Ключевые слова:общественное питание; потребительские услуги; рынок; тенденция
Технологии охватывают практически все аспекты современного мира, но с появлением постоянно развивающихся мобильных устройств и облачных вычислений господство технологий оказывает все большее влияние на нашу жизнь. Все эти достижения науки и техники имеют влияние во всём мире, и одним из мест, где мы видим все больше и больше технологий, является сфера общественного питания.
Ещё до масштабного распространения онлайн-бронирования, «умных» столов и новых методов оплаты, информационные технологии проникли в сферу ресторанного бизнеса как никогда ранее. Несомненно, большинство из достижений будет способствовать повышению уровня обслуживания как для сферы деятельности, так и для посетителей.
Начиная с 2005 года, в России количество объектов общественного питания начинает увеличиваться за счет развития маркетинга и внедрения информационных технологий в эту сферу. В этот период техническим оснащением своих заведений стали пользоваться не только крупные рестораны быстрого питания, но и средние по обороту предприятия.
Таблица 1
Оборот рынка общественного питания в Российской Федерации, 2005-2015 гг. [1]
Основными факторами роста являются увеличение материальных доходов горожан и как следствие увеличение покупательской способности, появление продуктовых инноваций, а также важно учитывать технологические и технические инновации — автоматизация производства, отдельных операций в технологическом процессе позволяет экономить на затратах на живой труд, ускорить производственный процесс. [2]
Самым распространенным примером роли информационных технологий в сфере общественного питания является использование социальных сетей для определения характера спроса рынка общепита. Именно сайты и порталы услуг играют большую роль в оценивании заведений общественного питания, ведь учитывая отзывы, оставленные другими пользователями, удобнее всего выбирать то или иное заведение для посещения. Особенно это важно для заведений, которые находятся в туристических местах, так как именно приезжие люди прибегают к общественному мнению, поскольку еще не знакомы с новым местом.
Поэтому как никогда актуальным является представительство во всемирной паутине, по данным социальных исследований журнала Bloomberg именно правильно организованный и хорошо структурированный сайт способен давать до 25-30% посетителей. Грамотное позиционирование сайта должно отвечать за следующие цели:
- обеспечение удобного и эффективного интерфейса пользователя;
- разработка дизайна, который должен быть комфортным в плане удобства использования (usability);
- обеспечение удобного просмотра меню ресторана;
- возможность пользователя оставить отзыв о сайте или об отдельных блюдах либо пожелание, чтобы соответственно таким образом координировать работу сайта;
- обеспечить возможность регистрации пользователя на сайте для его удобства и дополнительной безопасности;
- обеспечение удобного и эффективного интерфейса служащих.
Не последнюю роль играет использование информационной системы общественного заведения, которая позволила бы хранить информацию не в бумажном виде, а в электронном варианте на отведенном сервере. При многом прочем, через информационную систему посредством использования Интернета работник заведения может связаться с поставщиками для восполнения недостающих продуктов. Основное преимущество информационной системы заключается в обеспечении защиты данных от некорректных обновлений и несанкционированного доступа к коммерческой информации.
Цифровая революция в ресторанной индустрии начинает стремительно развиваться, и, чтобы двигаться в ногу с наукой, заведениям приходится непосредственно совмещать технологии и традиционный бизнес. Одним из таких примеров являются техно-кафе, идея которых заключается в том, чтобы соединить рестораны с различными технологическими решениями. ИТ-компании в настоящее время стремятся интегрировать свои продукты, так что рестораны могут управлять своими данными совместно с использованием новых развлекательных систем, которые предназначены для многопользовательского режима.
Технологии постоянно развиваются, поэтому цель заведений общественного питания не только в том, чтобы применять технологии, но постоянно обновлять их, клиенты привыкли к тому, чтобы их должны удивлять, и, следовательно, требуют инноваций [3]. Например, пользователи ежегодно ожидают от Apple новую модель iPhone, которая сделает прошлогоднюю версию устаревшей, – и проводя параллель с ресторанным бизнесом, – клиенты жаждут, чтобы рестораны должны привносить в обслуживание новшества на регулярной основе.
Литература:
- Федеральная служба государственной статистики. — режим доступа: www.gks.ru/ (дата обращения 20.11.2016).
- Российский рынок общественного питания 2013. — режим доступа: marketing.rbc.ru/ (дата обращения 20.11.2016).
- Казакова Г.Я. Кризис: конструктивное и деструктивное воздействие на региональное предпринимательство. /Казакова Г.Я., Даванов Г.С., Акиева Г.Г./ Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-1 (76-1). С. 308-312.