Алекситимия у подростков с разным типом акцентуации характера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 09.12.2016

Статья просмотрена: 1868 раз

Библиографическое описание:

Бадалян, А. Ю. Алекситимия у подростков с разным типом акцентуации характера / А. Ю. Бадалян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36405/ (дата обращения: 17.10.2024).



Проведено психологическое исследование подростков с разным типом акцентуации характера с целью выявления алекситимии подростков с разным типом акцентуации характера. В ходе исследования были выявлены преобладающие акцентуации характера.

Ключевые слова: алекситимия, подростки с разным типом акцентуации характера, диагностика

Актуальность темы связана с тем, что в последнее время по данным статистики, алекситимия не уменьшается, в подростковом возрасте она влияет на коммуникацию и социализацию в целом. Наличие алекситимии, как нарушения усвоения общения, выражения своих чувств, эмоций. Подростковый возраст является достаточно сложным, так как является переходным периодом от детства к взрослости. Этот возраст характеризуется бурным психическим и физиологическим развитием, наиболее развивается познавательная сфера; новообразованиями становятся мировоззрение и профессиональные интересы. Также продолжает активно развиваться мотивационная и аффективная сферы, формируется Я-концепция. Ведущей деятельностью в младшем дошкольном возрасте является межличностное общение, а в старшем дошкольном — учебно-профессиональная деятельность.

В подростковом возрасте могут развиваться такие два психологических феномена, как акцентуации характера и алекситимия в структуре личности, которые в системе других факторов риска могут служить преморбидным фоном развития пограничных психических расстройств, развития аддикции, соматических и психосоциальных проявлений неблагополучия [3–4]. Акцентуации характера не всегда заметны окружающим, встречаются до 50–80 % лиц и со временем могут компенсироваться [3]. Лица с акцентуациями имеют избирательную уязвимость, «место наименьшего сопротивления» при воздействии различных психогенных факторов и могут являться благоприятной почвой для развития депрессий и психогений [1, 3]. Алекситимия, как личностный конструкт, характеризуется трудностями в различении и описании эмоциональных переживаний как у себя, так и у других людей. Встречается у практически здоровых лиц различных возрастных групп, чаще выявляется у лиц мужского пола [5]. Большинство исследователей считают алекситимию первичной личностной характеристикой по отношению к тревоге и депрессии, повышающей риск их развития под влиянием стресса [2, 4–5]. Межличностные связи этих людей часто ограничены и ригидны, имеют тенденцию к патологической зависимости или избеганию общения с другими людьми.

Концепции алекситимии поднимаются в трудах Д. Неймиах, П. Сифнеос, Г. Кристалл, В. В. Калинина, В. М. Провоторова, B. C. Ротенберга, И. С. Коростелева, Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова и др.

Цель исследования: выявить алекситимию подростков с разным типом акцентуации характера.

Материалы иметоды исследования.

Эмпирическую базу исследования составили 60 подростков в возрасте от 13 до 15 лет. Исследование проходило на базе МОУСОШ №5 города Спасск-Дальний

В процессе проведения исследования были использованы следующие методики: торонтская алекситимическая шкала (Toronto Alexithymia Scale — TAS-20); характерологический опросник К. Леонгарда; опросник К. Леонгарда — С. Шмишека. «Методика изучения акцентуаций личности», тест личностных акцентуаций (модифицированный вариант методики ПДО А. Е. Личко) Дворщенко В. П., цветовой тест М. Люшера.

Результаты исследования и их анализ.

Анализ данных, полученных в ходе исследования, дает основания слать выводы о том, что основная гипотеза исследования о существовании связи между уровнем алекситимии и типом акцентуации подтвердилась на 0,01 уровне.

Большинство подростков в данной группе имеют нормальные показатели по методике TAS-20, т. е. признаков алекситимии у них не наблюдается. 17 подростков в данной группе находятся в зоне риска развития алекситимии и у 10 подростков высокие показатели по данному признаку, что говорит о сниженной способности или затруднении в вербализации эмоциональных состояний этих детей.

В группе подростков с высокими показателями уровня алекситимии и группе подростков с нормальными показателями уровня алекситимии разные типы акцентуаций характера. В первой группе подростков преобладающим типом акцентуации является дистимичный тип и на втором месте располагается тревожно-боязливый тип акцентуации. Во второй группе подростков данные типы занимают последнее место и являются наименее распространенными. В группе подростков с нормальными показателями уровня алекситимии преобладающими являются демонстративный и эмотивный типы акцентуации характера, которые в группе подростков с высокими показателями уровня алекситимии не представлены.

По результатам методики А. Е. Личко можно сделать вывод о том, что преобладающим в данной группе подростков является астено-невротический тип акцентуации. Наименее встречающимся в данной группе является циклоидный тип акцентуации.

При разных показателях уровня алекситимии цветовой выбор респондентов также отличается. В группе подростков с высокими показателями уровня алекситимии предпочтение отдавалось черному, красному и фиолетовому. В группе подростков с нормальными показателями уровня алекситимии предпочтение отдается желтому, синему, зеленому и серому цветам.

Выводы:

  1. Основная гипотеза исследования о существовании связи между уровнем алекситимии и типом акцентуации подтвердилась на 0,01 уровне.
  2. Большинство подростков в данной группе имеют нормальные показатели по методике TAS-20, т. е. признаков алекситимии у них не наблюдается. 17 подростков в данной группе находятся в зоне риска развития алекситимии и у 10 подростков высокие показатели по данному признаку, что говорит о сниженной способности или затруднении в вербализации эмоциональных состояний этих детей.
  3. В группе подростков с высокими показателями уровня алекситимии и группе подростков с нормальными показателями уровня алекситимии разные типы акцентуаций характера. В первой группе подростков преобладающим типом акцентуации является дистимичный тип и на втором месте располагается тревожно-боязливый тип акцентуации. Во второй группе подростков данные типы занимают последнее место и являются наименее распространенными. В группе подростков с нормальными показателями уровня алекситимии преобладающими являются демонстративный и эмотивный типы акцентуации характера, которые в группе подростков с высокими показателями уровня алекситимии не представлены.
  4. По результатам методики А. Е. Личко можно сделать вывод о том, что преобладающим в данной группе подростков является астено-невротический тип акцентуации. Наименее встречающимся в данной группе является циклоидный тип акцентуации.
  5. При разных показателях уровня алекситимии цветовой выбор респондентов также отличается. В группе подростков с высокими показателями уровня алекситимии предпочтение отдавалось черному, красному и фиолетовому. В группе подростков с нормальными показателями уровня алекситимии предпочтение отдается желтому, синему, зеленому и серому цветам.

Литература:

  1. Батаршев А. В.Диагностика пограничных психических расстройств личности.М.: ИИП, 2004. — 201 с.
  2. Ересько Д. Б.Алекситимия и методы её определения при пограничных психосоматических расстройствах.СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2005. — 172 с.
  3. Старостина Е. Г., Тэйлор Г. Д. и др. Торонтская шкала алекситимии (20 пунктов): валидизация русскоязычной версии на выборке терапевтических больных // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. Т. 20, № 4. С. 31–38.
  4. Ракович Н. К. Практикум по психодиагностике личности — Мн.: БГПУ, 2002. — 248 с.
  5. Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 448 с.
  6. Кортнева Ю. В. Диагностика актуальной проблемы.
  7. Методика Леонгарда-Шмишека. М.: ИОИ, 2004. — 176 с.
  8. Шевандрин Н. И.Основы психологической диагностики. М.: Владос, 2003. — 194 с.
  9. Подмазин С. И., Сибиль Е. И. Как помочь подростку с «трудным» характером. Киев: Перспектива, 1996. — 160 с.
  10. Дворщенко В. П. Тест личностных акцентуаций. Модифицированный вариант методики ПДО. СПб: Речь, 2008. — 96 с.
  11. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
  12. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учеб. Пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 445 с.
Основные термины (генерируются автоматически): группа подростков, высокий показатель уровня, нормальный показатель уровня, акцентуация характера, тип акцентуации характера, подростковый возраст, подросток, основная гипотеза, последнее место, серый цвет.


Ключевые слова

диагностика, алекситимия, подростки с разным типом акцентуации характера

Похожие статьи

Копинг-стратегии подростков с разным типом психического развития

Проведено психологическое исследование подростков с разным типом психического развития, с целью изучения сравнительного анализа стратегий совладающего поведения. В ходе исследования были выявлены преобладающие стратегии совладеющего поведения.

Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте

В результате обзора литературы автором высказано мнение о том, что наиболее часто девиантное поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертимного типов, среди смешанных типов часто встречаютс...

Психолого-педагогическая диагностика школьной тревожности у детей с ЗПР психогенного происхождения

В статье рассматривается вопрос диагностики школьной тревожности у детей с задержкой психического развития психогенного происхождения.

Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста

В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...

Проблема диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают подходы в работе с детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивности, должен использовать педагог этапы становления, природу появления гиперактивного поведения у детей дошкольного возраста и приемы и методы работы с т...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Формирование эмоционально-чувственной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика алекситимии у детей с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению факторов риска возникновения алекситимии у детей с задержкой психического развития, а также изменениям эмоционально-волевой сферы у выборки испытуемых посредством проведения проектной деятельности.

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Особенности образа Я у младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных условиях

В статье представлен анализ экспериментального изучения содержания образа Я младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных условиях в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Проекции механизмов психологической самозащиты у подростков (социально-психологический и психофизиологический аспекты) и их значение для педагогической коррекции

Обобщены результаты исследований с участием авторов по ряду аспектов, связанных с формированием механизмов психологической самозащиты у практически здоровых старшеклассников, с одной стороны, и лиц молодого возраста с ограниченной трудоспособностью, ...

Похожие статьи

Копинг-стратегии подростков с разным типом психического развития

Проведено психологическое исследование подростков с разным типом психического развития, с целью изучения сравнительного анализа стратегий совладающего поведения. В ходе исследования были выявлены преобладающие стратегии совладеющего поведения.

Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте

В результате обзора литературы автором высказано мнение о том, что наиболее часто девиантное поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертимного типов, среди смешанных типов часто встречаютс...

Психолого-педагогическая диагностика школьной тревожности у детей с ЗПР психогенного происхождения

В статье рассматривается вопрос диагностики школьной тревожности у детей с задержкой психического развития психогенного происхождения.

Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста

В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...

Проблема диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают подходы в работе с детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивности, должен использовать педагог этапы становления, природу появления гиперактивного поведения у детей дошкольного возраста и приемы и методы работы с т...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Формирование эмоционально-чувственной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика алекситимии у детей с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению факторов риска возникновения алекситимии у детей с задержкой психического развития, а также изменениям эмоционально-волевой сферы у выборки испытуемых посредством проведения проектной деятельности.

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Особенности образа Я у младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных условиях

В статье представлен анализ экспериментального изучения содержания образа Я младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных условиях в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Проекции механизмов психологической самозащиты у подростков (социально-психологический и психофизиологический аспекты) и их значение для педагогической коррекции

Обобщены результаты исследований с участием авторов по ряду аспектов, связанных с формированием механизмов психологической самозащиты у практически здоровых старшеклассников, с одной стороны, и лиц молодого возраста с ограниченной трудоспособностью, ...

Задать вопрос