Организация социальной работы с пожилыми людьми в процессе их адаптации к условиям дома-интерната | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 12.12.2016

Статья просмотрена: 3670 раз

Библиографическое описание:

Завражнов, В. В. Организация социальной работы с пожилыми людьми в процессе их адаптации к условиям дома-интерната / В. В. Завражнов, Е. Д. Железнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 746-748. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36467/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проблема адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната является на данный момент одной из самых острых социальных проблем. Во многом это связано с тенденцией старения населения. Так численность пожилых людей по отношению к общей численности населения составляет около 30 % и этот показатель продолжает расти [3]. При этом старение воспринимается самими пожилыми людьми, их родственниками и знакомыми как негативный процесс, что порождает отрицательное отношение к пожилым людям в обществе. Также отрицательно воспринимаются большинством современного российского общества и дома-интернаты для лиц пожилого возраста. Чаще всего это связано с недостатком информации о таких учреждениях и распространенностью социальных стереотипов, характеризующих дома-интернаты, как учреждения «для доживания».

Адаптация пожилых людей к новым условиям вообще представляет серьезную социально-психологическую проблему. Старость — это период серьезных физиологических изменений в организме, существенно сужающих его возможности. В большинстве случаев эти возможности еще больше сокращаются в результате заболевания или увечья. Особенности психического развития пожилых людей также сокращают их адаптивный потенциал. Если говорить об условиях дома-интерната, то к обычным факторам, затрудняющим адаптацию пожилых, присоединяются высокая тревожность, вызванная разлукой с близкими и неизвестностью.

Изучению особенностей адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната посвящены исследования А. И. Беленького, О. В. Красновой, М. В. Ромма, Е. И. Холостовой, Л. И. Анцыферовой, Г. А. Парахонской и др. При этом можно отметить, что в работах исследователей данной проблемы недостаточное внимание уделено конкретным формам и технологиям социальной работы в процессе адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната.

В широком смысле под адаптацией понимается процесс, а также результат приспособления к условиям среды. Говоря об адаптации, выделяют ее биологический, психологический и социальный аспекты. Личностное развитие происходит на основе взаимосвязи психологического и социального аспектов. Несмотря на многочисленные исследования, среди ученых не сложилось единого взгляда на природу адаптации и ее механизмы. Общим для всех концепций адаптации является признание того, что процесс адаптации тесно связан с взаимодействием личности и окружающей среды, в ходе которого происходит их взаимное преобразование. Формы и механизмы адаптации подразделяются на позитивные и негативные. В результате использования негативных форм может нарушаться гармоничное развитие личности, в результате чего утрачивается способность к выполнению деятельности, возникают нарушения физического и психического здоровья, утрачивается позитивный психоэмоциональный фон [1].

В возрастную группу пожилых входят люди в возрасте 55–60 лет, однако внутренняя структура группы крайне неоднородна по ряду признаков. Трудности адаптации в основном определяются особенности данного возраста. Старость является периодом угасания сил и возможностей человека. Пожилые люди, в первую очередь, должны адаптироваться к физиологической и психосоциальной ситуации старения. Чаще всего данный период развития воспринимается пожилыми людьми и окружающими негативно, что усложняет адаптацию к новым условиям. Дом-интернат пугает пожилых людей разлукой с близкими, новыми условиями проживания. Преодоление трудностей адаптации зависит от особенностей учреждения, его возможностей обеспечить социально-психологическую поддержку пожилых людей, а также от установок пожилых на активную жизнедеятельность.

Адаптация пожилых людей к условиям дома-интерната осложняется целым рядом обстоятельств. Как правило, у всех поступающих на проживание в дома-интернаты пожилых людей наблюдаются депрессивные состояния, отсутствует положительная мотивация и установка на новые условия жизнедеятельности, нет достоверной информации об учреждении и направлениях его деятельности. В связи с этим, первичная адаптация пожилых людей в доме-интернате проходит сложно: все они сначала испытывают стресс, который обостряет соматические и психические патологии и ведет к реакциям дезадаптации и негативной адаптации в целом.

Уровень адаптивности пожилых людей к условиям дома-интерната определяется двумя группами факторов: внешних (идущих от общества) и внутренних (идущих от самого человека). К внешним факторам адаптации пожилых людей относятся состояние экономики, политики, культуры и быта, способность государства оказывать им необходимую помощь в новых условиях жизнедеятельности в виде разработки и реализации адекватной их потребностям социальной геронтополитики, системы социального обслуживания, защиты и поддержки. К внутренним факторам адаптации относятся наличие и уровень развития потребности в нормальной социально-психологической адаптации у пожилых людей, их установки и ориентации на активную жизнедеятельность, интеграцию в местный социум и дальнейшее развитие коммуникаций [1]. Сочетание и взаимодействие внутренних и внешних факторов адаптации определяют выбор и использование конкретных адаптивных поведенческих стратегий, влияют на состояние и дальнейшие перспективы развития пожилых людей.

Социальная работа с пожилыми людьми основана на ряде законодательных актов Российской Федерации. Работа по адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната требует высокого уровня квалификации социального работника. Уровень компетенций при этом определяется познаниями в целом ряде дисциплин — медицина, геронтология, социальная психология и др. Для успешной адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната создается среда, которая расширяет возможности людей пожилого возраста, ограниченные болезнью или травмой. Социальный работник должен способствовать формированию дружеских отношений пожилых людей с персоналом учреждения и друг с другом. Также социальный работник организует досуг пожилых людей, выявляет их потребности и способности, помогает найти интересующий вид деятельности. Активная жизненная позиция и позитивное отношение к себе могут быть сформированы в ходе трудовой деятельности, посильной для пожилых, и организации различных культурных мероприятий (конкурсов, концертов, клубов).

Содержанием социальной работы с пожилыми людьми при их адаптации к условиям дома-интерната является изучение особенностей адаптации данной социальной группы и оказание им помощи в адаптации посредством различных технологий и программ, направленных на развитие уверенности пожилых людей в новых условиях, стимулирование контактов с окружающими, нормализацию психоэмоционального состояния пожилых людей, снижение уровня ситуативной тревожности и повышение общих адаптивных способностей пожилых людей.

Эмпирическое исследование особенностей адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната, проведенное на базе ГБУ «Арзамасский дом-интернат для престарелых и инвалидов», д. Марьевка, Арзамасского района Нижегородской области, показывает, что у значительной части пожилых людей отмечается низкий уровень готовности к участию в общественной жизни, а также низкий уровень готовности к новым бытовым условиям. К особенностям адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната следует отнести низкий уровень потребности в общении с окружающими, как с другими пожилыми людьми, так и с персоналом.

О сложностях в адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната говорит высокий уровень ситуативной тревожности, проявляющийся в различного рода психогенных расстройствах, реакциях дезадаптации, которые клинически выражаются в виде невротических, депрессивных и психопатоподобных состояниях. Поведенческими проявлениями этого являются расстройство сна, эмоциональная неустойчивость, навязчивые и тревожные опасения, сожаление по поводу принятия решения о поступлении в дом-интернат, снижение фона настроения, слезливость, фиксация на соматических недугах, негативное отношение к новым условиям проживания, недовольство, склонность к конфликтам и гневливости.

Адаптация лиц пожилого возраста к условиям дома-интерната начинается с оказания медицинской помощи. Цель проведения медицинских мероприятий при адаптации заключается в оптимальном восстановлении человека во всех доступных для него областях жизненной активности, несмотря на соматическое или психическое неблагополучие. Важным средством адаптации пожилых людей является организация особой среды, которая максимально соответствует возможностям данной социальной категории. Поскольку физические возможности пожилых ограничены болезнью или травмой, осуществляется устройство поручней там, где это необходимо, установка функциональных кроватей, использование прикроватных столиков, кресел-колясок и т. п. Указанные средства позволяют расширить диапазон возможностей пожилого человека, что позитивно сказывается на его адаптации [2].

Адаптация пожилых людей к условиям дома-интерната включает использование трудовой деятельности. Она чаще всего представлена эпизодическим участием пожилого человека в дежурстве по холлу, разноске периодической печати, дежурстве у входа в учреждение, у телефонного аппарата, в бытовой комнате и проч. Привычными видами деятельности для пожилого человека в доме-интернате могут стать уход за комнатными растениями, а также добровольное и посильное участие в уходе за ослабленными больными. Терапия занятостью позволяет пожилому человеку почувствовать свою социальную значимость и переключиться с самого себя на общественно-полезный труд, сформировать активную жизненную позицию. В некоторых случаях допускается организация мастерских, где пожилые люди, сохранившие трудовые навыки и способные их реализовать, производят столярные изделия, плетут сетки, корзины и др., удовлетворяя потребности проживающих и персонала в них

Мероприятия, направленные на социокультурную адаптацию пожилых людей могут проводиться в активной и пассивной форме. Активные формы проведения свободного времени подразумевают участие в работе клубов по интересам, различных кружков (пения, вязания, макраме, лепки, изделия из лоскутов и т. д.), в организации и проведении концертов художественной самодеятельности, выставок, конкурсов и праздников. Пожилые люди участвуют в деятельности местных отделений общественных организаций ветеранов ВОВ, инвалидов. В домах-интернатах из числа активных пожилых людей часто организуют культурно-бытовые комиссии, которые совместно с администрацией учреждения сотрудничают в области организации мероприятий культурно-досуговой деятельности. Принципиально важную роль при осуществлении данного вида мероприятий играют наличие или отсутствие у пожилых людей психологической установки на активное проведение досуга, а также стимулирующие действия социального работника, как инициатора их социальной активности [2].

Следовательно, адаптация пожилых людей к условиям проживания в доме-интернате представляет собой процесс и результат их приспособления к новой среде. Изучение особенностей адаптации пожилых людей показывает, что им сложно привыкнуть к новому окружению, и они испытывают тревогу по этому поводу. Деятельность социального работника в процессе адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната заключается в создании комфортной среды, соответствующей их физиологическим возможностям, а также в организации деятельности, способствующей трудовой и культурной занятости пожилых людей.

Литература:

  1. Максимова, С. Г. Социально-психологическая адаптация: особенности формирования и развития у лиц пожилого возраста / С. Г. Максимова. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. — 147 с.
  2. Поднебесная, Е. Б. Пожилые люди в интернате / Е. Б. Поднебесная // Психология зрелости и старения. Сб. статей — М., Центр «Геронтолог», 2004. — С. 50–64.
  3. Холостова, Е. И. Пожилой человек в обществе. / Е. И. Холостова. — М.: Социально-технологический институт, 1999–198 с.
Основные термины (генерируются автоматически): условие дома-интерната, адаптация пожилых людей, пожилое, социальный работник, пожилой человек, адаптация, пожилой возраст, социальная работа, условие проживания, активная жизнедеятельность.


Похожие статьи

Особенности социальной работы с пожилыми людьми

Анализ эффективности социальной работы с инвалидами в муниципальных центрах социального обслуживания

Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми людьми

Использование технологий социальной работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации

Организация семейного досуга как условие эффективной адаптации ребенка в замещающей семье

Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического комфорта в детском саду (практические рекомендации)

Организация взаимодействия с семьями в условиях дошкольного учреждения

Сохранение здоровья детей в период адаптации к школе

Построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми в общеобразовательной организации

Использование интерактивных методов по профориентации в работе с подростками в клубах по месту жительства

Похожие статьи

Особенности социальной работы с пожилыми людьми

Анализ эффективности социальной работы с инвалидами в муниципальных центрах социального обслуживания

Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми людьми

Использование технологий социальной работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации

Организация семейного досуга как условие эффективной адаптации ребенка в замещающей семье

Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического комфорта в детском саду (практические рекомендации)

Организация взаимодействия с семьями в условиях дошкольного учреждения

Сохранение здоровья детей в период адаптации к школе

Построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми в общеобразовательной организации

Использование интерактивных методов по профориентации в работе с подростками в клубах по месту жительства

Задать вопрос