Уровень репутационных моделей бизнес-процессов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Макаева, К. И. Уровень репутационных моделей бизнес-процессов / К. И. Макаева, С. Э. Гашунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27.2 (131.2). — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36456/ (дата обращения: 18.12.2024).



Применение репутационных моделей бизнес-процессов и их классификацию следует начинать с соответствующего уровня. Для выполнения требований общности и дополняемости модели должны быть сгруппированы по определенному признаку. Рассматривались группировки по следующим классам:

 По математическим методам, используемым в модели – легко выделяемый признак, однако сложно сопоставляемый с областью знаний УБП: использование разных методов возможно в рамках одного и того же бизнес-приложения репутации.

 По структурным элементам моделей (например, формату входных данных) – признак очень хорош для последующего определения границ применимости, однако так же усложняет восприятие итоговых рекомендаций.

 По целям (решаемым задачам) – признак удовлетворяет требованиям общности (достаточно просто сформулировать цели на нужном уровне абстрактности) и дополняемости (новые модели либо решают те же задачи, либо добавляют в классификацию новые). [1]

Таблица 1

Выделенные цели (решаемые задачи)

Цели в\у

Решаемая задача (цель)

Краткое описание

-

Расчет репутации контрагента

Расчет уровня репутации агента на основе его взаимодействий с рассчитывающим

-

Расчет вероятности успешного взаимодействия с контрагентом

Выбор подходящих контрагентов для взаимодействия – обоснование решений по выбору поставщиков, партнеров, провайдеров аутсорсинговых услуг и т.п.

Управление собственной репутацией

Вычисление оптимальных инвестиций в репутацию в конкурентной по репутации среде

Инвестиции в оптимальный уровень репутации относительно конкурентов

Расчет реакции репутации на различные действия агента

Репутационный фидбэк

Защита систем

Примеры: защита репутационной системы от ложных отзывов, обеспечение истинности транзакций в blockchaineсистемах

-

Расчет динамики рыночных показателей компании

Связь динамик репутации и таких показателей, как доля рынка или объем продаж

В ходе изучения репутационных моделей было выделено 8 основных решаемых ими задач (целей), их список и краткое описание приведены в Таблице 1.

Эти цели представляют собой классы в разрабатываемой классификации. Некоторые их них дополнительно сгруппированы в цели верхнего уровня, для последующего уточнения влияний на орг.структуру компании после внедрения модели. Таким образом, в классификацию включены 6 классов:

Распределение рассмотренных репутационных моделей по целям приведено в табл. 2.

Таблица 2

Цели и соответствующие им модели

Решаемая задача (цель)

Модели

Расчет репутации контрагента

- SPORAS

- Простое суммирование/ вычисление среднего

- ReMSA,Lee

Расчет вероятности успешного взаимодействия с контрагентом

- Вычислительная модель доверия и репутации, Mui

- Schillo

Вычисление оптимальных инвестиций в репутацию

Репутация с точки зрения потребителей (статическая модель)

Расчет реакции репутации на различные действия агента

Модель фирм, конкурирующих на рынке

Расчет динамики рыночных показателей

- Репутация с точки зрения потребителей (динамическая модель)

Защита систем

- Модель сертифицированной репутации для TripAdvisor

В качестве объектов, которым сопоставляются цели моделей в классификации, были выбраны процессы из 13-процессной эталонной модели [2] на основе схожести целей процесса с целями в классификации. Таким образом, классификация показывает, в рамках каких процессов могут быть достигнуты выявленные цели через использование выходной информации моделей – определяет место модели в УБП, центральным понятием которого являются процессы. Использование процессов из эталонной модели обеспечивает общность; при необходимости их можно декомпозировать для конкретного проекта.

Таблица ниже показывает, в рамках каких процессов достигаются цели и в качестве чего при этом используется выходная информация соответствующих моделей. Также она дополнена поясняющими примерами.

Предлагается использовать выходные данные моделей следующим образом:

  1. Входные данные для процессов, для обеспечения принятия решений внутри них.
  2. В составе выходных данных процесса.
  3. Для контроля процесса – например, как значение, используемое для подсчета метрик.

Таблица 3

Сопоставление целей с процессами

Решаемая задача (цель)

Эталонный процесс в/у

Использ. вых. дан. модели в процессе

Использование вых. дан. модели (пример)

Расчет репутации контрагента

Управление персоналом

Входные данные

Управление персоналом, выделение лидеров и экспертов на основе взаимодействий (корп. переписки)

Управление информацией

Входные данные

Мониторинг репутации контрагентов

Разработка стратегии

Входные данные

Бенчмаркинг репутации при входе на рынок

Расчет вероятности успешного взаимодействия с контрагентом

Управление внешними отношениями

Входные данные

Выбор партнера/ поставщика продукта или услуги

Вычисление оптимальных инвестиций в репутацию

Управление ресурсами

Выходные данные

Управление репутацией как активом

Расчет реакции репутации на различные действия агента

Управление развитием и изменениями

Входные данные, данные для контроля процессов

Прогноз изменений в репутации при изменении процесса

Управление качеством

Входные данные, данные для контроля процессов

Контроль качества продукции

Разработка стратегии

Входные данные

Расчет динамики репутации

Расчет динамики рыночных показателей

Разработка стратегии

Входные данные

Прогноз доли рынка на основе динамики репутации

Защита систем

Управление качеством

Данные для контроля процессов

Контроль истинности отзывов

Уровень ограничений, где под термином «ограничения» рассматриваются факторы, определяющие границы применимости модели. На верхнем уровне рассматриваются два основных фактора:

  1. Целесообразность внедрения модели – некоторые цели из описанных в классификации могут противоречить целям компании. Достижение других целей может быть бессмысленным в контексте бизнес -модели компании или ее внешнего окружения.
  2. Экономическая эффективность внедрения модели. Стоит отметить, что она зависит от экономической эффективности внедрения системы, которая эту модель реализует, и здесь возможна большая вариативность решений. В связи с этим учитываются только эффекты, связанные с непосредственным влиянием характеристик и компонент модели на процесс внедрения. Наиболее широкоиспользуемым показателем для оценки эффективности является ROI [2]. Для рассматриваемого случая издержки внедрения (модели) можно рассматривать как полную сумму инвестиций, а в качестве суммарного дохода – дополнительную прибыль, генерируемую за счет более качественного управления (или снижение издержек, произошедшее по той же причине). К этой же группе относятся модели, чье внедрение невозможно по техническим причинам (нереализуемо высокая сложность алгоритмов) – для них мы будем полагать издержки внедрения стремящимися к бесконечности.

Таблица 4

Ограничения - описание

Назв.

Описание

Пример

Несовместимость с целями организации

Цели модели могут быть несовместимыми с целями организации или их достижение может быть бессмысленным

Если необходимые для работы ресурсы поставляются поставщиком-монополистом, то выбор партнера по репутации (как в модели Schillo) бессмысленнен

Сложность вычислений

Модели могут требовать сложных вычислений/ использовать сложные алгоритмы

Модели, использующие рефлексию

Предпосылки о технических условиях реализации модели

Предпосылки моделей, рассматривающих репутацию в системах, могут требовать особых свойств от этой системы, реализуемых технически

Пример – модель SPORAS, включающая набор предпосылок для однозначного определения агента в системе

Входные данные

Могут требоваться данные, которые принципиально закрытые/ не существуют (не собираются никем)
(случай с данными, сложными в сборе или обработке, уже описаны выше)

Модель «Репутация с точки зрения потребителей» требует на вход функции издержек всех агентов

Дополнительные компоненты к существующим процессам

Реализация модели может потребовать новые метрики, KPI, входы и выходы для существующих процессов

Модели, данные которых используются для контроля других процессов – у последних, очевидно, появляются новые метрики

Изменения в структуре знаний

Если компания имеет систему знаний, связи между значениями репутации и принятием решений должны храниться в ней /поступать в нее/ обновляться

Такой подход может использоваться при автоматизации принятия решений внутри процессов на основе репутационной информации

Изменения в связях между процессами

Могут появиться новые потоки данных между процессами

При внедрении нескольких моделей для разных целей

Предпосылки о бизнес -модели и внешнем окружении компании

Предпосылки модели могут быть невыполнимы в контексте бизнес -модели компании

Во внешнем окружении компании может быть нереализуем механизм оценивания агентами друг друга (например, если агенты анонимны)

Таким образом, каждое из рассматриваемых далее ограничений влияет на один из главных факторов либо делая внедрение нецелесообразным, либо увеличивая его издержки. Поставив ограничения в зависимость от модели, цели или процесса, мы получим список факторов, определяющих границы применимости той или иной модели. Зависимость продиктована уровнем, на котором возникают ограничения. Например, специфические входные данные продиктованы самой моделью, а конфликт с целями компании – целью из классификации, распространяющей ограничения на все связанные с ней модели.

Таблица 5

Ограничения - структура

Название

В\у фактор влияния

Уровень возн.

Несовместимость с целями организации

Целесообразность

Цели

Сложность вычислений

Экономическая эффективность

Модели

Предпосылки о технических условиях реализации модели

Экономическая эффективность

Модели

Входные данные

Экономическая эффективность

Модели

Дополнительные компоненты к существующим процессам

Экономическая эффективность

Процессы

Изменения в структуре знаний

Экономическая эффективность

Процессы

Изменения в связях между процессами

Экономическая эффективность

Процессы

Предпосылки о бизнес -модели и внешнем окружении компании

Экономическая эффективность

Процессы

Таблица, приведенная выше, описывает выявленные ограничения и задает их структуру: верхнеуровневый фактор влияния, уровень в классификации, с которым ограничение связано.

Литература:

  1. Макаева К.И.Особенности развития транспортного комплекса и информационно коммуникационных технологий в Республике Калмыкия// Сборник «Модели хозяйственного развития: теория и практика» Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной юбилею профессора Л.Ц. Бадмахалгаева. 2015. С. 155-157.
  2. Макаева К.И., Оргаева А.А. Проблемы формирования бизнес-модели на основе государственно-частного партнерства в развитии дорожной инфраструктуры// Сборнике «Экономическая безопасность и финансово-кредитные отношения в современных условиях: подходы, проблемы и направления совершенствования» первая Международная научно-практическая сессия: сборник трудов конференции. Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова. 2016. С. 37-41.
  3. Бодняева О.Ю., Казакова Г.Я. Проблемы финансирования малого бизнеса. В сборнике: Актуальные проблемы и тенденции развития современного общества: теоретико-методологические и прикладные аспекты Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2014. С. 112-114.
Основные термины (генерируются автоматически): модель, данные, процесс, экономическая эффективность, SPORAS, бизнес - модели, Репутация, внешнее окружение компании, различное действие агента, успешное взаимодействие.


Задать вопрос