В статье рассматривается новый способ получения государственных услуг посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, направленный на сокращение времени ожидания заявителей в очереди, повышение качества оказания госуслуг и уровня удовлетворенности граждан при их получении.
Ключевые слова: государственные услуги, оценка качества, мнение граждан, многофункциональные центры, «одно окно».
В последние годы в России предпринимаются меры по активизации использования информационно-коммуникационных технологий с целью повышения эффективности и качества государственных и муниципальных услуг. Мировой опыт показывает, что внедрение технологий электронного правительства предоставляет гражданам и бизнесу доступ к высококачественным услугам государственных органов и одновременно уменьшает стоимость этих услуг. Анализ применяемых методик оценки качества предоставляемых государственных услуг показал, что в большинстве анализируемых субъектах РФ для этого используются методы анкетного мониторинга организаций, оказывающих услуги и социологическое опросы.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2012 году органам исполнительной власти поставлена задача обеспечить к 2015 году не менее 90% граждан Российской Федерации возможность получения государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в первую очередь в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр или МФЦ). Следует отметить, что в рамках проводимой в Российской Федерации административной реформы существенным образом происходят изменения во взаимодействии органов государственной власти и граждан, и в первую очередь это происходит в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг. Трансформируется сам характер взаимоотношений путем внедрения принципа «одного окна», направленного на снижение времени, затрачиваемого гражданами и представителями бизнес- сообщества (далее – заявители) на обращения в органы исполнительной власти и местного самоуправления, минимизацию количества документов, которые заявитель должен предоставлять в орган власти для получения услуги. Освобождение заявителей от необходимости неоднократного посещения органов власти происходит благодаря внутренней информатизации ведомств и развитию инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия. Кроме того, данный принцип предусматривает концентрацию в одном месте оказания услуг различных органов власти. Именно создание разветвленной сети многофункциональных центров можно считать одним из основных достижений административной реформы в области повышения качества предоставления госуслуг и обеспечения их доступности. Многофункциональные центры выполняют роль доверенного посредника между заявителем и органами власти, предоставляя государственные услуги различных ведомств в одном помещении в соответствии со стандартами комфортности, давая возможность заявителям избавиться от необходимости собирать справки и ходить по различным инстанциям, зачастую расположенным на значительном расстоянии друг от друга, привлекать на возмездной основе посредников. Необходимо отметить, что на многофункциональные центры возложена обязанность обеспечивать защиту информации, доступ к которой ограничен в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также соблюдать режим обработки и использования персональных данных. В связи с этим многофункциональный центр, его работники, иные организации, привлекаемые уполномоченными многофункциональными центрами в целях повышения территориальной доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых по принципу «одного окна», и их работники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод, что в многофункциональных центрах целесообразно предоставлять государственные услуги, оказываемые фактически в режиме реального времени, то есть в момент обращения заявителей.
Литература:
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
- О персональных данных: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru.
- http://www.мфц.рф
- Дельдюгинова М.В., Казакова Г.Я. Проблемы социального развития в условиях инновационной экономики. В сборнике: Актуальные проблемы социально-экономического развития Прикаспийского региона в условиях инновационной экономики Казахстанская Международная научно-практическая конференция. 2012. С. 17-21.