Одним из основных направлений развития общего образования является переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Это наиболее значимая системная инновация за последние годы, в т. ч. и для начальной ступени общего образования. Фундаментальным центром начального общего образования является достижение качественно новых образовательных результатов, в том числе, формирование универсальных учебных действий, позволяющих развивать социально активную, реализующую свои способности личность.
Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка кадекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты.
Что же такое самооценка? Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности. Задача школы — обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку не только в учебной деятельности, но и на протяжении всей жизни.
Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях.
Что же делать, чтобы ученик адекватно оценивал свои результаты, а значит, сохранял психологическое и физическое здоровье? Ведь от правильной самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка. Это отражается и на учебном процессе. Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате. Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.
Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным, следует выполнять следующие условия:
- Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;
- Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;
- Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;
- Сопоставление и выводы об эффективности работы;
- Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
Какие же существуют формы самооценки?
- Речевые.
- Знаковые письменные (цифры, смайлики и т. п.).
- Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек и т. п.).
- Шкалы.
- Таблицы.
В своей работе используем следующие приемы самооценки и самоконтроля:
1. Словесные приемы.
2.Знаковые письменные.
1) Графики
Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности.
Самооценку на уроке изучения нового материала организуем поэтапно, для этого используем «Лестницу успеха», учащиеся в течение урока поднимаются вверх по лестнице, а около цифр делают поэтапную самооценку собственной деятельности на уроке.
2) Рисунки
1. «Светофор».
В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
2. «Говорящие рисунки»
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.
3) Символы
Такой прием используем особенно в первом классе, когда дети еще не умеют писать. Также такой прием используется и во 2, 3, 4 классах наряду с другими приемами.
4. «Карточка сомнений»
+ — «Я понял все»;
— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? — «Не понял».
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V — УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
+ — НОВОЕ
? — НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
0 — ДУМАЛ ИНАЧЕ
5) «Портфолио ученика»
Портфолио является одним из средств самооценки самого учащегося и инструментом фиксирования его индивидуальных достижений, реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — формирование универсальных учебных действий.
Главные цели ведения портфолио: создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»); формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
6) Лист самооценки
Лист самооценки №1
Моя успешность на уроке
Вид работы |
Знак (!?) |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
Достигли ли мы цели?
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
Лист самооценки №2
Моя успешность на уроке
Вид работы |
Знак (!? ᴖ) |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
Итоговый балл |
- На уроке я работалактивно/пассивно
- Своей работой я доволен/недоволен
- Урок для меня показалсякоротким/длинным
- За урок яне устал/устал
- Мое настроение стало лучше/стало хуже
- Материал урока мне былпонятен/непонятен
Полезен/бесполезен
Интересен/неинтересен
- Домашнее задание легкое/трудное
Интересное/неинтересное
Полезное/бесполезное
Достигли ли мы цели?
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
3. Знаковые внешние
- «Дерево успехов».
Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко — все удалось, цветок — неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок — сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
- В виде сигнальных карточек разного цвета.
- Самооценка с помощью карточек.
- Самооценка с помощью пальчиков.
4. Шкалы «Волшебные линеечки»
«Волшебные линеечки», описанные Г. А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:
‒ позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);
‒ помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.
5. Таблицы
Вариант организации работы по самооценке на уроке систематизации и закрепления знаний. Тема урока. Правописание гласных на конце наречий 4 класс.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Карта знаний + —
Карта знаний |
Начало урока |
Рефлексия |
Я знаю, что такое наречие |
||
Я знаю, что обозначает наречие |
||
Я знаю, на какие вопросы отвечает наречие, когда зависит от глагола |
||
Я знаю, на какие вопросы отвечает наречие, когда зависит от существительного |
||
Я знаю, на какие вопросы отвечает наречие, когда зависит от прилагательного или другого наречия |
||
Я знаю, каким членом предложения может быть наречие |
||
Я знаю, как наречие связано с другими словами |
||
Я знаю, как образуются наречия |
||
Я знаю, правило написания гласных в конце наречий |
Этот прием помогает отделить известный материал от неизвестного, сформулировать тему и цель урока дает представление о том, какой материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу.
Таким образом, самооценка сопровождает весь ход учебно-познавательной деятельности, то опережая выполнение действий и операций, определяя качество, то перепроверяя уже выполненные действия и операции с целью установления их правильности. Чем сильнее оценочный компонент в учебно-познавательной деятельности ребенка, чем этот компонент с обостренными свойствами сомнения и контроля является динамические во всем процессе решения задачи и сопровождает этот процесс, тем успешнее будет учиться ребенок и приобретать способность к действительной самостоятельности в учении. Оценочный компонент становится внутренним символом в учебно-познавательной деятельности школьника, вселяет в него уверенность, оптимизм в преодолении трудностей, придает сложным учебным задачам притягательную силу познания. Ученик начинает поощрять сам себя, так как внутри своей учебной деятельности он находит источники стимулирования.
Если мы хотим развивать социально активную, реализующую свои способности личность. Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, необходимо учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.
Литература:
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: АСТ, 2008–399 с.
- Дубровина И. В. Индивидуальные особенности школьников. / И.В Дубровина — М., 2005–145 с.
- Липкина А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. — М., «Просвещение», 1968–217 с.
- «Нач. шк. +" 6. 2004 г. Е. В. Ишмаметьева «Развитие самооценки в младшем школьном возрасте» — 40 с.
- Цукерман Г. А., Гинзбург Д. В. Как учительская оценка влияет на детскую самооценку? — 105 с.