Аддиктивное поведение, являясь одной из наиболее распространенных форм девиации, представляет серьезную социальную проблему, может приводить к негативным последствиям, угрожающим психологическому здоровью и благополучию молодых людей. Необходимо заниматься изучением личности молодежи в целях профилактики и коррекции развития аддиктивного поведения.
Ключевые слова:аддиктивное поведение, личностные черты, студенты
Студенчество — будущий интеллектуальный и управленческий элитарный слой общества. Состояние психического здоровья молодежи, в частности, студентов не только является злободневной проблемой, но и отражает существующий социально-экономический и общественный уровень развития нашего государства.
По мнению И. В. Журавлевой, крепкое психическое и физическое здоровье является необходимым условием получения высшего профессионального образования, так как усвоение научных дисциплин сегодня требует от студентов огромной умственной, физической и психоэмоциональной отдачи. В процессе обучения в вузе стрессорами для студентов могут выступать большая интеллектуальная нагрузка, недостаток времени, в том числе на отдых и сон, необходимость адаптации к новой, по сравнению со школой, организации образовательного процесса [2].
В связи с этим в каждом конкретном случае перед молодыми людьми возникает необходимость выбора определенной стратегии поведения, и если часть из них, как указывает Е. А. Кобзев, готовы брать на себя ответственность и принимать соответствующие решения в сложных для них ситуациях, то другие, напротив, не могут переносить даже временные и незначительные трудности, и поэтому выбирают аддикцию в качестве способа достижения психологического комфорта, тем самым уходя от проблем. Таким образом, студенты в силу указанных выше обстоятельств представляют собой группу риска по формированию аддиктивного поведения [4].
Аддиктивное (зависимое) поведение, по определению Ц. П. Короленко, — это «один из типов отклоняющегося поведения с формированием у человека стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций» [3, с.2].
Наряду с традиционными химическими формами зависимого поведения, такими как алкоголизм, наркомания, табакокурение, наблюдается рост различных нехимических (поведенческих) аддикций — спортивной, любовной, к трате денег, интернет аддикции и др., которые несут в себе не меньшую опасность, хотя зачастую воспринимаются молодыми людьми как безобидное хобби или увлечение [1].
Многие авторы, такие как В. Д. Менделевич, Ц. П. Короленко, Л. Н. Антилогова, не исключая роль объективных внешних факторов, влияющих на формирование склонности к аддиктивному поведению, говорили о ведущей роле в этом процессе именно внутренних, индивидуально — психологических факторов, которые необходимо изучать с целью профилактики и коррекции аддиктивного поведения [5,3,1]. В качестве таких факторов могут выступать черты личности, которые представляют собой «относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время» [6, с. 301].
Целью нашего исследования стало выявление личностных черт у студентов, которые могут выступать в роли предрасполагающего фактора к формированию и развитию у них аддиктивного поведения.
Исследование проводилось на базе Тихоокеанского государственного медицинского университета г. Владивостока. В нем приняли участие студенты первого курса, обучающиеся по специальности «Лечебное дело» общей численностью 102 человека. Выборка состояла из респондентов мужского и женского пола от 17 до 21 года, из них 59 девушек и 43 юноши.
В соответствии с целью исследования были использованы следующие психодиагностические методики:
Методики, направленные на диагностику личностных черт: «Индивидуально — типологический опросник» Л. Н. Собчик; «Пятифакторный опросник личности» Хийджиро Тсуйи, адаптированный А. Б. Хромовым.
Скрининговые методики для выявления склонности к различным нехимическим аддикциям: «Тест общества анонимных любовных аддиктов» А. Ю. Егорова; «Тест интернет — зависимости» С. А. Кулакова; «Обсессивно — компульсивная шкала Ейла — Брауна», модифицированная для компульсивного шоппинга П. Монаханом, Д. В. Блэком и Е. Габелом; «Определитель аддикции упражнений» М. Д. Гриффитс, А. Забо, А. Терри.
Для статистической обработки данных был использован непараметрический U-критерий Манна — Уитни.
Результаты исследования. Для выявления склонности к различным нехимическим аддикциям был использован блок скрининговых методик (таблица 1).
Таблица 1
Результаты скрининг-обследования распространенности нехимических аддикций
Методика |
Склонность каддикции |
Частота встречаемости |
По всем методикам |
Есть склонность |
68 |
Нет склонности |
34 |
|
«Тест общества анонимных любовных аддиктов» А. Ю. Егорова |
Склонность к любовной аддикции |
59 |
«Определитель аддикции упражнений» М. Д. Гриффитс, А. Забо, А. Терри. |
Склонность к спортивной аддикции |
27 |
«Обсессивно — компульсивная шкала Ейла — Брауна», модифицированная для компульсивного шоппинга П. Монаханом, Д. В. Блэком и Е. Габелом |
Склонность к шоппинг — аддикции |
14 |
«Тест интернет — зависимости» С. А. Кулакова |
Склонность к интернет — аддикции |
8 |
Из таблицы видно, что по результатам методик общее количество студентов, склонных к различным нехимическим аддикциям составляет 68 человек, тогда как не имеют склонности 34 человека. Более детальный анализ показал следующее распределение нехимических форм аддикций: 59 человек имеют склонность к любовной аддикции; 27 человек — к спортивной аддикции; 14 человек — к шоппинг — аддикции; 8 человек — к интернет аддикции.
Ниже приведен сравнительный анализ личностных черт у студентов склонных и не склонных к различным нехимическим аддикциям.
Результаты статистической обработки данных, полученных при исследовании «Индивидуально — типологическим опросником» Л. Н. Собчик представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты статистической обработки «Индивидуально— типологического опросника» (студенты имеющие ине имеющие склонность кразличным нехимическим аддикциям)
Сравниваемые показатели |
Объемы сравниваемых выборок |
Значения суммы критерия Манна-Уитни, U |
Значения верхних критических точек, Z |
Уровень отвержения p |
Экстраверсия |
68/34 |
1005 |
1,08 |
0,13 |
Спонтанность |
68/34 |
1070,5 |
-0,61 |
0,26 |
Агрессивность |
68/34 |
1128 |
0,20 |
0,42 |
Ригидность |
68/34 |
944 |
1,52 |
0,06 |
Интроверсия |
68/34 |
964 |
1,37 |
0,08 |
Сензитивность |
68/34 |
764,5 |
2,81 |
0,002* |
Тревожность |
68/34 |
876 |
2,01 |
0,02* |
Лабильность |
68/34 |
691 |
3,36 |
0,0003* |
Примечание: * различия на уровне значимости p≤0,05
По итогу подсчетов были выявлены значимые различия (p≤ 0,05) при сравнении в двух группах таких показателей как сензитивность, тревожность и лабильность.
Это позволяет говорить о том, студенты, склонные к различным нехимическим аддикциям отличаются большей впечатлительностью и чувствительностью в отношении событий окружающей среды, сентиментальностью, мнительностью и боязливостью; для них, вероятно, характерны выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив, а также повышенная озабоченность своими проблемами и неудачами.
Результаты статистической обработки данных, полученных при исследовании «Пятифакторным опросником личности» Х. Тсуйи представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты статистической обработки «Пятифакторного опросника личности» (студенты имеющие ине имеющие склонность кразличным нехимическим аддикциям)
Сравниваемые показатели |
Объемы сравниваемых выборок |
Значения суммы критерия Манна-Уитни, U |
Значения верхних критических точек, Z |
Уровень отвержения p |
Экстраверсия — Интроверсия |
68/34 |
1138,5 |
1,12 |
0,45 |
Привязанность — Обособленность |
68/34 |
990,5 |
1,17 |
0,11 |
Самоконтроль — Импульсивность |
68/34 |
1132,5 |
0,16 |
0,43 |
Эмоциональная неуст. — Эмоциональная устойч. |
68/34 |
614,5 |
3,84 |
0,0001* |
Экспрессивность — Практичность |
68/34 |
1086 |
-0,49 |
0,3 |
Примечание: * различия на уровне значимости p≤0,05
Из таблицы видно, что при сравнении показателей в двух группах различия достоверны (p≤ 0,05) только по шкале «Эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость».
В связи с этим можно предположить, что студенты, склонные к различным нехимическим аддикциям по сравнению со студентами, не имеющими такой склонности, обладают недостаточной способностью контролировать свои эмоции и импульсивные влечения, что на поведенческом уровне может проявляться отсутствием чувства ответственности, уклонением от реальности, капризностью, при этом поведение во многом обусловлено ситуацией. В некоторых ситуациях для них характерны ощущение беспомощности, неспособности справиться с возникающими трудностями, тревожное ожидание неприятностей. Вероятно, могут проявлять обидчивость и чувствительность к критике со стороны окружения.
Таким образом, обобщая результаты по всем методикам, можно говорить о том, что склонность различным нехимическим аддикциям у студентов определяется совокупностью таких личностных черт, как сензитивность, тревожность, лабильность и эмоциональная неустойчивость.
Ранняя диагностика личностных черт позволит не только своевременно выявлять среди студентов группы риска по возникновению различных форм аддиктивного поведения, но также разрабатывать различные психопрофилактические программы и коррекционно-развивающие тренинги, направленные на их изменение и тем самым предупреждающие формирование и развитие аддиктивного поведения.
Литература:
- Антилогова Л. Н., Лазаренко Д. В. Психологические особенности аддиктивного поведения студентов // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2014. — № 2. — С. 40–44.
- Журавлева И. В. Отношение к здоровью как социокультурный феномен: автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 2012. — 48 с.
- Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная аддиктология. — Новосибирск: Олсиб, 2001. — 251с.
- Кобзев Е. А. Исследование социально-психологических особенностей юношей, страдающих зависимостью от табакокурения // Вестник ВЭГУ. — 2012. — № 5. — С. 144–150.
- Менделевич В. Д. Руководство по аддиктологии. — СПб.: Речь, 2007. — 768 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2014. — 608 с.