рис. 1. Изменение тарифов на рейсе Новосибирск — Ереван

В целом ряде случаев можно наблюдать отказ перевозчиков от дифференциации тарифов по всей глубине продаж. Так, например, на линии Новосибирск — Дюссельдорф (период выполнения рейса: с 18 мая 2017 года по 28 сентября 2017 года) перевозчиком применятся единый тариф на всей глубине продаж (рисунок 2).

Рис. 2. Изменение тарифов на рейсе Новосибирск — Дюссельдорф

На ряде направлений четко проявляется период ценового всплеска в период высокого спроса, связанного в первую очередь с новогодними праздниками. Например, рейс Новосибирск — Гонконг. Рассматриваемый период: с 10 ноября 2016 года по 26 октября 2017 года. Рейсы совершаются один раз в неделю по четвергам (рисунок 3).

Рис. 3. Изменение тарифов на рейсе Новосибирск — Гонконг

Наблюдаются случаи перевода выполнения рейса, в зависимости от спроса, с одного типа воздушного судна на другой в иной компоновке салона. Например, рейс Новосибирск — Алма-Ата. Рассматриваемый период: с 6 ноября 2016 года по 28 октября 2017 года. Рейсы совершаются пять раз в неделю (все дни, кроме среды и субботы), выполняются на самолёте А-320–100 в двухклассовой компоновке. С 26 марта рейсы выполняются на Embraer 170 RJ в одноклассовой компоновке (рисунок 4).

Рис. 4. Изменение тарифов на рейсе Новосибирск — Алма-Ата

Аналогичные случаи наблюдаются и при анализе тарифной стратегии на внутрироссийских направлениях.

Рейс Новосибирск — Анапа, пользующийся популярностью в период отпусков. Период выполнения рейса: с 18 мая 2017 года по 15 октября 2017 года. За год совершается 127 рейсов. В низкий сезон (после 8 сентября) наблюдается сокращение авиатарифа эконом-класса приблизительно на 15–30 % (рисунок 5).

Рис. 5. Изменение тарифов на рейсе Новосибирск — Анапа

Рейс Новосибирск — Благовещенск, пользующийся устойчивым потоком определенного сегмента пассажиров, не предполагает изменения тарификации в зависимости от периода выполнения рейса.

Рассматриваемый период: с 6 ноября 2016 года по 25 октября 2017 года. Рейсы выполняются два раза в неделю (один рейс — в будни, один — в выходной день). В высокий сезон — совершается три рейса (рисунок 6).

Анализируемая статистика, кроме того, показала ряд направлений с постоянным колебанием уровня величины авиатарифа в зависимости от периода и дня недели выполнения рейса. Например, направление Новосибирск — Краснодар. Рассматриваемый период: с 9 ноября 2016 года по 28 октября 2017 года. В неделю совершается от двух до четырех рейсов в зависимости от спроса на данное направление (рисунок 7).

Рис. 6. Изменение тарифов на рейсе Новосибирск — Благовещенск

Рис. 7. Изменение тарифов на рейсе Новосибирск — Краснодар

Направление Новосибирск — Владивосток, которое также характеризуется частым колебанием уровня тарифов. Рассматриваемый период: с 6 ноября 2016 года по 28 октября 2017 года. За рассматриваемый период совершается 324 рейса. При этом наблюдается период (24.07.2017 г. — 27.08.2017 г.), когда величина тарифа эконом-класса приближается к уровню тарифа «бизнес базовый» (рисунок 8).

Кроме того, проблемой внутрироссийских рейсов является состояние региональных и местных перевозок, стагнация которых является устойчивой тенденцией. Невысокий пассажиропоток, ограниченная конкуренция на маршруте, высокая себестоимость перевозок в ряде случаев имеют своим результатом завышенную стоимость услуги.

Рис. 8. Изменение тарифов на рейсе Новосибирск — Владивосток

В связи с проведенным исследованием можно сделать вывод, основной целью изучения рынка воздушных перевозок, как и целью всех конъюнктурных исследований авиакомпаний, является анализ особенностей, связанных с прогнозированием пассажирских авиаперевозок при изменении тарифов в зависимости от сегментации пассажиров и, на основе этого, построение зависимости дохода авиакомпании от характера изменения тарифов. Для этого авиакомпанией постоянно проводится мониторинг спроса и предложения, т. е. поиск ответа на два главных вопроса: на каких направлениях перевозки имеется спрос, его фактическая и прогнозируемая величина; какова степень удовлетворения спроса на перевозки авиакомпаниями-конкурентами, а также другими видами транспорта.

Литература:

  1. Костромина Е. В. Экономика авиакомпании в условиях рынка [Текст] / Е. В. Костромина. — М.: НОУ ВКШ Авиабизнес, 2005. — 344 с.
  2. Костромина Е. В. Авиатранспортный маркетинг [Текст] / Е. В. Костромина — М.: НИЦ Инфра-М, 2014. — 360 с.
  3. К вопросу о ценообразовании в авиаперевозках. Федеральная антимонопольная служба [Электронный ресурс: http://fas.gov.ru/netcat_files/File/Tarify %20Monitoring.pdf]
  4. Официальный сайт авиакомпании «S7» [Электронный ресурс: http://www.s7.ru].
Основные термины (генерируются автоматически): Новосибирск, рейс, изменение тарифов, рассматриваемый период, авиакомпания, направление, перевозка, период выполнения рейса, рисунок, спрос.


Задать вопрос