Ключевые слова: инновация, НИОКР, инновационная деятельность, государственное регулирование.
Теоретические и эмпирические показатели, зафиксированные в последние годы, свидетельствуют о том, что существует по крайней мере 6 основных категорий условий в области инноваций, для которых возможно предусмотреть ухудшение и в предварительном порядке предотвратить их.
Все это направлено на снижение или устранение трансграничных барьеров и ограничений на развитие, исполнение и внедрение инноваций.
Этими шестью категориями средне- и долгосрочных политических опций являются:
- международные правила о цифровой торговле;
- новые нормы для привлечения квалифицированной рабочей силы исследователей техников и предпринимателей;
- необходимость пересмотра правил на международном уровне, о том, чтобы субсидии представляли собой целенаправленные и исследовательски-скоординированные инвестиции от государственных учреждений, институтов и организаций частного сектора в районах признанной глобальной значимости, которые могут быть коммерциализированы частными и государственными предприятиями;
- согласованные усилия в целях установления международных стандартов на основе открытого и глобального сотрудничества, а не через национально ориентированных соображений;
- всемирного координированного подхода коммерческой тайне абзац меры по улучшению сбора данных, связанных с инновациями и распространением.
Экспертная группа ВТО проводила исследования об эффекте инноваций в области прав интеллектуальной собственности с акцентом на патентах, и, в частности, о Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Брайан Меркурио, профессор Китайского университета Гонконга (The Chinese University of Hong Kong), пришел к выводу, что «среди прочего существует необходимость пересмотреть миссию Соглашения, которое в его нынешнем виде не рассматривает инновации в качестве своей главной цели». Меркурио также подробно остановился на необходимости подвергнуть сомнению тот аспект, что индустриальная отрасль и длительность патентной защиты подходит не для всех областей производства, секторов экономики, стран, а также дифференциации пользы от инноваций". Это говорит о том, что любое изменение политических акций в области инноваций должны быть постепенными с большой чувствительностью к вопросам конкретного сектора.
Схема 1
Методы финансирования государством инновационной деятельности.
Государственное участие в инновационной деятельности может включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными средствами (прямое финансирование), так и создание условий для использования рыночного механизма привлечения средств (косвенное финансирование).
Диаграмма 1
Государственное финансирование НИОКР и налоговые льготы в 2011 году, (в процентах от ВВП).
Как видно из диаграммы 1, Россия занимает первое место бюджетному финансированию НИОКР. Около 0,37% ВВП российское правительство вкладывает в развитие научных исследований и инноваций. В России, по расчетам Института статистики Юнеско, бизнес вкладывает до 60% средств от общего объема научно-исследовательских работ. Таким образом, при правильном подходе формулирование «инновационных» задач должно быть возложено на специалистов в отрасли – или непосредственно на бизнес (при наличии компетенций) или на отдельные консалтинговые/инжиниринговые структуры, сведущие, как в экономике, так и в науке.
Литература:
- Федеральная служба государственной статистики. — режим доступа: www.gks.ru/ (дата обращения 17.11.2016).
- Инновация деятельность как определяющий фактор в конкурентной борьбе. —Хмельницкая О. В. МГТУ "МАМИ", 2010.
- Проблемы регулирования электронной коммерции в России
- Болаев К.К., Макаева К.И., Мендяев Б.А.
- Инновации и инвестиции. — Бадлаева О. А., Кензина Ц. З.
- Дельдюгинова М.В., Казакова Г.Я. Проблемы социального развития в условиях инновационной экономики. В сборнике: Актуальные проблемы социально-экономического развития Прикаспийского региона в условиях инновационной экономики Казахстанская Международная научно-практическая конференция. 2012. С. 17-21.