Российская Федерация является традиционной винодельческой страной. В данной статье рассмотрен ассортимент российских вин, указаны данные об импортозамещении иностранного вина и сделаны выводы о тенденциях развития российского рынка виноделия.
Ключевые слова: рынок алкоголя, импортозамещение, мировой рынок
Увеличение ассортимента вин российского производства в магазинах и ресторанах стало одним из следствий государственного курса на импортозамещение. Но, как ни парадоксально, для потребителей из России, российские вина пока являются экзотикой.
Серьезно заниматься вином российские производители стали 5–7 лет назад, 2–3 года назад получили первые результаты, а сейчас накопилось некая «критическая масса», сформировалась индустрия. При желании на полках отечественных магазинов в настоящее время можно собрать 30–50 самых разных российских вин.
Российский рынок вина и винной продукции — один из наиболее динамичных и насыщенных рынков. Россия обладает достаточно большими площадями, пригодными для возделывания винограда и потенциалом для роста потребления вина, хотя, в сравнении с мировыми лидерами — производителями и экспортерами вина, по площади виноградных насаждений — Россия находится лишь на 17-м месте в мире: под виноградники в нашей стране, по оценочным данным, выделено около 67 тысяч га земель (в то время, как в Испании под виноград задействовано более 1 млн. га). Однако по объему производства вина в натуральном выражении Россия находится на 11-м месте, а по объему импорта виноградных вин и сусла Россия входит в пятерку крупнейших игроков в мире.
По данных ВОЗ, в нашей стране 15,1 л чистого спирта приходится на душу населения в год или 32 литра на мужчину старше 15 лет (исключения- 6,5 % непьющих мужчин), соответственно, это стакан водки ежедневно, что является одним из высоких показателей в мире. К тому же, большая доля потребляемых алкогольных напитков, перекошена в сторону не слишком дружественных здоровью водки и пива, а доля полезного в умеренных дозах вина остается довольно скромной (11 % против 25,7 % в среднем по Европе) (из сведений Международной организации винограда и вина).
Более того, россияне пьют в основном напитки низкого качества. По данным главы Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРА) Вадима Дробиза — доля российского вина в потреблении составляет около 60 %. Из всего объема 30 % из неизвестного статистике сырья и еще 30 % низкого качества. Хороших российских вин мало (не более 15 %) а премиум класса — лишь жалкие капли. В связи с этим возникает потребность в масштабном увеличении и расширении отечественного производства и продвижения качественного вина.
Партнеры по винным бутикам Viniteka.ru, а именно, виноделы Андрей Григорьев и Игорь Сердюк, рассказывали какие российские образцы могут быть достойны внимания ценителей европейских вин. Осенью 2014 года Григорьев возглавил крымскую винодельню AlmaValley а его коллега по Viniteka.ru и винному журналу Magnym, винный эксперт в России Игорь Сердюк стал его заместителем. Григорьев и Сердюк выбрали 5 российских марок, с которых советуют начать знакомство с винами России, но это далеко не все, заслуживающие внимания. Учитывая сезон, они взяли красные сухие вина. Представленные вина не маргинальные. Если предложить их потребителю, то они могут понравиться или не понравится, но никто из людей не скажет, что эти вина плохого качества. Более того, если их спросить на дегустации, что это за вино, могут даже назвать уважаемые если не марки, то страны и регионы: Чили, Австралия, некоторые регионы Франции и т. д.
В Регионах России, где виноделие развивалось еще 100–150 лет назад, — Краснодарский край, Крым и долина Дона (Ростовская область) — вином занимались еще с 17 века. В этих зонах много солнца, которое компенсируется другими факторами и природными явлениями. Виноград вызревает хорошо, в нем много сахара — в винах высок уровень алкоголя по современным традициям. В данном обзоре представлены вина из всех 3 регионах. Вино «Красностоп Золотовский» от «Винодельни Ведерниковъ» — из долины Дона, Пино Нуар от AlmaValley и Автохтонное вино Крыма от Валерия Захарьина» — крымские, Gai-Kodzor и «Лефкадия» — из Краснодарского Края.
«Вина, о которых мы говорим сегодня, — не самые дешевые, хотя у производителя есть и более демократичные цены, — отмечает Андрей Григорьев. — У потребителей необычный подход: они не понимают, почему должны столько платить за российское вино. Но если бы вина того же достоинства были произведены, например, в Бордо, они стоили бы дороже. С учетом курса евро оно вышло бы не дешевле 7000–8000 рублей за бутылку. У региона есть своя история, реноме, контроль производства. Виноделие — очень чувствительный к репутации сектор, много значит бренд. Не тот бренд, что на этикетке, а категорийность, регион. Для случайного потребителя будет лучшим заведомо худшее бордо, чем, например, Красностоп. Российские вина конкурентны: они выдерживаются во французских бочках, саженцы закупаются в Европе. В России, к сожалению, нет современного оборудования для виноделия, поэтому его тоже приходится импортировать. Даже такие материалы, как проволоки, закупаются в Китае. Все удобрения — импортные. Рублевая составляющая в производстве — зарплата, которая ниже, чем в Европе, но, вероятно, выше, чем в Чили, Аргентине и Южной Африке. Цены на бутылки и печать этикеток — сопоставимы. Но в целом все производство вина в России виноделам обходится дороже, чем европейским. Нельзя не отметить административные издержки, сложности с лицензированием, многочисленные проверки. В России некомфортный технологический режим: государственные требования и технические условия противоречат современным международным стандартам. Например, все российские вина должны быть отфильтрованы, но не одно по-настоящему хорошее вино не фильтруется! Натуральный осадок в красном вине — неотъемлемая его часть. Если вино фильтровать, оно обедняется».
Андрей Григорьев объяснил порядок ценообразования российского вина. Например, 1 килограмм хорошего винограда для вина в Крыму стоит 40 рублей. Из него получается примерно бутылка вина. Самая дешевая бутылка российского производства стоит 12 рублей, пробка — 4–5 рублей. Этикетка, акциз, колпачок, коробка на 6–12 бутылок — прямые затраты, что в цене бутылки составляет около 80-ти рублей. Надо также учитывать зарплаты, затраты на то, чтобы за виноградником ухаживали весь год. Вино делается, разливается, хранится, транспортируется. Классическая бочка для выдерживания вина объемом 25 литров стоит 700–800 евро. Поскольку ее еще нужно вести из Франции, то стоит брать цифру примерно в 1000 евро. Бочка отвечает за сбалансированность вкуса. Вино, которое стоит дешевле 200 рублей, не может быть хорошим вином, сделанным из хорошего винограда: возможно, это дешевый импортный виноматериал, разлитый в российские бутылки. Это не фальсификат — просто это не российское вино.
Имидж российских вин на мировом рынке нужно развивать, рассказывает Андрей Григорьев. Если говорить о них одним словом, то в мире они — экзотика. Именно российские сухие вина в советские времена были не очень распространены. То, что появляется сейчас, известно специалистам, вина активно участвуют в выставках, у некоторых есть медали. «На уровне профессионального экспертного сообщества российскими винами интересуются, но на уровне рыночных позиций я не уверен, что кто-то что-то продает в Европу. Рынок перенасыщен (прежде всего европейскими винами) поэтому ставить целью экспансию российских вин ни на уровне производителей, ни на уровне государства было бы не логично».
По мнению Андрея Григорьева, через 10–15 лет российские вина займут свою долю рынка — заведомо небольшую, потому что в России небольшое производство, которого должно хватить, чтобы насытить и свой рынок. Потенциал есть. «Понятно, что самые интересные вина будут где-то появляться: лет 5–6 назад мы видели российское вино в виной карте одного престижного ресторана в Бордо. Это было белое «Шато ле Гран Восток», в производстве которого в какой-то момент был задействован французский капитал. Понятно, что это было не системно, но факт остается фактом», — говорит он.
Президент Союза виноградорей и виноделов России Леонид Попович отмечает: «Производство шампанского и игристых вин в Краснодарском крае в январе-августе 2015 года, по данным Краснодарстата, выросло на 19,8 % до 2 млн. 41,8 тысяч декалитров. Столовых вин — на 1,8 % до 10 млн 121,7 тысяч декалитров. Выпуск винных напитков без добавления спирта увеличился на 51 % до 1 млн. 695,4 тысяч декалитров.
Сейчас мы идем с превышением уровня производства вина на 20 % по сравнению с прошлым годом. Скорее всего, год мы закончим с таким же ростом — на 15–20 %. Независимо от того, что в 2015 году было собрано на 10 % урожая меньше, чем в 2014 году, производство вина будет выше, чем в прошлом году.
Конечно, мы все хотим, чтобы увеличивалось производство вина из собственного винограда. Одной из главных задач для отрасли сейчас является закладка новых виноградников и к 2020 году планируется расширение площади до 140 тысяч гектаров. Стоит отметить, что данное расширение площади реально только в том случае, если будет серьезная государственная поддержка. Все зависит от того, когда эта поддержка начнется».
На данный момент, площадь виноградников в Краснодарском крае составляет 26,8 тыс. гектаров. Всего в регионе возделывается двадцать один столовый и семьдесят один технический сорт винограда. Сейчас присутствует медленный, небольшой, но все-таки рост отрасли. Дополнительные виноградники Крыма дали России 10 % к общему приросту по выпуску вина (20 %). То есть половину «прибавки» дает Крым, половину из чистого роста — российские предприятия.
Крымские виноделы начали адаптироваться к российскому законодательству и постепенно переходят на ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система). Но, к сожалению, пока что им достаточно трудно.
О том, что производство растет именно на фоне повышения спроса говорить еще рано. Скорее, производство растет за счет импортозамещения. Спрос тоже растет, но гораздо медленнее, на 1–3 % в год. Да и откуда может вырасти спрос, когда уровень зарплат и уровень жизни падают, а цены растут.
Сейчас у российских виноделов есть задача заявить о себе на федеральном рынке, пробиться в винные карты России. «Кубань-вино» вывела новую серию специально для «HoReCa». «Фанагория» тоже об этом думает. Это тренд: компании начали массово пробиваться в винные карты 10 лет назад. Сейчас они продолжают наращивать объемы в предложениях для «HoReCa». Потому что если в сетях и в магазинах российское вино уже более или менее представлено, то в «HoReCa» по-прежнему засилие импорта. Поэтому заходите в рестораны — это правильно.
На саммите виноделов в рамках деловой программы обсуждаются задачи по усовершенствованию законодательства. Поправки в статью 171- ФЗ о «Государственном регулировании оборота этилового спирта…» должны позволить приблизить вино к месту его производства. В законодательном плане это произошло. Но до того момента, когда такое вино появится на полках, еще далеко.
В декабре 2014 года были внесены изменения в ФЗ-171, регулирующий производство и оборот алкогольной продукции. В частности, введено в закон понятие вина, произведенного из отечественного винограда, введены понятия вина защищенного географического именования и защищенного наименования места происхождения, а также признали янтарный напиток сельхозпродуктом. При этом выделены следующие наименования вин, защищенных географическим названием: «Кубань» (Краснодарский край), «Дагестан» (Республика Дагестан), «Долина Терека» (Республика Кабардино-Болгария», «Нижняя Волга» (Астраханская и Волгоградская области), «Крым» (Республика Крым).
Чтобы вина с защищенным географическим указанием появились на полках магазинов должно пройти 2–3 года. По международным меркам это очень быстро. Если взять в учет мировой опыт, государства десятилетиями занимались тем, что мы предлагаем сделать за три года. Предстоит выполнить огромный объем работы. Это и регистрация виноградников, учет, инвентаризация, выработка системы декларирования произведенного винограда. Эту систему нужно создать, запустить, опробовать и исправить ошибки. Это очень большая работа, которая ляжет, в том числе, на самих виноделов, которые и так пытаются выжить в нелегких условиях. И то, что можно было бы сделать относительно быстро при наличии денег, будет делаться медленно, потому что финансирования нет.
Исходя из выше изложенного в статье, можно сделать вывод о том, что рынок российских вин еще не способен конкурировать с европейским. На полках магазинов ассортимент в большей степени состоит из вин импортного производства, так как потребители не совсем доверяют отечественному производителю и делают выбор в сторону зарубежных марок. Но наше виноделие развивается, производится более качественная продукция, увеличивается объем площадей виноградников, стремясь заслужить доверие не только российских потребителей, а также выйти и на мировой рынок.
Литература:
- Короткообовсем — RUSSIAN FOOD&DRINKS MARKET MAGAZINE (1/14) http://foodmarket.spb.ru 10.01.2016
- Новости. Алкоголь (1/2) http://polpred.com
- Пять достойных вин. Выбор эксперта Андрея Григорьева. http://www.wine-russia.ru/
- Маркетинг в системе управления на предприятиях пищевой промышленности (на примере пищеконцентратной отрасли)Косикова Ю. А. диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Москва, 1997
- Перспективы развития мировой и российской молочной индустрии Косикова Ю. А., Литвинова Н. В.Молодой ученый. 2014. 3 (62). С. 460–462.
- Обзор рынка российского мороженого Косикова Ю. А., Венкова А. С. В сборнике: Живые системы XIII научно-практическая конференция с международным участием. 2015. С. 16–20
- Маркетинговые исследования безалкогольной продукции /Хлыстик А. М., Косикова Ю. А. В сборнике: Индустриализация современного общества: теория и практика Сборник материалов к конференции «День Знаний». Ответственный редактор В. В. Рокотянская. 2014. С. 23–26.
- Анализ рынка ОАО «Пивоваренная компания Балтика» /Комиссарова А. А., Косикова Ю. А. В сборнике: Индустриализация современного общества: теория и практика Сборник материалов к конференции «День Знаний». Ответственный редактор В. В. Рокотянская. 2014. С. 27–30
- Практические рекомендации по проведению маркетинговых исследований хлебопекарного предприятия /Косикова Ю. А., Тульская Н. С., Шифман З. Б., Косован А. П.Хлебопечение России. 1998.№ 3. С. 12–13.