Главной целью любого коммерческого предприятия является извлечение как можно большей прибыли при наиболее меньших затратах. Для этого необходимо упрочить свои позиции на рынке, постоянно следить за конкурентной средой, внедрять все возможные новинки в своей отрасли и выстраивать маркетинговую политику и многое другое. Всё это можно назвать разработкой стратегии развития предприятия. В условиях жесткой конкурентной борьбы проблемы выбора стратегии для развития предприятия становятся особенно актуальными. Необходимо исследование внутренней и внешней среды предприятия, анализ действующих стратегий. Решение проблемы дальнейшего развития возможно при разработке стратегии устойчивого развития предприятия.
Понятие «стратегия» имеет длинную историю возникновения и трактовок. Изначально данное определение применялось исключительно в военном деле, применительно к планированию боевых действий и управления войсками. Начиная с 20-х годов XX в. понятие «стратегия» стали использовать в руководстве предприятиями на экспериментальной основе и уже в 40–50-е годы зародились первые школы стратегического управления.
Анализируя трактовку понятия «стратегия» в научных трудах принято выделять десять ведущих научных школ. Первые три школы (дизайна (1960-е гг.); планирования (1970-е гг.); позиционирования 1980-е гг.) характеризируются предписывающим характером. В этот период наиболее эффективным способом формирования стратегии развития организации считалось составление SWOT-анализа и проведение предельного подсчета критериев развития организации.
Школа планирования уделяла основное внимание отделению стратегии от общей политики предприятия, как отдельному процессу, разделенному на точно определенные операции аналитических исследований и решению оперативных вопросов. В противовес ей, школа позиционирования сконцентрировалась исключительно на вопросах стратегии деятельности организации с учетом ее позиции на рынку и отношению к другим участникам рынка, вовсе не уделяя внимание планированию стратегии.
Следующие шесть научных школ (предпринимательства; когнитивная; обучения; власти; организационной культуры; внешней среды) уделяли внимание только отдельным аспектам формирования стратегии, особое внимание, уделяя влиянию внешних факторов на организацию.
И как итог процесса развития, завершающей школой стала школа конфигурации, объединяющей и систематизирующей все стратегические аспекты. На данном этапе, стало практиковаться изменение стратегии организации в зависимости от ее жизненного цикла [1, с. 83].
На сегодняшний день, значительно расширилось значение термина «стратегия организации» и стало неразрывно рассматривается вместе с понятиями «стратегическое управление», «стратегическое планирование» и «стратегическое развития», понимая под данным определением сложную систему действий по достижению долгосрочных целей предприятия и обеспечению его успешной деятельности.
Сущностью стратегического управления организацией заключается в стимулировании, контроле и планировании ее развития, и предусматривает реализацию таких функций при: планировании, непосредственном осуществлении; регулировании выполнения стратегических задач; мотивации на достижения установленного результата и руководстве процессом реализации стратегии.
Для стратегического планирования характерно протекание следующих этапов:
‒ формирования миссии и целей;
‒ изучения внешней и внутренней среды;
‒ конкретизации стратегии;
‒ реализации стратегии;
‒ оценки и контроля выполнения стратегии.
В настоящее время не существует единого подхода к классификации стратегий. Как правило, каждым автором выделяется собственная совокупность признаков, в соответствии с которой и проводится классификация. Наиболее распространенные способы классификации стратегий представлены в таблице 1 [4 с. 97].
Таблица 1
Основные способы классификации стратегий развития предприятия
№ |
Автор |
Классификационные признаки ивиды стратегий |
1. |
М. Портер |
Выделяет стратегии по отношения к виду достигаемого конкурентного преимущества: стратегия лидерства по издержкам; стратегия дифференциации; стратегия рыночной ниши. |
2 |
Ф. Котлер |
Выделяет стратегии в зависимости от направления развития компании: стратегии концентрированного роста; стратегии интегрированного роста; стратегии диверсифицированного роста; стратегии сокращения. |
3 |
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури |
Выделяют стратегии в зависимости от метода постановки целей: стратегия ограниченного роста; стратегия роста; стратегия сокращения; стратегия сочетания. |
4 |
А. А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд |
Выделяют стратегии в зависимости от методов поведения на рынке: наступательные стратегии; оборонительные стратегии. |
5 |
Н. Н. Тренев |
Выделяет стратегии в зависимости от направления развития компании: стратегия слабого роста; стратегия сильного роста; стратегия ухода. |
Современные стратегии основываются на регулярном учете условий, в которых работает определенное предприятие, на осознании задач, стоящих перед ним, что способствует возникновению самых разнообразных проектов развития, которые, в свою очередь, обусловливают выбор такого варианта стратегии развития, который обеспечит стабильность предприятия и, удовлетворяющие требованиям, экономические результаты. Общей методологией стратегического планирования, как и любой науки, является органическое единство общемировоззренческих, общеметодологических принципов, общенаучных методов познания.
Стратегическое планирование отличается от долгосрочной иным пониманием роли внешнего фактора и изучением окружения фирмы и рынка. На рисунку 1 приведена схема стратегического планирования, применяемая для всех отечественных предприятий [2, с. 82].
Рис. 1. Стратегическое планирование на предприятии
При разработке стратегического плана предприятия необходимо принимать во внимание следующее: стратегию, реализуемую в комплексе развития предприятия и выполнения поставленных целей; слабые и сильные стороны развития предприятия при изменении окружающей среды; риски, с которыми постоянно сталкиваются торговые предприятия; отражение взаимосвязи хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности; оценку диверсификации, происходящей в результате слияния и поглощения других предприятий.
В отечественной экономической литературе процесс стратегического планирования на предприятии представлен в форме методик, состоящих из нескольких этапов решения соответствующих проблем. Анализ методик реализации процесса стратегического планирования приведен в таблице 2 [5, с. 103].
Таблица 2
Сравнение этапов реализации процесса стратегического планирования
Г.А.Маховикова, Е.Л.Кантор, И.И.Драгомирецкий |
В.И.Ляско |
Т.П.Лобанова, Л.В.Мясоедова, Ю.А.Олейникова |
И.Д.Кузнецова, И.В.Гуськова |
Описание желаемого состояния фирмы Анализ текущего состояния фирмы Разработка стратегии |
Анализ перспектив фирмы (предприятия) Анализ позиций фирмы (предприятия) Выбор стратегии Анализ путей диверсификации Решение группы задач: краткосрочных; тактических; стратегических |
1. Стратегический анализ 2. Выделение стратегических областей деятельности — стратегических зон хозяйствования (СЗХ) или организация стратегических центров хозяйствования 3. Оценка возможностей стратегических позиций с точки зрения привлекательности, конкурентоспособности 4. Выбор бизнес-портфеля на основе оценки СХЗ 5. Технико-экономическое планирование (ТЭП), т. е. планирование по функциям 6. Разработка финансового плана предприятия (баланс доходов и расходов) 7. Документирование ранее проведенных расчетов (стратегический план оформляется в виде единого документа) 8. Контроль и/или корректировка плана |
Стратегический анализ Анализ текущего состояния исследуемого предприятия Оценка возможностей стратегических позиций с точки зрения привлекательности, конкурентоспособности Выбор и разработка стратегии Разработка финансового плана предприятия в комплексе с другими планами хозяйственной деятельности Создание стратегического плана Контроль и корректировка плана |
Из таблицы 2 очевидно, что этапы стратегического планирования варьируются в количестве от 3-х до 8-ми, в зависимости от специфики деятельности предприятия.
При разработке стратегии проводится качественная оценка успешности деятельности предприятия по ряду показателей: доле рынка, параметров ассортимента, показателей товарооборота, показателей запаса, показателей потребностей в продукции, энергии, основных фондов, параметров качества и обеспечения человеческими ресурсами, величины и структуры расходов, параметров прибыли рентабельности, потребностях в инвестициях. Данные показатели могут быть использованы в разном количестве, исходя из миссии, целей, задач предприятия.
Необходимость в разработке новой стратегии развития предприятия возникает при постановке новых целей, достижение которых не возможны при следовании старой стратегии.
Весь процесс разработки стратегии предприятия можно разделить на несколько основных этапов и сопутствующим их методов, приведенным в таблице 3 [6, с. 143].
Таблица 3
Основные этапы и методы формирования стратегии предприятия.
Этап |
Характеристика этапа |
Используемые методы |
1. Предварительный |
Анализ личного потенциала руководства, его заинтересованности в разработке стратегии. Диагностика предприятия по всем направлениям. Выбор согласованных позиций руководства и привлеченных экспертов. |
Анкета директора. Анкетный опрос. Бизнес диагностика. |
2. Выработка альтернативных стратегий |
Формирование рабочих групп для разработки различных вариантов стратегии. Оценка стратегии экспертов. |
Мозговой штурм. Проблемно-деловая игра. Коллективная работа с экспертами. |
3. Ранжирование альтернативных стратегий и принятие решений |
Ранжирование стратегических проблем. Выбор критерия. Разработка целевых программ. |
Экспертные методы. Сетевые методы. Стохастические графы. Интуиция руководителя. |
Итак, основными инструментами формирования новой стратегии является такие методы как: комплексные, системный, ситуационный, программно-целевой, аналитический, прогностический, также разные методы с других научных областей (социологии, психологии, антропологии, экологии, эстетики и т. д.).
Сам процесс разработки стратегии развития предприятия представляет собою цепочку последовательных шагов, представленных на рисунке 2. [3, с. 163].
Рис. 2. Процесс разработки стратегии развития предприятия
Как видно из рисунка 2, процесс разработки стратегии развития предприятия включает такие шаги как: анализ внешней и внутренней среды; разработка миссии и целей предприятия; выбор конкретной стратегии развития; реализация стратегии; контроль за реализацией стратегии.
При проведении анализа внешней и внутренней среды предприятия проводится глубокий анализ среды предприятия, его целей, задач, анализируется действующая стратегия и оценивается ее эффективность.
На следующем этапе определяются проблемы и разрабатываются меры по их исправлению после чего, на следующем этапе, руководство предприятия выбирает из предложенных вариантов конкретную стратегию развития.
После этого, наступает этап ее непосредственной реализации, на котором проводится разработка мероприятий мер по устранению или минимизации сопротивления изменений определяются способы контроля реализации стратегии.
В процессе реализации стратегии развития предприятия берет свое начало этап контроля и корректировки в случае необходимости.
Результаты реализации стратегии развития предприятия оцениваются. При этом стоить отметить, что оценивать эффективность реализации новой стратегии можно исходя из нескольких направлений:
‒ оценки пригодности выработанных вариантов для обеспечения достижения поставленной цели;
‒ сравнении фактических результатов реализации стратегии с запланированным уровнем достижения целей.
В заключение отметим, что разработка стратегических ориентиров устойчивого развития организации является ключевым элементов в конкурентной борьбе с помощью которого можно достичь весомые конкурентные преимущества путем использования всех возможностей и сильных сторон организации, и, компенсируя этим свои недостатки максимально качественно удовлетворять интересы потребителей продукции предприятия.
Литература:
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 2011. — 341 с.
- Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Изд-во МГУ, 2015. — 315 с.
- Екшикеев Т. К. Конкурентные стратегии предприятия // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 3 (31). — 127 с.
- Тренев Н. Н. Стратегическое управление: учебное пособие для вузов. — М.: «Издательство ПРИОР», 2012. — 288с.
- Фридман Ю. А. Конкурентные стратегии и управление развитием организации / Ю. А. Фридман, Г. Н. Речко, Е. Ю. Логинова, Э. В. Алексеенко, Д. В. Крицкий, Ю. А. Писаров // Региональное и муниципальное управление социально-экономическим развитием / под ред. А. С. Новоселова: ИЭОПП СО РАН. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. — Гл. 7. — 437 с.
- Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие / Р. А. Фатхутдинов. — М.: Изд-во Эксмо, 2014. — 554с.