Повышение качества графической подготовки будущих учителей черчения в вузе требует решения ряда актуальных проблем, одной из которых является недостаточный уровень развития их профессионально-педагогических знаний, умений и навыков. Наиболее значимой базой развития профессионально педагогических знаний, умений и навыков может стать техническое рисование.
Недостаточное развитие профессионально-педагогических знаний, умений и навыков студентов является причиной многих проблем, возникающих у выпускников, работающих в школе. Это связано, прежде всего, с неумением лаконично и последовательно излагать свои мысли, профессионально выполнять педагогический и технический рисунок при изложении теоретического материала, неумение работать мелом и другими материалами на классной доске. Молодые учителя зачастую не имеют должного представления о специфике технического рисования, предполагающего максимальную простоту изображения формы, смысловую точность и лаконичность. Техническое рисование по заложенным в нем возможностям выражения технической мысли является прекрасным средством развития пространственного представления и творческого воображения.
Его значимость, как важнейшего метода изображения от руки для технических и производственных целей, как иллюстрации к чертежам, а также как первичной формы фиксации творческой идеи, как средства развивающего воображение, глазомер, чувство пропорций, тренирующего глаз и руку учащегося, признавалась издавна, со времени зарождения и первых шагов развития педагогической мысли.
Преподаватель черчения сам должен обладать комплексом профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, который позволил бы ему развивать соответствующие знания и умения и навыки у студента на протяжении всего процесса обучения.
К профессионально-педагогическим умениям, которые необходимо развивать посредством технического рисования, относятся:
1) Графическое умение и навык. Умение выполнять геометрические построения от руки: упражнения на выполнение геометрических построений, знание закономерностей построения осей. Умение рисовать плоские геометрические фигуры: умение рисовать объемные тела; умение выполнять светотеневую моделировку; умение сочетать выполнение технического рисунка на доске или бумаге с одновременными комментариями к его построению.
2) Конструктивные: умение составить систему заданий для учащихся; умение определять ошибки в работе и объяснить их происхождение, объективно оценивать работы учащихся.
3) Организаторские: умение организовать познавательную деятельность учащихся; умение контролировать последовательность работы над заданием, корректировать деятельность учащихся.
4) Коммуникативные: вызвать интерес к техническому рисованию, умение находить и устанавливать межпредметные связи в образовательных, развивающих и воспитывающих целях.
Подготовку по техническому рисованию необходимо начинать на занятиях по черчению уже на первом курсе и продолжать на занятиях по методике преподавания черчения. Необходим дополнительный комплекс мер, основанный на целом цикле занятий техническим рисунком, являющихся наиболее подходящей базой для развития профессионально-педагогических умений и навыков будущих учителей черчения. Для этого нами разработана специальная система упражнений, логично интегрированная в структуру основной образовательной программы по черчению.
В предложенной нами методической модели обучения техническому рисованию как средству развития профессионально педагогических умений лежат цель, технология обучения, система заданий и упражнений, нацеленных на развитие педагогических умений, разработанные нами уровни развития этих умений, формы организации занятий. Реализация данной методической модели позволяет сформировать у студента целостное представление о системе профессиональных и педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления функций учителя черчения. Предложенная нами методическая модель предусматривает последовательное освоение принципов, приемов и способов технического рисования. Основная работа должна проводиться в следующих направлениях:
1) систематическое выполнение студентами разнообразных тренировочных упражнений, нацеленных на приобретение навыков, овладение приемами и способами технического рисования под руководством преподавателя;
2) систематическое выполнение самостоятельных тренировочных упражнений вне аудитории;
3) развитие профессионально-педагогических умений, требующих от студента сочетания навыков технического рисования со способностью передавать знания и умения своим будущим ученикам.
Указанные направления развития технического рисования и определяют порядок построения занятий:
1) развитие навыков движения руки, развитие глазомера,
2) задания и упражнения, способствующие развитию профессионально-педагогических умений.
Результатом обучения должно явиться развитие профессионально педагогических умений, а так же навыка технического рисования. В основу методики положены система заданий и упражнений по техническому рисованию.
Задание 1. Упражнения в проведении вертикальных, горизонтальных, наклонных, параллельных линий и дуг окружностей. Цель задания — развитие знаний, умений и навыков в проведении различных линий от руки без чертежных инструментов. Умения: работать от руки без чертежных инструментов.
Задание 2. Рисование плоскостных изображений. Цель задания — закрепление навыков в проведении линий и упражнение в восприятии и передаче на рисунке пропорций фронтально расположенных плоских (линейных) фигур. Умения: от руки без инструментов рисовать многоугольники, плоские фигуры.
Задание 3. Рисование плоских фигур, расположенных в аксонометрических координатных плоскостях. Цель задания — закрепление навыков рисовать плоские фигуры и упражнения в построении аксонометрических осей о руки.
Задание 4. Рисование гранных геометрических тел, цилиндра и конуса по правилам aксонометрии.
Задание 5. Аксонометрические рисунки группы геометрических тел с нанесением светотени. Цели: развитие умений и навыков быстро выполнять технические рисунки; развитие педагогических знаний, умений и навыков — сочетать выполнение технического рисунка на доске или бумаге с одновременными комментариями к его построению. Умения: рисовать от руки на бумаге или классной доске. Эти задания прежде всего направлены на восприятие и передачу на плоскости объемных форм, применение в рисовании правил построения аксонометрических изображений и развитие пространственных представлений. В данном случае мы останавливались на задачах пространственного решения группы геометрических тел, рассматривали одновременно и композиционное решение формата. При этом и сами указания и действия по выполнению чертежа осмысливаются и контролируются всей группой студентов. Нужно остановиться на вопросах глазомерного масштаба будущего изображения, верной компоновки. Следует отметить, что мастерство работы учителя на классной доске вызывает восхищение у учащихся, повышает их интерес к черчению и активизирует графическую деятельность. Студенты должны хорошо овладеть теорией геометрических построений и практикой демонстрации приемов работы. Одним из требований такого вида работы является и одновременное комментирование последовательного ведения построений на доске. От верно выбранного темпа ведения работы, от синхронного сопровождения речью каждого этапа построения. Задание для таких упражнений не должно быть слишком сложным, например, для этой цели на доске можно рисовать не группу геометрических тел, а взять одну какую-то фигуру. Содержание работы, выполняемой на классной доске, не должно расходиться с содержанием работы, выполняемой группой.
Задание 6. Аксонометрические проекции. Цель задания — установление связи между ортогональными и аксонометрическими чертежами, развитие пространственного представления, закрепление навыков рисовать от руки, развитие техники рисования. Цели: развитие умений и навыков быстро выполнять технические рисунки; развитие педагогических знаний — определять ошибки в работе учащихся и пояснять их происхождение, объективно оценивать работы учащихся и их исправлять. Умения и навыки: рисовать от руки, тактично исправлять ошибки в работах учащихся– оценивании работ учащихся — и предупредить, что им предстоит оценить самим свою работу, а также работу своего однокурсника. После выполнения рисунка они выставляют оценку своей работе, пытаясь обосновать ее объективность, затем обмениваются работами для взаимопроверки. Предстоящее оценивание стимулирует студентов к аккуратности, точности графических построений. А графическое умение и навыки решается более успешно, так как мотивом является важное педагогическое умение — оценивание работы. Приобретая графические умения и навыки в рисовании от руки, студенты развивают одновременно и педагогическим умением –оценивать графические работы.
Задание 7. Технический рисунок изделия с натуры. Цель задания — закрепление навыков рисовать от руки, развитие техники рисования. Цели: развитие умений и навыков быстро выполнять технические рисунки; умения: рисовать от руки, научиться выполнять технические рисунки используя различные графические материалы. Неотъемлемым умением в работе школьного учителя должно стать умение использовать различные графические материалы. Это относится к таким изобразительным материалам, как белый и цветной мел, цветные карандаши, гелиевые ручки, которые, в силу своих специфических свойств, наиболее применимы в быстрых, наглядных изображениях (особенно крупного размера), позволяющих работать оперативно, быстро, свободно и широко, на больших классных досках, малогабаритной доске, либо на больших листах бумаги (или в тетрадях ученика). Преподаватель говорит, что выполнение технического рисунка они сделают несколько иначе, чем выполняли раньше, заменив карандаш другим графическим материалом по их желанию.
Задание 8. Выполнение рисунка по памяти и представлению, по чертежу с мысленным поворотом предмета. Цели: развитие умений и навыков быстро выполнять технические рисунки; умения: научить студентов выполнять рисунки по памяти и представлению, преобразовывать форму объекта и выполнять по видоизмененному объекту рисунок.
Эти задания представляют собой творческие графические задачи. Они требуют напряжения пространственного мышления и активно влияют на его развитие. Задания, требующие преобразования формы предмета, занимательны и требуют творческого выполнения. Научившись этому, студенты обязательно будут использовать их в своей будущей деятельности. На занятии, приведенном выше, успешно реализуются графические умения, развивается пространственное мышление. Приобретенные графические знания получают целенаправленное их использование и становятся для студента профессионально значимыми. Выполнение программных заданий, направленных на развитие профессионально педагогических знаний, умений и навыков позволит студентам не только добиться более высоких результатов в техническом рисунке, но и повысит их профессионально педагогическое мастерство. При этом они будут развивать свое зрительное восприятие, пространственное мышление, усовершенствуют практические знаний, умений и навыки в быстром выполнении рисунков, обогатят устную речь, выработают артикуляцию и дикцию, умение уверенно держаться у классной доски. Таким образом, качество профессионально-педагогической подготовки будущих учителей черчения будет обеспечено в процессе овладения техническим рисованием как средством развития профессионально педагогических умений в контексте его профессиональной направленности. В этом контексте овладение техническим рисунком для студента становится профессионально значимым, а развиваемые педагогические умения в процессе его выполнения органично включаются в педагогический процесс и становятся базой развития основ методического мастерства будущего учителя черчения.