В статье дан анализ спроса на минеральную воду, проведен обзор российского рынка минеральной воды, с выявлением лидеров рынка и основных брендов; опираясь на материалы готовых маркетинговых исследований, сделан вывод о потенциале рынка и тенденции его развития в 2016 году.
Ключевые слова: рынок, перспективы, минеральная вода, продовольствие, исследование, прогноз, тенденция, потребители, цены
Врачую тело свое водами, а подданных примерами.
Петр I лейб-медику Р. К. Арескину
Одним из самых перспективных и быстрорастущих на настоящий момент рынков продовольствия, по данным многих известных исследовательских компаний, таких, например, как маркетинговое агентство Step by Step, является рынок минеральной воды.
Минеральная вода продукт специфический. Его нельзя отнести к жизненно необходимым продуктам. Минеральная вода по степени минерализации делится на: питьевую минеральную воду, лечебно-питьевую минеральную воду.
Минеральная вода используется, как в качестве столовой воды, так и при лечении определенных заболеваний желудочно-кишечного тракта.
В связи с этим и спрос на данный продукт имеет свои характерные особенности. Потребителей данного продукта следует в первую очередь сегментировать по целям употребления воды. В сегменте людей, которым употребление воды рекомендовано по медицинским показаниям, спрос относительно стабилен, не зависит от сезона и малоэластичен по цене. Поскольку минеральная вода может употребляться не только для лечения, а как вкусный и полезный напиток, существует другая категория потребителей. Эта категория потребителей сложилась в связи с появлением и популяризацией идеи здорового образа жизни, и, соответственно, здорового питания. Данный сегмент представлен людьми разного образа жизни, возраста и дохода. Спрос в данном сегменте обладает сезонностью, то есть, увеличивается с наступлением жары, так как это означает увеличение потребления воды.
Считается, что рынок минеральной воды сложился в 1990-х годах, как раз с возникновением моды на здоровый образ жизни. Это позволило минеральной воде успешно конкурировать и даже отвоевать часть рынка у других напитков: соков, лимонадов, морсов. Эта тенденция продолжается и сейчас. Минеральная вода пользуется все большими предпочтениями потребителей. По данным исследовательской компании Discovery Research Group на долю минеральной воды приходится по разным оценкам от 40 % до 60 % всего рынка безалкогольных напитков.
По данным исследований маркетингового агентства Step by Step ценовые колебания, вызванные экономическим кризисом, критически не влияют на спрос в данном сегменте. Это объясняется многими факторами, такими как:
преимущество отечественных производителей над заграничными (78 %),
большее доверие (которое сформировано знанием местности производства брендов) потребителей к продукции отечественных (местных) производителей и, соответственно, преобладанием спроса на отечественную продукцию (которая еще и дешевле),
рост цен не является критическим для потребителя самого массового сегмента-среднего, остается практически незаметен, ведь средняя цена 1,5 литров минеральной воды в пластиковой бутылке колеблется от 22 до 40 рублей.
В связи с вышеперечисленными факторами можно прогнозировать и далее устойчивый рост рынка.
В настоящее время производители на рынке представлены иностранными и отечественными компаниями, с преобладанием последних.
Первыми на российский рынок зашли иностранные компании The Pepsi Bottling Group (производят ТМ “Аква минерале”) и The Coca-Cola Company (производят ТМ “БонАква”). Данные марки хорошо рекламировались и завоевали своего потребителя в среднем ценовом сегменте. Еще один крупный иностранный игрок — компания Nestle (производит ТМ Perrier, ТМ Vittel, ТМ San Pellegrino). Эти воды относятся к сегменту «Премиум» и предлагаются по цене более 150 руб. за 1,5л. Массовому же потребителю сделать предложение иностранные компании не могут в принципе, так как слишком велики затраты на логистику (вода тяжелый и габаритный товар, если транспортировать не выпаренную соль, а исходный продукт).
Поэтому в сегменте эконом и средний абсолютно лидируют отечественные производители. Тут также определились лидеры рынка — хорошо известные еще с «советских» времен, с проверенной репутацией ТМ минеральной воды:
ТМ «Нарзан» (компания Нарзан),
минеральная вода «Ессентуки» ТМ«Vita» (компания «Висма»),
ТМ «Боржоми» (компания «Georgian Glass & Mineral Water Co» Альфа-Групп),
минеральная вода «Славяновская» («Завод Минеральных вод Октябрь-А»),
минеральная вода «Смировская» («Тэсти»).
Востребованность этой продукции в любом регионе позволяет производителям этих торговых марок предлагать их по средней и выше среднего цене. Также известностью и доверием у потребителей пользуются воды компаний:
«Карачинский источник» (минеральная вода «Карачинская»),
«Кавминводы» (ТМ «Новотерская целебная»), «Славда» (минеральная вода «Шмаковка № 1», минеральная вода «Монастырская»),
«Висма» (ТМ «Архыз»).
Помимо общероссийской известности, существует региональная популярность марок, связанная со знанием месторождения воды местными жителями.
В Сибири пользуются спросом минеральные воды:
Тагарская,
Карачинская,
Кожановская.
На Северо-Западе России популярна вода:
Полюстровская (Завод Минеральных вод «Полюстрово» Ленинградский курортный район),
Угличская («Завод «Воды Углича»» Ярославская область), Зеленоградская (Калининградская группа курортов),
Серебряная Роса (Компания «СтарТ-Плюс» Вологодская область).
Также на рынке присутствуют более 600 мелких региональных производителей минеральных вод.
Крупнейшими регионами по производству минеральной воды являются:
Кавказские Минеральные Воды (как единый артезианский бассейн разнообразных по типам подземных минеральных вод), расположенные на территориях Карачаево-Черкесской Республики, Ставропольского края и Кабардино-Балкарской Республики;
Новосибирская область;
Московская область;
Липецкая область.
В связи с растущим спросом на данную продукцию и существующими в России месторождениями, где еще не налажен промышленный выпуск воды (на территории России по состоянию на 1.01.2014 г. в государственном балансе учтены запасы 845 месторождений минеральных вод) можно говорить о существующем потенциале рынка.
Низкие барьеры входа в отрасль, растущий спрос и доступность технологий предоставляет благоприятные возможности для бизнеса.
Следует обратить внимание еще на один важный фактор — насыщенность рынка. По данным исследовательских компаний Step by Step, BusinesStat и Discovery Research Group, российский рынок минеральной воды находится в стадии роста и его отличительными чертами как раз и является низкая насыщенность. Такой вывод исследовательские компании делают, опираясь на количественные показатели потребления и предложения продукта. Сложность для экспертной оценки представляет наличие на рынке так называемой «серой», то есть неучтенной продукции и фальсификата (подделок). К слову, ГОСТР 54316–2011 «Воды минеральные природные питьевые», как раз направлен на борьбу с фальсификатом, так как обязывает производителя писать на этикетке название минералки, соответствующее месту ее происхождения.
В целом по рынку, экспертные прогнозы исследовательских компаний единодушны: ожидается рост спроса, потенциал рынка огромен, что открывает хорошие возможности для бизнеса, которыми обязательно воспользуются многие компании, что приведет к общему росту рынка в 2016 году на 8 % и рынок минеральной воды обгонит по популярности другие безалкогольные напитки.
Литература:
- Федеральная служба государственной статистики РФ http://www.gks.ru/
- Маркетинговое Агентство Step by Step http://www.step-by-step.ru/services/marketing-agency/
- BusinesStat http://businesstat.ru/
- Discovery Research Group http://www.drgroup.ru/
- AS MARKETING http://www.asmarketing.ru/marketingovyie-issledovaniya/marketingovoe-issledovanie-ryinka-mineralnoy-vodyi-2016/
- Маркетинговые исследования безалкогольной продукции Хлыстик А. М., Косикова Ю. А. В сборнике: Индустриализация современного общества: теория и практика Сборник материалов к конференции «День Знаний». Ответственный редактор В. В. Рокотянская. 2014. С. 23–26.
- Анализ рынка ОАО «Пивоваренная компания Балтика» / Комиссарова А. А., Косикова Ю. А. В сборнике: Индустриализация современного общества: теория и практика Сборник материалов к конференции «День Знаний». Ответственный редактор В. В. Рокотянская. 2014. С. 27–30
- Практические рекомендации по проведению маркетинговых исследований хлебопекарного предприятия / Косикова Ю. А., Тульская Н. С., Шифман З. Б., Косован А. П.Хлебопечение России. 1998.№ 3. С. 12–13.